В издательстве «Сфера» вышло второе издание книги «Последний адрес: расстрелы соловецких узников из Украины в 1937— 1938 годах». Архивные документы НКВД, впервые опубликованные к 60-летию трагедии в 1997 году, открыли одну из самых черных страниц украинской истории — правду о массовом уничтожении лучших представителей украинской интеллигенции и науки.
Издание документальной летописи соловецкой трагедии «Последний адрес» — результат многолетней работы специалистов государственного архива СБУ, украинских историков-исследователей и энтузиастов Санкт-Петербургского научно- информационного центра «Мемориал».
Выпуск первого издания растянулся на три года. В первый том, увидевший свет в 1997 году, вошли «расстрельные» протоколы заседания особой тройки Управления НКВД по Ленинградской области. Согласно этим документам, в октябре — ноябре 1937 года в ходе специальной «чистки», приуроченной к 20-летию революции, были физически уничтожены заключенные Соловецкого лагеря — Лесь Курбас, Микола Кулиш, Матвей Яворский, Валерьян Пидмогильный, Григорий Эпик, Антон Крушельницкий, Олекса Слисаренко… Всего же было расстреляно 1 111 человек, треть из которых — украинцы. Украина тогда впервые узнала точные даты и обстоятельства их гибели, включая фамилию убийцы: капитан госбезопасности Михаил Матвеев собственноручно приводил приговоры в исполнение.
В 1998 году издательство «Сфера» выпустило второй том «Последнего адреса», обобщивший внутрилагерные документы: работники НКВД на Соловках скрупулезно шпионили за узниками и постоянно отслеживали их настроения, что представлено в опубликованных оперативных материалах, доносах и служебной переписке.
А в 1999 году, когда в ходе работы исследователей были обнаружены новые факты об украинских жертвах соловецкой трагедии 1937—1938 годов, возникла необходимость выпустить третий том.
Первое издание было выпущено сравнительно небольшим тиражом, и массовый читатель смог ознакомиться с материалами, содержащимися в нем, исключительно по многочисленным газетным публикациям, приуроченным к 60-летию соловецкой трагедии. К сожалению, сенсационные документы в подлиннике стали доступны только узким специалистам, а учитывая то, что их издание растянулось на три года, трехтомник получился несколько разобщенным. Это, как признают сами составители в предисловии ко второму изданию, «усложняло исследователям использование всего комплекса документов и материалов».
Выход долгожданного второго издания стал возможен благодаря финансовой поддержке Социал-демократической партии Украины (объединенной) и Фонда развития еврейских общин в России и в Украине — в конце 2003 года издательство «Сфера» выпустило исправленное и дополненное второе издание «Последнего адреса».
Его составители — сотрудники государственного архива Службы безопасности Украины и Института политических и этнонациональных исследований Национальной академии наук Украины — упорядочили документы таким образом, что с изданием могут работать не только специалисты, но и все интересующиеся украинской историей, в том числе и массовый читатель.
Книгу предваряет исследование Владимира Пристайко, Александра Пшенникова и Юрия Шаповала «Соловецкая трагедия 1937—1938 годов: причины и последствия», одним из эпиграфов к которому авторы взяли пророческие слова украинского режиссера Леся Курбаса, написанные им еще в августе 1935 года: «Я все больше убеждаюсь, что нас решили медленно, но планово физически уничтожить совсем».
Второе издание состоит из пяти разделов. Первый восстанавливает саму работу исследователей, рассказывает, как и благодаря кому удалось установить правду о соловецкой трагедии: составители отдают дань памяти директору Санкт-Петербургского центра «Мемориал» Валентину Иофе, который открыл место расстрела украинского Возрождения — урочище Сандармох. В раздел «Путь на Соловки» включены архивно- следственные дела будущих соловецких узников, а материалы оперативной разработки заключенных и документы из лагерных дел, на основании которых каждый из них был приговорен к смерти, называются «Внутрилагерный «заговор». Расстрельные протоколы напечатаны в четвертом разделе книги. В последнем, пятом разделе, размещены воспоминания тех, кому посчастливилось выжить.
Составители книги словно бы остаются за кадром — высказавшись в предисловии, они более не вмешиваются. Картина трагедии сама предстает перед читателем во всей своей полноте и жестокости. Безликие документы следуют один за другим, разворачивая трагедию каждой человеческой жизни, загубленной на Соловках. Эта безмолвная драматургия протоколов допросов, свидетельских показаний, обвинительных заключений, а затем — лагерных характеристик, агентурных записок, рапортов и, наконец, актов об исполнении приговора не нуждается в комментариях.
