Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под Лукашенко шатается трон

У жителей Белоруссии появился реальный шанс совершить «бархатную» революцию в пользу европейского демократического выбора
17 августа, 2020 - 19:59
ФОТО РЕЙТЕР

Ситуация в Белоруссии через неделю после президентских выборов по-прежнему далека от нормализации. Выборы прошли с вполне предсказуемыми фальсификациями. В 80 процентов голосов, якобы полученных Лукашенко, не верит никто, включая самого Александра Григорьевича, но точно так же никто не знает их истинных результатов. Как и ожидалось, сразу же после оглашения предварительных результатов, прямо в ночь выборов, начались массовые протесты оппозиции. Казалось, что Лукашенко сможет за несколько дней подавить их, а затем за 2—3 месяца волна возмущения в Евросоюзе и США действиями белорусских силовиков сойдет на нет, и Белоруссия и ЕС продолжат вести бизнес, как обычно. И сначала казалось, что этот сценарий удастся. Силовики действовали жестко и задержали более 6 тыс. протестующих, главным образом в Минске. Жертвы, к несчастью были, но по тому, что известно на сегодня — их пока только двое. В Минске один демонстрант погиб, будучи застрелен спецназовцем из боевого оружия, а в Гомеле еще один демонстрант умер в автозаке после жесткого задержания. Число демонстрантов в Минске не превышало 10 тыс. человек, и непосредственной угрозы свержения Лукашенко не было. Кандидата оппозиции Светлану Тихановскую власти вынудили уехать в Литву, но ни она, ни ее штаб в любом случае не являются организаторами протестов.

Однако неприятной неожиданностью для диктатора стала жесткая реакция Евросоюза, пообещавшего уже в эту субботу провести совещание глав МИД по вопросу о введении визовых и финансовых санкций против широкого круга белорусских чиновников. При этом ЕС отказывается от введения экономических санкций, чтобы не страдало население Белоруссии. Столь же жесткой оказалась реакция США. Вашингтон полностью поддержал Брюссель. В результате, пытаясь умиротворить Запад, Лукашенко вынужден был дать команду своим силовикам прекратить массовые избиения демонстрантов, выпустить значительную часть задержанных и даже принести извинения за жесткие действия. Власть дала слабину, и тысячи демонстрантов вернулись на улицы Минска и других белорусских городов под лозунгами отставки Лукашенко, освобождения всех задержанных, включая всех кандидатов в президенты, и проведения новых президентских выборов под действенным национальным и международным контролем. Президенту Белоруссии ответить на это практически нечем. У него фактически нет поддержки среди политически активной части общества. Это наглядно показали воскресные демонстрации в Минске. Впервые на улицы и площади белорусской столицы вышли десятки тысяч противников Лукашенко.

В тот же день состоялся и митинг сторонников батьки, который тоже собрал несколько десятков тысяч человек. Но по своему характеру он радикально отличался от митинга оппозиции. Оппозиционеров никто в Минск не свозил и никто им участие в митинге не проплачивал. Они выходят на площадь только потому, что им надоела диктатура Лукашенко. А вот на пролукашенковский митинг свозили автобусами и специальными поездами людей из глубинки, преимущественно — работников бюджетных организаций. Лукашенко требовалось создать картинку для Европы, продемонстрировать, что у него тоже есть массовая поддержка. Наверное, многие из этих людей искренне поддерживают батьку, только в бой за него против оппозиционеров они точно не пойдут. А все дело в том, что у Лукашенко фактически нет каких-либо жизнеспособных поддерживающих его политических организаций и даже своей политической партии — чтобы не могло возникнуть альтернативных центров власти. В отличие от Путина с его имперской идеологией реставрации то ли СССР, то ли Российской империи, у Лукашенко никакой идеологии нет. Поэтому даже митинг в его поддержку проходит под достаточно аморфными лозунгами «За батьку!», «За Беларусь!» и «Беларусь не отдадим!». При этом в этих лозунгах под словом «Беларусь» понимается только некое государственное образование, лишенное какой-либо национальной составляющей. Белорусский язык батька отнюдь не поощряет, а в качестве государственного флага взял малоизвестный в народе красно-зеленый флаг Советской Белоруссии. Организовывала же пролукашенковский митинг провластная общественная организация «Белая Русь», о которой ранее практически не было слышно. На этом митинге демонстранты, наряду с зелено-красными флагами, держали в руках российские триколоры. Спешно создать эффективные провластные организации и партию у Лукашенко вряд ли получится. На свободных выборах в нынешней обстановке батька наверняка проиграет кандидату оппозиции. И, похоже, он начинает это осознавать. Хуже того, у него нет в запасе ни одного альтернативного кандидата, которого можно было бы противопоставить оппозиции с шансами на успех. Лукашенко представляет себе Белоруссию такой, какой она была лет двадцать назад. Он не осознает всю силу социальных сетей и слабо представляет, чем живет сейчас молодое поколение белорусов.

По всей видимости, противостояние власти и оппозиции продлится еще несколько недель, а, может быть, месяцев. Но сейчас у жителей Белоруссии появился реальный шанс совершить «бархатную» революцию в пользу европейского демократического выбора. Этот шанс завоевали мужественные демонстранты, не испугавшиеся полицейских дубинок, свето-шумовых гранат и слезоточивого газа. Для победы надо не прекращать протесты ни на день, постараться, по примеру украинского Евромайдана, отвоевать территорию для постоянного протестного лагеря в центре Минска, разворачивать забастовочную кампанию и, возможно, кампанию мирного, гражданского неповиновения. Чем дольше будут продолжаться протесты, тем больше будет вероятность того, что милиция устанет от противостояния и, либо перейдет на сторону народа, либо, по крайней мере, будет соблюдать нейтралитет. Что же касается правящей элиты, то вряд ли там произойдет раскол. Просто в случае угрозы победы революции значительная часть белорусской элиты побежит в Россию, по примеру армянской элиты после недавней революции в Армении.

Лукашенко попытался обратиться за помощью к Путину, ради этого проигнорировав требования Украины о выдаче 28 из числа арестованных в Минске вагнеровцев и передав России 32 из 33 «богатырей». 33-й, имеющий белорусское гражданство, остался в Минске, но на свободе, что может косвенно свидетельствовать в пользу того, что он был агентом белорусских спецслужб. Но сейчас непонятно, чем же Путин может, даже если очень захочет, помочь Лукашенко. Помощь российских омоновцев не требуется, поскольку средств для подавления демонстраций у батьки пока хватает. Но он ограничен в применении силы против демонстрантов из-за необходимости считаться с позицией Евросоюза и США. Кремль, как кажется, делал ставку на то, что после устранения Лукашенко (вполне возможно — физического) на новых выборах победу одержит пророссийский кандидат. Однако в нынешних условиях, когда все протесты проходят под бело-красными белорусскими флагами, гербом «Погоня» и лозунгами на белорусском языке, победа пророссийского кандидата на свободных выборах исключена. Путин хотел бы аннексировать Белоруссию, и ради этого, наверное, готов послать туда российские войска. Однако такой шаг вызовет не только резкую и непредсказуемую реакцию Запада, но и переход силовиков, включая армию, на сторону народа и вооруженное сопротивление агрессору.

Желаю успеха тем, кто борется против Лукашенко. Жывэ, Беларусь!

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