Ответ на этот вопрос пытались найти в Донецком пресс-клубе реформ, который провел специальное заседание, посвященное развенчанию основных стереотипов в восприятии гражданами нашей страны деятельности Североатлантического альянса. По мнению участников заседания, эта тема особенно актуальна для Донетчины, где сегодня существует масса неверных представлений о НАТО, которое в шахтерском регионе всегда было, пожалуй, самым ярким проявлением «образа врага».
Основной стереотип восприятия НАТО в Донбассе прост: Альянс, по мнению донетчан, — «агрессивный военный блок», который не даст Украине ничего хорошего, а только лишь втянет ее в новые масштабные войны. Второе мнение — Вооруженные силы нашей страны не готовы к участию в таком мощном блоке, а значит НАТО интересны вовсе не наши военно-технические достижения, а украинские солдаты, которых Альянс якобы будет использоваться исключительно как «пушечное мясо». Наконец, третье представление об Альянсе сводится к тому, что после вступления Украины в НАТО блок установит в отдельных регионах (прежде всего восточных) свои базы, что еще больше обострит отношения с Россией.
Развенчивать эти стереотипы в Украине в целом и в Донбассе в частности сегодня не берется только ленивый. Например, в шахтерском регионе регулярно проводятся всевозможные круглые столы, семинары и конференции, разъясняющие специфику НАТО, в области уже несколько лет работает Научный информационный центр международной безопасности и евроатлантического сотрудничества при Донецком национальном университете, который проводит и публикует исследования деятельности Альянса, наконец, Министерство иностранных дел Украины разработало проект специальной информационной кампании, направленной на раскрытие «всей правды» о НАТО жителям нашей страны. Однако особого результата эти акции не имеют: Донетчина по-прежнему воспринимает этот блок преимущественно негативно, хотя при этом не может аргументированно спорить о НАТО — как показывает практика, донетчане знают о нем крайне мало.
Скажем, в регионе до сих пор является новостью то, что 70% мероприятий в рамках сотрудничества Украины с НАТО являются гражданскими, а не военными. Более того, по словам специального корреспондента Харьковского регионального медиа-центра в составе «Народной армии» Ярослава Чепурного, в военном плане Украина тоже не должна бояться негативных последствий: «Если бы в НАТО вступали только вооруженные силы, Украина уже давно была бы в Альянсе, потому что НАТО с большим одобрением относится к работе наших Вооруженных сил, блок ими полностью доволен», — говорит он, подчеркивая, что при вступлении в НАТО Украине не понадобится слишком серьезное перевооружение своей армии, чего так боятся в Донбассе, считая, что на эти цели уйдет слишком много дополнительных средств. «Страны бывшего соцлагеря, уже вступившие в НАТО, на 40—60% работают с вооружением советского образца. Большого перевооружения там не потребовалось. Мы должны это понимать», — отметил В. Чепурной. В конце концов, Донетчине очень важно объяснить то, что идея вступления Украины в НАТО возникла вовсе не после 2005 года, когда к власти в стране пришел Президент Виктор Ющенко, а много раньше, и первые документы относительно будущего членства подписывались еще его предшественниками. Аналогично работа над подготовкой Украины к членству в Альянсе не прекращалась и во времена смены глав правительств в стране: и Виктор Янукович, и Юлия Тимошенко, и Юрий Ехануров на должности премьер-министра одинаково сохраняли преемственность мнений в вопросе атлантической интеграции Украины. Однако донетчанам обо всем этом говорят крайне мало и крайне редко.
В итоге все доводы о позитивных сторонах атлантической интеграции на Донетчине разбиваются о стену непонимания. Исправить эту ситуацию МИД Украины надеется за счет Государственной целевой программы информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2008—2011 гг., которая была утверждена Кабмином в мае текущего года. Этот программный документ предполагает пять направлений работы: внедрение мониторинга общественного мнения и проведение его всестороннего анализа, создание авторитетного экспертного сообщества, нивелирование стереотипов общественного мнения относительно НАТО и внедрение действенного механизма информирования населения об атлантической интеграции нашей страны. И для Донетчины все эти планы как никогда актуальны, только вот к реализации их в шахтерском регионе нужно подходить очень внимательно и тщательно.
Прежде всего, «информаторам» о НАТО в Донбассе нужна системность. Пожалуй, главная проблема всех информационных кампаний по поводу НАТО на Донетчине заключается в том, что их никогда не проводят централизованно: все центры, конференции и семинары работают преимущественно для узкого круга граждан — для студентов, журналистов или общественных деятелей, то есть для всех, кто и так неплохо осведомлен об этом блоке и уже имеет сложившееся мнение на этот счет. Широкой и массовой кампании в регионе как не было, так и нет. А тем временем стереотип «агрессивной штаб-квартиры» в сознании представителей области утвердился настолько прочно, что его не изгонишь отрывочными сведениями. Более того, все эти отрывочные сведения напрочь перекрываются антиНАТОвскими митингами, проводящимися в регионе регулярно и создающими серьезный, пусть даже не качественный, а количественный, противовес всем цивилизованным лекциям и тренингам.
Кроме того, организаторам информационной кампании о НАТО нужно еще и понимать, что на нее потребуется немало времени, хотя, впрочем, его у Украины уж точно хватает. «Пропаганда, которая делала из НАТО врага, не может быть резко — пусть даже за несколько лет — вырвана с корнем из сознания людей, — отмечает атташе отдела координации сотрудничества с НАТО департамента НАТО МИД Украины Андрей Базив. — То, что делает сейчас украинское государство, верно. Но нам нужно время, чтобы вся эта работа принесла свои плоды».