Общественные страсти вокруг президентской гонки сегодня достигают своего апогея. Ведущие политики и общественно-политические силы, а также в значительной степени рядовые граждане Украины втянуты в избирательные перипетии, обдумывание рейтингов, шансов и перспектив отдельных кандидатов, в первую очередь двух фаворитов. Для кого-то из нас эти выборы представляют довольно общий интерес, кто-то непосредственно связывает с их результатом свою дальнейшую судьбу. А третьи уже потянулись к букмекерским конторам, чтобы получить не только моральную, но и материальную выгоду от выигрыша своего избранника. Между тем в основном вне поля общественного внимания остается то, что после избрания нового президента Украины политический процесс в период до следующих парламентских выборов, скорее всего, будет иметь достаточно сложный и противоречивый характер. Его развитие в этот период будут определять такие основные моменты.
1. В первую очередь, у нового главы государства появится неотложная необходимость в сжатые сроки обеспечить формирование надлежащей политической базы государственной политики на новом этапе. Независимо от того, кто из нынешних кандидатов победит в президентской гонке, произойдет переструктуризация политических кругов в соответствии с программно-идеологическими основами нового главы государства, его политической личностью, а также профессиональными качествами, политическими и финансово-экономическими ориентациями и интересами его окружения и политических сил, которые обеспечили его приход к власти. Ключевую роль при этом будет играть становление нового, достаточно стойкого парламентского большинства. Вероятнее всего, центром консолидации этого большинства станут те политические силы, которые уже сегодня поддерживают соответствующего кандидата.
2. В то же время, ни один из двух нынешних фаворитов президентской гонки не имеет в Верховной Раде Украины такой поддержки парламентских политических сил, которая автоматически обеспечила бы ему необходимую политическую базу. Таким образом, одной из первоочередных задач нового Президента Украины станет согласование политических, экономических, социальных и других интересов ведущих общественно-политических сил, в первую очередь тех, которые представлены в Верховной Раде. Именно согласование интересов политических сил следует рассматривать как основной механизм расширения политической базы нового главы государства.
При этом следует учитывать, что одновременно с формированием провластной коалиции политических сил будет происходить соответствующее переструктурирование и в оппозиционном лагере. Независимо от результатов выборов в оппозиции к новому руководству государства, скорее всего, останутся партии левого направления. Это будет определяться неприемлемостью для левых программно-идеологических основ кого-либо с реально вероятных победителей избирательной гонки. В состав оппозиции могут войти и те, кто не будет иметь существенных идеологических разногласий с новой властью, но не найдут с ее стороны надлежащего понимания, а следовательно, учета и реализации их интересов. Это касается как представителей лагеря побежденного претендента, так и некоторых политических партий, общественных организаций и отдельных политиков, которые сегодня поддерживают будущего победителя.
От действий нового главы государства и его окружения существенно будет зависеть, каким именно образом произойдет перераспределение общественно- политических сил, в первую очередь, представленных в парламенте, на провластую коалицию и оппозицию. Принципиально важным как для третьего президента Украины, так и для страны в общем следует также считать осуществление мер по обеспечению конструктивной настроенности оппозиции и налаживания ее отношений с большинством. При этом необходимо учитывать, что в лагерях обоих ведущих кандидатов есть настроения относительно продолжения жесткого противостояния и после президентских выборов.
3. Именно с позиций обеспечения необходимой политической базы следует подходить и к решению такой важной и в то же время сложной и политически чувствительной проблемы, как кадровое обновление центральных и региональных органов государственной власти. Безусловно, при этом следует исходить из необходимости укомплектовки властных структур высокопрофессиональными специалистами с незапятнанной общественной репутацией. Следует также за несколько месяцев достичь достаточной степени сбалансированности в системе государственной власти и соответствующей скоординированности и взаимодействия министерств, государственных комитетов, органов исполнительной власти со специальным статусом, а также региональных государственных администраций.
Принципиально важна роль в решении этих задач, особенно на исходном этапе каденции нового президента Украины, будет принадлежать согласованному взаимодействию Кабинета Министров Украины, Советы национальной безопасности и обороны Украины и Администрации Президента Украины. В дальнейшем роль, функции и полномочия последних двух органов претерпят существенные трансформации, скорее всего в направлении ограничения их влияния на функционирование системы государственной власти. Однако в сложный период перенастройки механизма выработки и реализации государственной политики именно согласованная деятельность структур президентской власти и правительства становится ключевым фактором успешного решения стратегических и текущих задач общественного развития.
Решение таких вопросов может слишком усложниться, если проблема кадрового обновления государственной власти будет решаться исключительно на основании выполнения предвыборных обещаний и обязательств кандидата — победителя выборов перед главными представителями общественно-политических сил, которые поддерживали его на президентских выборах. Следует предусмотреть возможности и границы использования процесса кадрового обновления ради согласования политических, экономических, социальных и других интересов ведущих общественно-политических сил. В то же время, политические факторы должны подчиняться требованиям эффективности функционирования системы государственной власти, реализации стратегических приоритетов и национальных интересов Украины. Исключительно важной задачей следует считать становление в Украине высокопрофессиональной системы государственной исполнительной власти, которая бы обеспечивала продуктивное взаимодействие с парламентом, а через его механизмы — с ведущими политическими силами, и в то же время успешно и последовательно решала стратегические и текущие вопросы общественной жизни.
