Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поставщик оружия и… опасности

Американские аналитики призвали конгрессменов выяснить, какие способы помимо санкций помогут усилить давление на российскую оборонную промышленность
26 октября, 2021 - 17:51
ФОТО REUTERS

Недавно Украина получила очередную партию военной помощи от правительства США. «В нашу страну прибыла третья, заключительная партия дополнительной международной помощи по безопасности на 60 млн долларов от правительства Соединенных Штатов Америки для нужд Вооруженных Сил Украины, включающая боеприпасы, противотанковое и высокоточное вооружение, медицинское имущество и т.д.», - говорится в сообщении Министерства обороны Украины.

Соответствующие поставки проходят в рамках тесного сотрудничества США и Украины в военно-технической сфере, включающей, в частности, высокотехнологическую и остродефицитную технику и вооружение для нашей страны, а также необходимые на передовой боеприпасы. «Средства, поступившие в предыдущих грузах, уже повышают наши способности контрбатарейной и противотанковой борьбы, а также разведки», - заявил начальник Главного управления логистики ГШ ВСУ генерал-лейтенант Николай Шевцов.

С одной стороны, помощь американцев направлена на то, чтобы усилить возможности украинцев противостоять россиянам, которые восьмой год ведут войну против нашей страны, захватив отдельные районы Донецкой и Луганской областей, а также полуостров Крым. С другой стороны, в США подняли вопрос о принятии новых мер против российского экспорта вооружения, о чем свидетельствует доклад исследовательской службы американского Конгресса.

Вопрос не только в конкуренции (доля США в мировой торговле вооружением составляет 37% (первое место), России – 20% (второе место), которую американцы выигрывают и количественно и качественно, к тому же у каждой из стран своя ниша, а в том, что Москва использует поставки оружия для продвижения внешнеполитических интересов на региональном и глобальном уровне, в частности для подрыва влияния США. На это обращают внимание аналитики доклада, призывая конгрессменов выяснить, какие способы помимо санкций помогут усилить давление на российскую оборонную промышленность, способствуя ее изоляции.

Российский государственный зарубежный телерупор Russia Today, анализируя доклад американцев, приводит слова заведующего Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД России Вадима Козюлина: «Продажа оружия — это не просто прибыль, но и установление партнёрских отношений. Военно-техническое сотрудничество подразумевает и политическую привязку двух государств, определённые связи в сфере безопасности. Формируется цементирующая связка, ведь вслед за оружием нужны будут запчасти, обучение, инфраструктура. Россия сегодня сталкивается с серьёзными сложностями, которые приходится обходить. Но и это уже у нас налажено».

Конечно, с 2014 года, когда были введены западные санкции против России из-за агрессии против Украины, прошло время, и Москва частично адаптировалась к введенным ограничениям. Но решить эту проблему для себя Россия не может, не говоря о каком-либо прогрессе в развитии ее ВПК. Поэтому Кремль продолжает ориентироваться на те страны, которые не могут позволить себе более дорогое и прогрессивное западное вооружение. Ключевыми покупателями российской военной техники являются Алжир, Китай, Египет, Индия, Вьетнам.

«Продажа оружия была, есть и будет рычагом влияния любого государства на другие страны, – комментирует «Дню» заместитель начальника ГШ ВС Украины (2006-2010) Игорь Романенко. – Россия всегда использовала такие подходы дерзко и по максимуму. Поэтому ожидать, что они изменят свое поведение, не стоит. Санкции, конечно, создали для России дополнительные проблемы, которые она пытается обходить, но как самое мощное государство, в частности в военной сфере, США очень внимательно следят за ситуацией в мире. Штаты заинтересованы в ослаблении России, потому что им не нужно укрепление военно-промышленного потенциала РФ».

По мнению авторов доклада в Конгрессе, многие страны привлекает то, что Россия позиционирует свое вооружение как надежное и по цене ниже, чем альтернативы Запада, при этом соглашения с Москвой заключаются быстрее. Одним из примеров здесь является продажа россиянами зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» другим странам, что вызывает негативную реакцию американцев. Наиболее известная история связана с Турцией, заключившей соглашение с Москвой и уже получившей первый полк ЗРС С-400, за что против нее были введены санкции со стороны Соединенных Штатов Америки. Тем не менее, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил недавно, что Анкара готова приобрести у России второй полк ЗРС С-400. Для России это не просто выгодный контракт, но и политический ход по расколу союзников в НАТО. Турция и США до сих пор конфликтуют по этому вопросу.

