Череда партийных съездов — верный признак близости официального начала избирательной кампании. События минувшей субботы показали, что эту политическую примету следовало бы дополнить: партийные собрания с рукопашным исходом — верный признак напряженности избирательного процесса, того, что борьба пойдет не на жизнь, а на смерть (политическую, разумеется).
Как минимум, пять отечественных партий определяли в субботу свою тактику на выборах-2006. Уже достаточно четко очертился круг основных действующих лиц приближающейся кампании, формой участия большинства из которых в борьбе за мандаты будут, судя по всему, так называемые именные блоки. Для остальных же политических сил выбор будет состоять в том, рискнуть ли самостоятельно или присоединиться к блокам-фаворитам.
Собственно, этот выбор и стал причиной жесткого противостояния делегатов внеочередного съезда Украинской республиканской партии «Собор», прошедшего в субботу в Киеве. Еще накануне Провод партии и совет старейшин УРП «Собор» объявили о создании внутрипартийной фракции «Соборна Батьківщина», которая ставит своей целью идти на выборы в блоке с Ю.Тимошенко. С другой стороны, экс-премьер Крыма Анатолий Матвиенко, который с 1999 года и до недавнего времени был лидером «Собора», и около 70 его сторонников выступают за создание демократической «правицы», которая должна быть самостоятельным субъектом на парламентских выборах. Однако для того, чтобы полноценно высказывать свое мнение на съезде, А.Матвиенко предстояло решить вопрос собственной партийной легитимности — если не как лидера партии, то хотя бы как ее члена. (Как известно, А.Матвиенко написал заявление о сложении с себя обязанностей лидера партии после того как его однопартийцы-депутаты отказались голосовать за кандидатуру Еханурова на пост премьера. Заявление он потом отозвал, однако не все товарищи по партии сочли это достаточным основанием для возвращения в лоно «Собора».) Потасовка на съезде началась уже во время голосования по повестке дня. (Пожалуй, беспрецедентный случай даже для украинской политики: в Верховной Раде время от времени случаются стычки, но чтобы на съезде!..) Делегаты разделились на две группы: большая часть поддерживала предложение совета старейшин под руководством Л.Лукьяненко, меньшая (около 70 делегатов) — повестку дня съезда, утвержденную Центральным проводом под руководством Анатолия Матвиенко. В проект сторонников Л.Лукьяненко были внесены вопросы о ситуации в партии, об избрании исполняющего обязанности председателя и о блокировании партии с Блоком Юлии Тимошенко. Сторонники А.Матвиенко предлагали рассмотреть всего один вопрос — об избрании лидера партии. Поскольку сторонников Л.Лукьяненко оказалось больше, то был утвержден их вариант. Перед голосованием по кандидатуре лидера партии группа сторонников А.Матвиенко покинула зал съезда. В результате съезд принял решение о возложении обязанностей председателя партии на Л.Лукьяненко, а также о блокировании для участия в выборах с БЮТ. Делегаты проголосовали также за отмену решения Центрального совета УРП «Собор» о восстановлении членства А.Матвиненко в партии. Слово А.Матвиенко на съезде так и не дали. Сторонники А.Матвиенко уже заявили о своем намерении просить Министерство юстиции признать прошедший съезд нелегитимным. Естественно, эта группа «соборовцев» не исключает, что сегодняшняя ситуация в партии может вылиться в ее раскол. В то время как сторонники Левка Лукьяненко говорят всего лишь о «временном разделении» среди сторонников двух лидеров «Собора»...
Ни сама Юлия Владимировна, ни кто-либо из бютовцев никак не отреагировали на инцидент, — а ведь Анатолий Матвиенко еще совсем недавно был верным соратником Тимошенко... Интересную мысль высказал присутствовавший на съезде «Собора», но досрочно ушедший оттуда представитель Украинской народной партии Дмитро Павлычко. По его словам, позиция УНП заключается в том, чтобы не присоединяться ни к одному из лидеров Майдана — ни к Виктору Ющенко, ни к Юлии Тимошенко, «чтобы не утверждать более глубокого противостояния, наоборот, — сводить вместе». «Украинская народная партия с УРП «Собор» могут создать силу, которая может играть определенную роль», — заявил Д.Павлычко. Это свидетельствует, в частности, о том, что в отношениях бывших и нынешних членов некогда единой «оранжевой команды» на сегодняшний день расставлены еще далеко не все акценты.
Об интригах, присутствующих на других партийных съездах, — в репортажах корреспондентов «Дня».
Курс на «демилитаризацию»?
На первом съезде Партии патриотических сил Украины, который состоялся в киевской гостинице «Братислава», произошло довольно редкое для украинской политики событие: создатель ППСУ генерал-лейтенант Виктор Палий добровольно снял с себя полномочия лидера — ради, по его словам, политических перспектив своего детища.
