Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Покайтесь и присоединяйтесь к нам»

Архиерейский собор УПЦ подтвердил свое credo и оставил все старые проблемы в прежнем состоянии
2 августа, 2000 - 00:00

28 июля состоялось заседание юбилейного Архиерейского собора Украинской православной церкви (Московский патриархат). Так вышло, что главной темой праздничного Собора стала конфликтная ситуация в украинском православии, которая в последнее время еще более обострилась. По этому поводу Собор принял несколько важных заявлений и обращений, в которых четко сформулирована позиция священноначалия УПЦ(МП) в отношении проблем как объединения украинского православия, так и предоставления ему статуса независимости, т.е. автокефалии. Приняты обращения в адрес Вселенского патриарха Варфоломея I, Московского патриарха Алексия II и Президента Украины Леонида Кучмы.

Те же проблемы обсуждались на пресс-конференции, которая состоялась в понедельник. Председательствовал на ней предстоятель УПЦ(МП) митрополит Владимир (Сабодан); на вопросы журналистов отвечали также владыки: архиепископ Августин, архиепископ Варфоломей, архиепископ Агафангел, епископ Митрофан и епископ Павел. Журналистам было сообщено, что Архиерейский собор четко определил свою позицию относительно тех попыток объединения православия в Украине и предоставления ему статуса независимой церкви, которые сегодня делаются в определенных церковных и политических кругах (о них регулярно сообщает газета «День»). Собор также негативно оценил роль Вселенского патриарха Варфоломея I в объединительных процессах — об этом можно судить по «Обращению» ко Вселенскому патриарху и, особенно, по высказываниям архиепископа Агафангела.

Общие взгляды на сам процесс нормализации ситуации в православии сформулировал митрополит Владимир: «Вряд ли найдутся сегодня противники объединения среди православных верующих. Но объединение — это не такая простая вещь. Кое-кто призывает собрать Всеукраинский православный собор, избрать новую иерархию. Но ведь Собор — это не средство, а лишь результат завершенного объединения. Нельзя связывать объединение с автокефалией, поскольку это разные проблемы. Автокефалия — деликатное дело, которое нельзя форсировать. Это тот статус, который венчает упорядоченную Церковь. Священноначалие УПЦ(МП) не снимает тему автокефалии, но к ней нужно идти так, чтобы не появились новые расколы — на западе, востоке и в центре Украины. Мы готовы идти на переговоры, богословские дискуссии с кем угодно, но не с анафеманствованным. Он является главным препятствием для нормального общения и переговоров».

Соборную архиерейскую точку зрения можно выразить кратко: сохранить Status Quo. А именно: УПЦ(МП) должна оставаться в составе РПЦ; сохраняется также ее статус автономной церкви. Новым является только то, что этот статус может быть формально узаконенным — Собор обратился к патриарху Алексию II с просьбой: «...Вынести на обсуждение Юбилейного Архиерейского собора в Москве вопрос уточнения того канонического статуса УПЦ, который был определен для нее в 1918 году... Патриархом Тихоном». Если Московский патриархат предоставит УПЦ(МП) официальную автономию, ее статус фактически останется без изменений. Если, однако, не принимать во внимание тот вероятный факт, что некоторые Поместные православные церкви, в частности Греческая, Румынская или Константинопольская, могут не признать этот официальный статус, и, таким образом, наша единая каноническая церковь станет также неканонической.

Кстати, на вопрос «Дня», почему бы сразу не просить у Москвы автокефалии, к которой могли бы вскоре присоединиться другие две церкви, ответ был такой: «Наш народ не примет автокефалии — это понятие весьма скомпрометировано в представлении прихожан и почти равнозначно ереси. Для осознания автокефалии нужно время». (Нельзя не напомнить, что простые верующие только от своего духовенства узнали те слова и проблемы, которые терзают сегодня наше православие: «каноничность», «автокефалия» и другие. Долго теперь придется работать и ждать, чтобы вернуть словам их прямое простое значение). А что касается будущих переговоров в Швейцарии, которые перенесены на послесоборное время, то, по словам митрополита Владимира, они не снимаются с повестки дня — переговоры между украинскими церквями должны начаться. Но...

Документы Архиерейского собора УПЦ и пресс-конференция засвидетельствовали, что позиция Церкви остается неизменной и в отношении процесса объединения: «Мы не за «объединение», а за «присоединение» к нам тех церквей, которые откололись, — пусть покаются и придут к нам». Такое же жесткое отношение к патриарху Филарету — отвергается любая возможность переговоров не только с ним самим, но и с представителями его церкви. «Пусть Денисенко уйдет, тогда можно будет вести переговоры с УПЦ КП».

В заключение приведем цитату из Обращения Собора к Константинопольскому патриарху Варфоломею I: «Очевидно, раскол в Украине может быть преодолен только усилиями изнутри. Это действительно является внутренним делом Украинской православной церкви, ведь подавляющее большинство лиц, которые пошли в раскол, — это нарушители церковной дисциплины».

P.S. Как сообщила газета «Летопись православия», Запорожье, перед Архиерейским собором УПЦ состоялась 45-минутная встреча Президента Украины Леонида Кучмы с митрополитом Владимиром, на которой обсуждалась идея созыва Всеправославного Собора Украины, где тайным голосованием будет избран единый предстоятель Православной церкви страны. Митрополит Владимир сообщил Президенту, что верующие УПЦ не примут решений «собора» и, вероятно, обратятся к патриарху Алексию II с просьбой принять их в РПЦ. А это, в свою очередь, может привести к серьезной дестабилизации в обществе. Президент якобы проинформировал митрополита Владимира о том, что планы созыва собора исходили не от него и что он прекращает все действия, направленные на осуществление этих утопических намерений. Похоже на то, что УПЦ осуществила целый ряд всесторонних превентивных мер, направленных на консервирование существующего положения дел. То есть на сохранение, во-первых, раскола православия и всего, что с ним связано, а во-вторых, на сохранение стабильного влияния на убеждения, менталитет украинских верующих московских имперских идей. С помощью различных методов, в частности таких, как культ семьи Романовых.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