Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подсчитано, взвешено и разделено

4 декабря, 1999 - 00:00

О прошедших выборах сказано почти всЮ. Кто, как и почему голосовал. Какие избирательные технологии предпочли конкуренты. Но теперь все баталии позади. Победители, пережившие пару недель животного страха, и готовые беззаветно служить Отечеству очередные пять лет, могут дать отдых измождЮнным телам и душам. Проигравшим же остаЮтся подводить итоги и анализировать результаты. При этом выделяются два основных аспекта победы Кучмы — информационная блокада основных конкурентов «претендента № 1» и политическая незрелость избирателей. То и другое верно, однако за кадром остались некоторые технологические особенности прошедшей кампании.

Не являясь, мягко говоря, почитателем Л. Кучмы, не могу не отметить нескольких профессиональных шагов его технологов. Прежде всего, ими на практике был осуществлЮн принцип «Разделяй и властвуй». Заблаговременно раздробили все, сколько-нибудь значимые, политические партии и во главе новообразований поставили «гибких» политиков. Это дало возможность предотвратить, возможный в будущем, «антикучмовский» альянс.

Первый этап вялотекущего избирательного процесса длился недолго и закончился в конце августа. Именно тогда, размеренное, патриархально-местечковое течение всей кампании взорвали «каневские соглашатели». В стане Л. Кучмы наметилась паника. «Шеф! ВсЮ пропало! Клиент уезжает, гыпс снимают!» Ситуация начинала выходить из-под контроля. Сообразив, что выиграть выборы «малой кровью» не получится, его технологи применили тогда два, почти безотказных, средства — массированную пропаганду и манипуляцию общественным мнением, основанную на сфальсифицированных данных социологических опросов. Для доказательства того, что мы имели дело с пропагандой, а не чем-либо иным, я приведу определение термина «пропаганда», данное известным специалистом в этой области знаний. «Пропаганда — это инструмент политики, средство социального контроля. Переубеждение не входит в задачи пропаганды, еЮ функция — привлечь сторонников и держать их в подчинении. Задача пропаганды заключается в охвате всех видов человеческой деятельности с тем, чтобы изменить среду обитания человека и заставить его принять определЮнную точку мировоззрения». Эти слова принадлежат Геббельсу. Параллельно обществу навязывались многочисленные социологические опросы, проводимые «независимыми» экспертами. Теперь каждое утро начиналось с призывного клича трубадуров и глашатаев: «Свежие рейтинги! Кому свежие рейтинги?» Но, если пропагандистские «штучки» предназначались для плебса, то «рейтинговый свежачок» — для конкурирующих фирм. Ну, а что же основные кандидаты? Самое удивительное то, что «фальшивые зайцы» возымели действие. Особенно падкими на них оказались «левые» кандидаты. Не проводя собственных социологических исследований, А. Мороз, А. Ткаченко, П. Симоненко живо откликались на итоги «независимых» опросов, и уже видели себя Пр-р-резидентами. Ситуация напоминала средневековую, когда вождями некоторых туземных племЮн выбирали тех, кто обладал большим количеством стеклянных бус и ярких тряпок (а Марк Твен, помнится, утверждал, что в некоторых американских городках самыми уважаемыми слыли те, у кого было больше навоза). Так, едва «забеременевшей» будущим Президентом «четвЮрке», «кучмовские спецы» сделали аборт. Да и сами пациенты, похоже, не очень сопротивлялись. С обидой в голосе, вменяли Кучме в вину пользование услугами московских специалистов. А кто им мешал поступить аналогичным образом? Было бы желание. Полагаю, что дело здесь не в отсутствии денег (многие бы работали за символическую плату, из-за уважения к клиенту и из-за «большой любви к Кучме»). Проблема в ином. Абстрагируясь от эмоциональной составляющей, отмечу, что Кучма был очень удобным клиентом. Делал то, что говорили, надевал то, что говорили, говорил то, что говорили. Да ещЮ и хорошо платил. Идеальный случай. Иное дело, что всегда приятно работать с клиентом, являющимся личностью, обладающим харизмой и без «якоря» пяти лет «реформ». Но, это уже эмоции и технологические тонкости. В отличие от Кучмы остальные кандидаты окружили себя подобострастными чиновниками, которые являются специалистами, разве что, в придворных интригах. Так им, наверное, удобнее. Но таким образом, претенденты более изображали предвыборную борьбу, нежели действительно боролись за победу. Если же предположить обратное, то следовало бы провести недорогую, но динамичную и профессионально организованную кампанию.

Полагаю, что выборы-99 были последними в Украине, проведенными откровенно дилетантскими методами. В США, например, лет 50, как выборы проводятся профессиональными «campaign-management firms». Известный американский правовед Р. Лорч отмечал, что «примерно, с конца 40-х годов проведение кампаний за важные государственные посты, драматически изменилось. Управление кампаниями от партий и кандидатов, перешло к специализированным фирмам». У нас же хотели победить действующего Президента, с помощью людей «просто приятных» и «приятных во всех отношениях». Так не бывает. Не могут победить любители профи. Могут быть какие-то краткосрочные успехи, но общий результат предопределЮн.

А сейчас всЮ подсчитано, взвешено и разделено. Но, почему-то вспоминается седой древности легенда, повествующая о том, как в давние времена, на стене дворца всемогущего владыки вдруг стали проступать кровавые буквы. Тщательно стЮртые, они вновь проступали на следующий день. Никто из придворных визирей не мог прочитать эти слова. Смысл надписи стал подвластен только пленЮнному мудрецу. Они означали: «подсчитано, взвешено и разделено» — грехи подсчитаны, тяжесть их взвешена, царство будет разделено. Такое толкование дал мудрец. Оно стоило ему жизни. Но скоро всЮ случилось так, как он предсказывал. Также весьма символичен образ ТИТАНиКа, применЮнный асами из подведомственного «Интера». Его судьба известна теперь всем — ближайший айсберг и далее со всеми остановками. Так что, с «пирровой победой» вас, господа!

Борис БАРАБАШ Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