Универсал национального единства, о котором так много говорят в последние дни наши политики, не вполне понятен рядовым гражданам. Предварительные результаты опросов общественного мнения киевлян свидетельствуют: большая часть опрошенных воспринимает процесс переговоров за президентским круглым столом скорее как работу на публику, чем как попытку договориться. И только менее трети респондентов полагают, что подписание Универсала поспособствует достижению политического мира в Украине. Чем дольше затягивается окончательное визирование документа лидерами парламентских фракций, тем яснее становится: основная цель Универсала — воздействие на массовое сознание граждан западных стран ради убеждения в незыблемости поступательного дрейфа Украины в сторону Европы. Совершенно не случайно камнем преткновения на переговорах стали три пункта, обычно приводимые в качестве стереотипных препятствий на пути украинской евроинтеграции. Это тезис о неизбежности вступления Украины в НАТО, подтверждение статуса украинского языка как единственного государственного и намерение отделенного от церкви государства содействовать созданию единого поместного православного патриархата. В западной прессе им обычно противопоставляются альтернативные ужастики наподобие присоединения Украины к военному блоку стран СНГ, сближение нашей державы с Россией и Беларусью, территориальный раскол на православный и католический анклавы. Таким образом, Универсал, по замыслу его авторов, должен был стать тем самым посланием Украины о своих прозападных амбициях, которого так ждал от нас весь цивилизованный мир. Но отреагировал ли на данный «мессидж» Запад? (Анекдотическое высказывание референта по политическим вопросам отдела энергетической безопасности Генерального директората по внешним связям Европейской комиссии Фаузи Бенсарса о том, что Украина стала самым демократическим государством по причине беспрецедентной для Европы четырехчасовой телетрансляции круглого стола политических сил, мы оставим за скобками настоящих рассуждений).
Хотя исход затянувшейся на три месяца премьериады до сих пор не ясен, США наглядно демонстрируют свою излюбленную тактику: ставить одновременно на двух наиболее вероятных победителей. Прошедшая на днях встреча Виктора Януковича со вторым заместителем госсекретаря США Дэвидом Крамером имела любопытное содержание. Обсуждались проблемы увеличения иностранных инвестиций в Украину, а также «пути углубления украино-американских отношений». Нужно сказать, что Крамер — человек в американской администрации не случайный. Сфера его деятельности — Евразия. Как только в какой-либо из стран постсоветского пространства намечается смена внешнеполитического курса, Крамер тут же оказывается в эпицентре событий. Он ведет переговоры с любыми сторонами — с президентом Молдовы, коммунистом Владимиром Ворониным, руководством белорусского ЦИКа, с приднестровскими сепаратистами. Главное для Крамера — результат. В нашем случае таким результатом должно стать вступление Украины в НАТО в приемлемые для Альянса сроки, то есть 2 — 3 года. Можно предположить, что на встрече с Януковичем Крамер использовал стандартную логику убеждения. Ее суть такова: присоединившись к Альянсу, Украина подаст четкий сигнал западным инвесторам о том, что ее территория надежно защищена, что сюда можно вкладывать деньги.
В принципе, лидер Партии регионов и сам был бы не прочь посотрудничать с НАТО, о чем говорил в своей речи на круглом столе. Но при условии гарантий со стороны Президента подачи кандидатуры Януковича на пост премьер-министра в Верховную Раду. Вполне понятно, что Януковичу в случае проведения досрочных парламентских выборов вовсе не нужна репутация политика, предавшего надежды и чаяния русскоязычных украинцев. Президент же стал упирать на кандидатуру Юрия Еханурова как человека, «способного объединить нацию». Тем временем Петру Симоненко удалось-таки добиться внесения в Универсал положения о проведении всенародного референдума по вопросу вступления в НАТО. Вряд ли это поможет: ведь основные причины разногласий лежат не в идеологической, а в номенклатурной плоскости. «Наша Украина» говорит, что не вступит в одну коалицию с коммунистами. Не удивительно, ведь в случае изгнания КПУ из коалиции, «НУ» получает три дополнительных министерских портфеля плюс «золотую акцию» — возможность в любой момент разрушить большинство путем собственного выхода из него. В связи с этим, член политсовета ПР Евгений Кушнарев и сделал заявление — мол, не предадим наших друзей-коммунистов ни при каких обстоятельствах. А учитывая то, что Юлия Тимошенко отказалась подписывать документ изначально — не из-за несогласия с его содержанием, но по причине попытки введения украинского народа в заблуждение — единственным подписантом может стать спикер парламента Александр Мороз, чьи должностные амбиции в значительной степени уже удовлетворены. Так дождется ли от нас НАТО позитивного решения?
События последних 16 лет украинской независимости говорят о том, что Украина увязла в каком-то геополитическом болоте. Все стремления хоть к кому-нибудь присоединиться неизменно заканчивались ничем. И для Европы, и для России мы оставались всего лишь ближним зарубежьем. Универсал стал последней отчаянной попыткой Виктора Ющенко совершить рывок на Запад. Это что-то наподобие финта барона Мюнхгаузена по подъему себя в воздух за собственные волосы. С той лишь разницей, что в суровой украинской политреальности подобные приемы не проходят.