Составители второго издания «Последнего адреса» провели не только блестящую исследовательскую, но еще и драматургическую работу с документами — они выстроили их так, что читатель остается наедине с беспощадной реальностью Соловецкой тюрьмы особого назначения и мрачной атмосферой тридцатых годов прошлого века.
Вот путь на Соловки для украинского драматурга Миколы Кулиша — последний допрос от 25 декабря 1934 года:
«Вопрос: Продолжаете ли вы настаивать, что предъявленное вам обвинение неверно?
Ответ: Нет. Я признаю, что я являлся активным участником к-р украинской националистической организации, которая ставила своей целью свержение Соввласти на Украине путем организации вооруженного восстания и совершения террористических актов над рядом руководителей партии и Соввласти. Записано с моих слов правильно и мной прочитано».
Далее следует «внутрикамерная разработка» Кулиша, датированная 1935 годом:
«О положении Украины 1932—1933 гг. он говорит, что она была обречена на голодное вымирание. Он рассказывает, что верил, что было много умерших. И сейчас еще Кулиш утверждает, что советские органы нарочно не регистрируют смертность для того, чтобы скрыть то, что происходило на Украине».
А вот биография, по версии НКВД, украинского режиссера с мировым именем Леся Курбаса:
«Гостеатр «Березиль» Курбас сделал рупором украинского национализма и с этих позиций не сходил до октября 1933 г., когда он был смещен с главного режиссера. В декабре 1933 г., еще до ареста, у Курбаса отобрано звание народного артиста Республики. Как Курбас переносит заключение и как понимает его? На заключение он смотрит, как на натуральный факт, и признает, что он заслужил свое наказание, но что это — работа русских черносотенцев-шовинистов».
Курбас был расстрелян 3 ноября 1937 года. А смертный приговор ему тройка УНКВД по Ленинградской области вынесла на основании следующей справки, составленной 9 октября 1937 года:
«Находясь в Соловецком лагере на руководящей работе по линии театра, упорно подбирал в таковой кадры исключительно из украинских к-р националистов. Вращался среди украинцев Ирчана-Бабюка, Бабьяка, Владимирова, Гоккеля, Генрикса, в среде которых говорил, что в «Советской Украине господствует диктатура черносотенной русской клики и что эта клика уничтожила ленинскую национальную политику, украинскую культуру и уничтожает украинский язык».
В «дело Леся Курбаса» составители помещают еще один страшный документ. Это письмо Генеральному прокурору СССР от В.Чистяковой, супруги Курбаса, датированное 1956 годом:
«В связи с тем, что на протяжении свыше 18 лет я не имею никаких сведений об участи моего мужа Александра Степановича Курбаса, осужденного в 1934 г. на 5 лет пребывания в лагерях, прошу Вас рассмотреть материалы, имеющиеся по его делу, и сообщить мне о местопребывании его, если он жив, и Ваше заключение о возможности его реабилитации».
Надо ли говорить, что подобные документы, написанные близкими осужденных украинцев советским властям и датированные 50-ми, 60-ми, а иногда и 80-ми годами, находятся чуть ли не в каждом деле?
Книга «Последний адрес» — это действительно академическое исследование о соловецкой трагедии 1937—1938 годов. Составители провели огромную работу для того, чтобы восполнить целый пласт украинской истории, которую от нас тщательно скрывали за грифом «Совершенно секретно», равно как и правду о голодоморе 1932—1933 гг. Второе издание делает эту правду более доступной для каждого украинца, а не только для узких специалистов-историков.
Радует тот факт, что средства на второе издание «Последнего адреса» меценаты в лице Социал-демократической партии Украины (объединенной) и Фонда развития еврейских общин в России и в Украине выделили не по случаю очередной круглой годовщины Соловецкой трагедии, когда они могли бы рассчитывать на известный рекламный эффект в прессе, вновь обратившейся к этой теме, а именно сейчас — можно сказать, в рабочем порядке.
Восстановление истинных событий и фактов украинской истории ХХ века — это кропотливая работа энтузиастов и патриотов, которая нуждается в финансовой поддержке меценатов и политиков постоянно.