Президент поручил правительству до конца нынешнего года обеспечить принятие парламентом новой программы приватизации, рассчитанной на 2003 — 2008 годы. Тендер на разработку идеологии и содержания программы выиграл Центр развития экономики. Руководитель Центра Александр Пасхавер был соавтором и предыдущих приватизационных программ. На его взгляд, так быстро разработка и утверждение важнейшего документа с предположительным объемом в 150 страниц может и не завершиться. «Можно приказать всем детям рождаться через семь месяцев, но от этого они не перестанут рождаться через девять», — шутит Пасхавер, давая понять, что роды новой программы могут оказаться затяжными. Но на его взгляд, сейчас, когда Украина приступила к приватизации крупнейших отраслевых комплексов и компаний-монополистов, спешка ни к чему. Нынешний застой в украинской приватизации он тоже не склонен считать большой трагедией:
— То, что сейчас происходит, говорит о зрелости украинской приватизации. На завершающем этапе приватизация столкнулась с трудностями, которые характерны именно для этого этапа. Теперь мы должны подготовить соответствующий инструментарий. Главным отличием готовящейся программы приватизации является то, что она фиксирует отход от текущего планирования и переход к стратегическому. Наскоков больше не будет. Последствия приватизации теперь будут жестко увязываться с работой отраслевых комплексов.
— Но это требует координации работы огромного количества министерств и ведомств. Готовы ли к этому, на ваш взгляд, Фонд госимущества и правительство?
— Надо прямо сказать, что это резко усложняет сам процесс приватизации. Теперь она будет медленнее. Но дело в том, что уже прошел первый этап приватизации, я бы его назвал политическим, когда для нас было важно создать рынок, мы уже видим его на улицах. Сейчас украинская приватизация должна принимать классический характер, характерный для стран с рыночной экономикой. Это главная сущность будущей программы приватизации. Речь идет об индивидуальной, штучной приватизации самых важных комплексов. Это приватизация, адаптированная к самому рынку, на котором работают эти предприятия, приватизация, на которой очень тщательно отслеживаются последствия для технологических цепочек реализации продукции предприятия и экономики страны в целом.
— Сейчас легальная приватизация в Украине заблокирована мощными компаниями, которые прибирают к рукам госпредприятия в счет погашения искусственно созданных долгов. Не поставит это крест и на новой программе приватизации?
— Программа предусматривает разработку инструментария, который бы помог уменьшить роль теневой приватизации. Любое отчуждение собственности, через банкротство или залог, должно проходить по прозрачной приватизационной процедуре.
— Для реализации новой программы, видимо, нужно будет принять много законов. Это не затянет ее реализацию?
— Нужно будет, скорее, не принять, а изменить много законов. Но это нормальный процесс. Практически всякая программа приватизации это подразумевала. Но принципиальное отличие этой программы все-таки не в том, что надо будет менять законы. Она в любом случае займет более длительный период, ведь сами работы по приватизации сцеплены с другими работами, связанными с управлением, изменением регуляторной политики в отраслях. И это естественно, потому что комплексы очень важны. И наскоки будут очень опасны. Продать магазин и «Укртелеком» — это все-таки очень большая разница.
— Если говорить не о будущем, а о настоящем, насколько безысходной является нынешняя ситуация, и почему государство не может договориться с крупными компаниями, реализующими теневые схемы передела собственности?
— Приватизация замерла, наткнувшись на технологические препятствия и на конфликт интересов. Финансовыми группами отработаны технологии теневой приватизации, или сопротивления приватизации. Чего сейчас хотят мощные финансовые группы? Не давать чужим государственное предприятие, взять себе по дешевке или, еще лучше, вообще не приватизировать, а лишь контролировать финансовые и товарные потоки. Все эти интересы в значительной мере противоречат прозрачной приватизации.