Все 240 делегатов съезда единогласно проголосовали за избрание главой партии экс-госсекретаря Александра Зинченко. Почетным гостем съезда был экс-глава СБУ Александр Турчинов, которого усадили в президиум рядом с новоиспеченным лидером. В коридорах гостиницы было замечено еще одно известное лицо — политолог Владимир Полохало, который признался «Дню», что на съезде, куда его пригласил знакомый генерал, он занимается «полевыми исследованиями».
До сегодняшнего дня ППСУ была своеобразным офицерским клубом, партией, укомплектованной в основном военнослужащими и правоохранителями, в том числе разведчиками. Тем более, что теперь уже бывший лидер ППСУ Виктор Палий в 2001—2003 годах возглавлял Главное управление разведки Минобороны. Создавалась партия, как декларировалось, с целью социальной защиты выше перечисленных категорий. Возможно, с приходом А.Зинченко ППСУ станет менее «милитаристской» и разбавит свои ряды патриотами других профессий. «Партия под его руководством будет изменяться, — сказала недавно в одном из интервью пресс-секретарь Зинченко Олеся Божко. — Ее работа оживится: будет привлекаться молодежный сегмент, интеллигенция, средний класс, который, по мнению Александра Алексеевича, является движущей силой и показателем здорового демократического государства...»
Об этом новый лидер ППСУ заявил и в своем выступлении: «Сегодня есть необходимость дать ответ на те вопросы, которые волнуют людей. Что происходит на самом деле, почему у людей разочарование?» — так экс-госсекретарь начал свою речь. По словам Зинченко, власть выглядит все более неадекватной, хаотичной и непоследовательной. Альянс Ющенко, Януковича и Кучмы, получается, оправдывает позорную фальсификацию выборов 2004 года. «Ющенко и Янукович не просто помирились, а закрепили факт измены меморандумом, который не имеет ничего общего с национальным примирением. Субъектом примирения должен быть народ, а на самом деле наблюдается перераспределение влияния между политическими кланами», — заявил докладчик. Новоизбранный лидер раскритиковал также подписание Президентом закона о неприкосновенности депутатов всех уровней: «Этот закон коммерциализирует выборы, превращает городские рады в бизнес-собрания. Вместо «бандитам — тюрьмы» мы получили «бандитам — рады».
Зинченко также уверяет, что «Президента продолжают отравлять ложной информацией и уговорами возглавить НСНУ».
Что касается нынешнего правительства, то, по мнению А.Зинченко, от него не стоит ждать прорыва, более того — оно даже не сможет удержать ситуацию на прежнем уровне, «провал с туркменским газом — это первая ласточка».
Во внешней политике ситуация тоже безрадостная: возвращается «многовекторность»: «Киев так и не смог предложить новую модель отношений на территории бывшего Советского Союза. Нет реалистичного видения интеграции Украины в европейские структуры, риторика преобладает над делами. Все это подрывает доверие наших внешних партнеров к стране в целом. Происходит девальвация образа новой Украины. Вот конкретный пример: еще 22 августа прошло совещание послов в Киеве при участии Президента, много было слов и планов. Прошло два месяца, но так и не были назначены новые послы в Германию, США и Великобританию. Как же стране доносить свою позицию до мировых лидеров, через кого?» — резонно спрашивает лидер ППСУ.
В целом экс-госсекретарь делает вывод, что «кучмизм остался, он только мутировал». «Произошло срастание старой и новой системы. Олигархизация продолжается, пошли метастазы кучмизма», — заявил Зинченко. Выражение «метастазы кучмизма», видно, так понравилось Александру Турчинову, что он тоже употребил его в своем выступлении: «Метастазы нельзя лечить терапией, тут нужны хирургические методы», — заявил Турчинов.
Несколько неожиданно на этом фоне прозвучало заявление Зинченко о том, что ППСУ оппонирует не Виктору Ющенко, а «действиям власти». Вот так пассаж! Возможно, дело в том, что среди членов ППСУ немало людей, которые сейчас разрываются между Тимошенко и Ющенко. Как заявил «Дню» заместитель председателя ППСУ Вячеслав Негода, «в оппозиции к Ющенко может быть «Батьківщина», а общая платформа партий в блоке может быть компромиссной». (К слову, как отметил в интервью «Дню» известный политтехнолог Олег Медведев, «Батьківщина» тоже не торопится провозглашать себя оппозицией. Ну никто из так называемой «новой оппозиции» не хочет открыто бросать вызов власти!..) Ранее он заявлял, что «сейчас сложно определить, кто ближе к Майдану, — Блок Тимошенко или партия Ющенко». По каким критериям эта самая «близость к Майдану» определяется, пан Негода не уточнил. Похоже, политики говорят на каком-то своем «новоязе», непонятном простым гражданам...
ППСУ, по словам партийцев, также присматривается к «Реформам и порядку» и «Вперед, Украина!». Но с главным, похоже, союзником партия уже определилась. Иначе зачем было Александру Зинченко возглавлять эту партию?
Народники «ужесточаются»
В последнее время каждый съезд Народной партии становится для этой политсилы своего рода поворотным. Партийцы все никак не угомонятся: то лидера поменяют, то название, а теперь вот — стратегию. НП отныне не «лояльная и компромиссная», но «жесткая и решительная».
