Наверное, никто не будет спорить с тем, что у любого общества должен быть объединительный стержень, общая цель. Тогда (при условии, что это общество сформировано в виде демократического государства) такое сообщество можно назвать политической нацией. Сегодня говорить о нациях как об этносах (архитипичные культурные общности) не приходится, ведь в современном мире почти не осталось моноэтнических стран, за исключением арабских и, например, Исландии. Можно много дискутировать о месте этого понятия в системе человеческих отношений или, например, об его практической ценности. Но то, что именно объединительных основ не хватает современному украинскому обществу — факт. Социологи уже давно констатируют региональный раскол Украины на Восток и Запад, который становится более ощутимым и используется именно накануне выборов. Мало того, в последние годы наблюдается ощутимая девальвация понятия «украинская нация», уже нет такого пиетета в отношении к собственному государству, о чем свидетельствуют неоднократные социологические опросы по этой проблематике.
Именно этой проблеме и посвящена коллективная монография «Українська політична нація: генеза, стан, перспективи», недавно представленная в Национальном институте стратегических исследований (НИСИ). Монография является творческой работой не только специалистов НИСИ, но также и ученых Киевского национального университета имени Т. Шевченко и других авторитетных вузов Украины. Главной идеей исследования, как отметил во вступительном слове директор НИСИ Анатолий Гальчинский, «является тезис о необходимости активизации усилий, направленных на политическую консолидацию граждан Украины вокруг общих национальных интересов и культурных ценностей, преодоление существующих разногласий и достижение достойного уровня жизни». В работе довольно обстоятельно рассматривается исторический опыт формирования украинской политической нации, дан подробный анализ проблем современного образования наций.
Есть три главных условия, при которых определенное человеческое сообщество можно считать политической нацией: во- первых, политическая организация общества (государства); во-вторых, представительская демократия как механизм реализации интересов граждан; в-третьих, равенство всех граждан перед законом. Сегодня, как отметил первый заместитель директора НИСИ, доктор экономических наук Александр Власюк, политическая нация свойственна не каждому государству. Иначе говоря, если для политической нации существование государства является неотъемлемым условием, то обратная зависимость — не обязательна. То есть государство может существовать и без политической нации. Главным условием здесь, по мнению заведующего отделом этнополитики НИСИ, доктора философских наук Валентина Крисаченко, становится соответствующий государственный строй. Тоталитарные и недемократические государства по своей сущности несовместимы с народовластием, и политическая активность граждан отсутствует, а следовательно, нет полноценного гражданского общества. Но именно в таких жестких условиях, как свидетельствует история, и зарождаются элементы вероятной будущей политической нации как результат сопротивления тирании и развития политического сознания народа.
В то же время доктор философских наук, главный научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины Николай Михальченко считает, что на основе политической национальной идеи объединить современное украинское общество невозможно, а вот преодолеть противоречия и найти понимание между различными этническими группами — да. «Украинская политическая нация — это абстрактная идея», — подчеркнул профессор, добавив, что объединять украинских граждан было бы лучше при условии реального экономического роста, обеспечения достойного уровня жизни и нормального благосостояния, соблюдения и защиты прав и свобод. «В таком случае украинское гражданство должно стать самой высокой ценностью в общественном сознании», — резюмировал Николай Михальченко.
Не углубляясь в дискуссию вокруг объединительных мотивов любой человеческой общности, можно сделать один понятный вывод: именно общество является творцом, но в то же время и критерием созданных им политико-властных структур. Старая истина, которую любил повторять немецкий канцлер Отто Бисмарк: «Каждый народ заслуживает такое правительство, которого заслуживает».