4. Позиционирование в избирательной гонке, прямая или непрямая поддержка того или иного кандидата, а также результаты выборов президента Украины существенно повлияют на внутренние процессы в среде политических сил, в первую очередь парламентских. В частности, уровень электоральной поддержки 31 октября 2004 г. кандидатов от КПУ и СПУ во многом определит дальнейшие перспективы этих сил и украинского левого движения вообще, а также возможные трансформации как социалистической, так и коммунистической партий, в первую очередь изменения в их руководстве.
Особое значение и остроту для дальнейших перспектив политических сил будет иметь их позиционирование и действия втечение трех недель перед вторым туром выборов. При этом не стоит преувеличивать важность ориентации именно на будущего победителя выборов. Его поддержка ни коим образом не будет гарантировать усиления политических позиций соответствующих сил в послевыборный период, а при определенных обстоятельствах может иметь и негативные последствия для их перспектив.
5. Все большее влияние на развитие политического процесса, ориентации и действия ведущих политических сил будет иметь приближение парламентских выборов марта 2006 г. Уже в феврале-марте 2005 г. практически все сколько-нибудь значимые политические силы должны будут начать активную политическую, организационную и пропагандистскую деятельность по определению и реализации своих избирательных задач в парламентской гонке.
Особенно сложные вопросы нужно будет решать тем партиям, которые сегодня составляют основу политической базы двух фаворитов президентской кампании. Это обусловлено необходимостью в сжатые сроки создать мощную избирательную структуру (партию или избирательный блок). На сегодня ни один из этих кандидатов фактически не имеет соответствующей структуры, которая была бы способна обеспечить эффективное решение новых парламентских избирательных задач. Речь идет о достижении на выборах в марте 2006 г. таких результатов, которые бы позволили сформировать устоявшееся парламентское большинство или мощную оппозиционную альтернативу большинства своего политического конкурента.
Стратегические приоритеты политических сил в парламентской избирательной кампании 2006 г. необходимо должным образом учитывать при формировании политической базы победителя президентской гонки, в частности, при создании правительственно-парламентской коалиции, а также в процессе кадрового обновления центральных и местных органов государственной власти.
6. На развитие политического процесса в межвыборный период будет оказывать существенное влияние и вопрос политической реформы. Результативное окончательное голосование в Верховной Раде относительно внесения изменений и дополнений в Конституцию Украины приведет как к кардинальной трансформации политической ситуации в государстве, так и к направленности и содержательной наполненности политического процесса в общем.
Однако даже если до президентских выборов 2004 г. конституционная реформа не будет осуществлена, этот вопрос нельзя будет снять с повестки дня в политической сфере. Во-первых, новое инициирование внедрения парламентско-президентской модели может состояться в Верховной Раде в качестве реакции депутатского корпуса на соответствующие действия нового главы государства, в частности во время формирования нового большинства. Причем положения относительно существенного ограничения полномочий президента Украины, в первую очередь, относительно формирования Правительства и руководства ключевых центральных органов государственной исполнительной власти, в том числе силового блока, могут быть введены и без внесения изменений и дополнений к Конституции — путем принятия Верховной Радой ряда соответствующих законов, например «О Кабинете Министров Украины» и «О Президенте Украины».
Во-вторых, все без исключения ведущие политические силы публично признали неотложную общественную необходимость осуществления политической реформы, которая должна быть осуществлена не позже чем после парламентских выборов 2006 г. и формирования нового состава Верховной Рады. Соответствующие положения провозглашены как в предвыборных программах фаворитов президентской гонки, так и в их обязательствах во время публичных выступлений.
В-третьих, основные политические силы будут вынуждены четко определиться в вопросе политической реформы в период развертывания парламентской избирательной кампании 2006 г. Можно прогнозировать, что этот вопрос станет одной из ведущих тем общественной дискуссии во время парламентских выборов.
7. Многоаспектный характер развития политического процесса в межвыборный период, т.е. на протяжении декабря 2004 г. — марта 2006 г., и обусловленная им высокая динамичность политической ситуации нуждаются в заблаговременной проработке и выработке комплекса соответствующих механизмов и средств. Жизненно необходимо при любом конечном результате президентских выборов обеспечить надлежащую управляемость социально-экономических и общественно-политических процессов для гарантирования дальнейшего экономического роста, своевременного решения неотложных социальных вопросов, поддерживания в Украине политической стабильности и гражданского мира. Свою способность успешно решить эти сложные задачи должны уже сегодня продемонстрировать и кандидаты на пост президента Украины, в первую очередь те, кто имеет высокие шансы на победу. В свою очередь, украинские избиратели для обоснованного и сознательного принятия окончательного решения поддержать того или иного конкретного кандидата на пост главы государства должны учитывать и их реальные возможности, решать сложные задачи в Украине на протяжении межвыборного периода.
Считаем, что важную роль в разворачивании общественной дискуссии и выработке приемлемых алгоритмов успешного решения поставленных вопросов должно сыграть и экспертное сообщество. Несмотря на то, что сегодня большинство его представителей непосредственно вовлечены в решение избирательных задач тех или иных кандидатов на высшее государственное кресло, украинские политические эксперты не могут остаться в стороне от проблем, которые уже через одиннадцать недель неотвратимо предстанут перед украинским обществом и государством.