Эти метаморфозы призваны превратить НП в самостоятельную политическую единицу. На первом этапе восьмого внеочередного съезда народников, прошедшего в выходные в столице, было также заявлено о создании именного избирательного блока Владимира Литвина. Событие давно и широко анонсировалось, в том числе — посредством заполонившей столицу задолго до старта избирательной кампании наружной рекламы с надписями «МЫ». Именно эти две буквы, обведенные бирюзовым кружочком, — символика Народного блока Владимира Литвина. (Оксюморон в названии — ну не может блок быть одновременно и «народным», и Литвина! — по-прежнему ни самого спикера, ни его сопартийцев, как видно, не смущает. Возможно, в подсознании засел советский лозунг: «Все вокруг народное, все вокруг мое!») Кроме самой НП, его участниками стали Всеукраинское объединение левых «Справедливость» Ивана Чижа и Украинская селянская демократическая партия Валерия Ващевского. Им щедро выделили по 10 процентной квоте в будущем списке.
К удивлению многих, в числе присоединившихся не оказалось Юрия Бойко с его Республиканской партией. В интервью газете «День» лидер Республиканской партии Украины Юрий Бойко отметил, что РПУ продолжает переговорный процесс с политическими силами. Окончательное решение о том, пойдет ли РПУ на выборы самостоятельно или в блоке с другими силами, будет принято на съезде партии в ноябре.
К слову, членство в Народном блоке прочили и партии Виктора Мусияки «Вперед, Украина!», но до сих пор она от него устами своего лидера старательно отнекивалась. Сейчас партию «Вперед, Украина!» уже записывает в соратники экс-госсекретарь Александр Зинченко.
Возможно, новые фигуранты блока будут оглашены уже на втором этапе съезда, после 27 ноября. Однако в том, что это произойдет, многие соратники спикера сомневаются. «Зачем кого-то к себе пускать, зачем брать дополнительный груз, если пользы от этого — ноль? И зачем, в конце концов, делиться»? — рассуждают они. «Если кто-то так хочет, чтоб мы представляли его интересы, совпадающие с нашими, пожалуйста, давайте подписывать соглашение, договор какой-то и работать. Как на местах, так, возможно, на уровне фракции. В блок их принимать при этом вовсе не обязательно», — пояснил в кулуарах съезда один из народных депутатов, членов НП.
К своему пока небольшому, но, по их мнению, достаточному для самостоятельного участия в парламентской кампании рейтингу народники относятся ревниво. «Наши проценты в наших руках!» — оптимистично заявил лидер НП, отвечая на вопрос журналистов о том, сколько его блок рассчитывает получить по результатам участия в выборах-2006. На данном этапе Литвин хочет, похоже, казаться заложником обстоятельств, вынудивших его, дескать, согласно последней политической моде, создать именной блок. Сам он, мол, не то чтобы в восторге от этой затеи, но: «Что делать? Сейчас все так, вся политика персонифицирована...»
Посредством продажи места в списке Литвин, по его словам, конкурентов себе также не «растит»: «Не хочу потом быть ничьим заложником, чтобы в Раде они мне сказали: мы, мол, на тебя работали, теперь давай ты на нас... У нас своих достойных немало. Узнай они о чем-то подобном, просто бы меня порвали», — говорит Литвин. К слову, возможно, подобная лексика — тоже дань моде, однако в исполнении одного из первых лиц государства такие слова все же режут слух. Как и те анекдоты, которые рассказывал спикер прессе в кулуарах форума...
С кем и против кого будут «дружить» народники в будущей Раде в случае своего туда попадания? «В случае, если после выборов у него окажется «золотая акция», Литвин, несомненно, пойдет к нам», — самоуверенно заявил «Дню» один из ближайших соратников Юлии Тимошенко. Однако однозначность его формулировок ввиду информации о значительно ухудшившихся — особенно после летнего провала СОТовского пакета — взаимоотношениях спикера и экс-премьера, вызывает сомнение. Но и натянутость в отношениях между НП и командой Президента очевидна. «Переговоры о возможном объединении как-то сами собой прекратились после отставки правительства Тимошенко. Но мы ведь не самая рейтинговая партия, чтобы сидеть и ждать, пока нас снова пригласят за стол…» — рассказал Литвин на пресс-конференции. А вот непосредственно перед делегатами, приспосабливаясь, видимо, к новому — «жесткому» — имиджу партии, заявил: «Ведение любых разговоров с позиции «старшего брата» мы считаем недопустимым... Конечно, у нас в политике много «тяжеловесов», и нам пока сложно с ними соперничать, но мы все делаем, чтобы иметь потом возможность предлагать и свои какие-то условия», — говорит Литвин. В противном случае представительство в парламенте будет для НП, в общем-то, бессмысленным. Ведь все, кто останется за пределами новой масштабной коалиции, от процесса принятия ключевых решений будут, по сути, отстранены, лишаясь серьезных возможностей влиять на происходящее в стране.