Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политзаключенные как инструмент Кремля

В Киеве прошли акции-флешмобы возле российского посольства с требованием освобождения Олега Сенцова и других украинцев
18 июня, 2018 - 19:01

Наличие политзаключенных в какой бы то ни было стране — само по себе позор.

На минувших выходных прошли протесты возле российского посольства в Киеве.  Акцию, организованную сообществом «Свободу политзаключенным Кремля» нельзя было назвать особенно массовой, но и слово «малолюдная» к ней тоже не подходило. У посольства собралось до сотни человек, преимущественно молодых. В пикете участвовали, наряду с прочими, родственники самих заключенных, но по большей части это были лично не заинтересованные активисты.

Досадовать стоит разве что о том, что протест направлялся, по сути, в пустоту — посольство по случаю выходного дня было закрыто. Никто не мог ни услышать требования протестующих, ни ответить на них — а жаль, было бы очень интересно послушать такой ответ.

Возможно, сама по себе эта акция особой роли и не сыграет, но есть вероятность, что она станет началом процесса куда более значительного. Ее организаторы призывают устроить флешмоб по всему миру, пикетируя российские дипломатические представительства с требованием освободить политических заключенных. Нельзя исключить, что Кремль в заботе о своем международном имидже хотя бы отчасти удовлетворит эти требования. Случайно или нет, но по времени эта инициатива совпала с предположением главы украинской дипломатии Павла Климкина о том, что освобождение узников возможно во время чемпионата мира по футболу.

Одна из упоминавшихся дополнительных причин очевидна. Николай Карпюк, Александр Кольченко, Евгений Панов, Олег Сенцов, Роман Сущенко и другие узники Кремля, о которых шла речь — украинцы, пострадавшие за Украину, поэтому естественно, что в первую очередь вступиться за них должны были их сограждане. Даже если бы в России был всего один политзаключенный-украинец, это и тогда было бы делом Украины.

Фоторепортаж

Второе обстоятельство не настолько заметно, но если приглядеться — более поразительно. Дело в том, что с точки зрения российского законодательства подавляющее большинство человечества — уголовные преступники. Исключение составляют лишь те, кто признает Крым российским (да, и здесь все упирается в Украину), но таких немного. А уж украинцы — почти все поголовно преступники.

Если же россиянин, украинец, европеец или африканец считает полуостров законной частью Украины и высказывает свое мнение вслух — это уже статья 280-1 Уголовного кодекса РФ, «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». До четырех лет лишения свободы, а если с использованием Интернета — тогда часть вторая, до пяти лет. При этом стоит помнить, что сама РФ — всемирно признанное государство, следовательно, и приговоры российских судов признаются во всем мире законными и действительными.

На практике, конечно, большинству землян опасаться нечего — «рука Москвы» все же не настолько длинна, чтобы дотянуться до каждого. Но это никому и не требуется. Принцип действия российского государства — не в том, чтобы сажать всех подряд, а в том, чтобы всякий знал, что его в любой момент могут посадить. В наибольшей степени это касается тех украинцев, которые постоянно живут на территории России или въезжают на нее — для них весьма вероятны арест, суд и срок. Найти в соцсети соответствующий пост или комментарий — задача несложная, а для российского суда находка станет неопровержимой уликой. Хотя человек всего лишь утверждал то, с чем согласен весь цивилизованный мир. Заметим, что это не терроризм, который «повесили» на Олега Сенцова и других заключенных. По поводу терроризма нужно еще собирать доказательства, а здесь — хватай любого, не глядя.

И это придает вопросу о политических узниках еще большую остроту. Разумеется, добиваться освобождения тех, кто сейчас сидит за решеткой в России, можно и необходимо. Но при этом нельзя забывать: статья, о которой идет речь — это неиссякаемый источник все новых и новых политзаключенных. Что мешает, освободив сегодня одного арестованного по статье 280-1, завтра схватить еще двоих-троих?

Надежда на «всемирный флешмоб», безусловно, есть. Однако все-таки желательно, чтобы при этом требовали не только освобождения заключенных, но и отмены того закона, который объявляет украинцев преступниками.

Илья ФЕДОСЕЕВ, фото Бориса КОРПУСЕНКО.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