«Турция – специфическая страна со своей позицией и амбициями, – говорит Игорь Романенко. – Эрдоган проводит достаточно четкую и принципиальную политику в отношениях не только с Россией, но и другими мощными мировыми государствами, в том числе США. Сама же Турция, например, поставляет «Байрактары» украинским ВМС, несмотря на давление со стороны Кремля. И на этом наше тесное сотрудничество не заканчивается. Поэтому объяснять политику таких стран, как Турция, можно только с позиции их собственных интересов».

Аналогичная история разворачивается и с Индией. Эта страна также подписала контракт с Россией на приобретение ЗРС С-400, поставки которых в Индию ожидаются уже в этом году. Между тем, в Соединенных Штатах уже заявили, что настойчиво призывают своих союзников и партнеров – Индию – воздержаться от совершения покупок, которые повлекут за собой санкции со стороны Вашингтона.

О желании закупить у России ЗРС С-400 заявил и самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко. Причем подается это как: для уменьшения мифической «угрозы» со стороны Украины. «Нас начинают с юга подогревать. А что еще будет… Мы должны готовиться – 1200 км граница с Украиной. Поэтому нам придется закрывать и этот периметр. И мы (Лукашенко и Путин) как раз обсуждали, что С-400 для нас будет уместным. И он (Путин) дал поручение министру обороны, чтобы с нашими проработали эти вопросы, чтобы можно было доставить эти комплексы нам», - сообщил Лукашенко в сентябре этого года.

Не будем в очередной раз расписывать, что это дополнительный рычаг медленного аншлюса Беларуси со стороны России, отметим лишь, что при поставках С-400 в Беларусь Украина получит усиление угроз с севера. Причем это будет касаться не только нашей страны, но и всей Европы. Итак, видим, что Москва в разных точках мира создает дополнительные опасности и вносит раздор в отношения Запада со своими союзниками. Это не значит, что Россия возвращает себе статус «великой державы», нет, она просто и дальше действует в фарватере агрессора и нарушителя установившегося миропорядка.

«ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАНЫ ОТВОРАЧИВАЮТСЯ ОТ РОССИИ»

Валентин БАДРАК, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения:

- Россия хоть и пытается демонстрировать свою нечувствительность к санкциям, но на самом деле она не совсем к ним адаптировалась. Мы можем констатировать, что в результате введения международных санкций фактически был похоронен самолет Ил-118В. Также есть свидетельства, что Россия утратила технологии создания военно-транспортной авиации. У них огромные проблемы с истребителем пятого поколения Су-57. Проект танка «Армата» также фактически похоронен. В 2019 году под Северодвинском произошла авария с их ракетой, когда погибли 5 человек. Поэтому вопрос технологии для России очень актуален и проблематичен.

Индия считается "вотчиной" России в плане поставки оружия, но она уже фактически отказалась от сотрудничества по принципу "no China, no Russia". То есть с этими странами у них нет сотрудничества. А не хотят они этого, потому что то вооружение и те проекты, которые Россия пытается продвинуть в Индию, для последней неудовлетворительны. В частности, существует проблема в отказе Индии от совместного проекта создания военно-транспортного самолета. Это дополнительное свидетельство того, что в России фактически исчезла школа военно-транспортной авиации. Отстранение от дел Генриха Новожилова, являвшегося разработчиком Ил-76, было последним аккордом в этом процессе.

Что касается непосредственно торговли оружием, то это процессы, которые происходят естественным образом. Китай являлся крупнейшим покупателем российского оружия. Сегодня Китай уже не хочет ничего покупать у России, потому что в Китае все технологические вопросы решены и он может обойтись без Кремля.

Военно-техническое сотрудничество всегда является методом влияния. Это важный рычаг для любого государства. Можно привести пример в пользу России. Продажа Турции зенитно-ракетных систем С-400 фактически посеяла в лагере НАТО определенную рознь. У США с Турцией возникли напряженные отношения. Турция закупила С-400, потому что ей нужны технологии производства. После первой партии С-400 Турция начинает производство этих систем. Здесь мы видим пример того, как спецслужбы РФ и дипломатия смогли за счет таких поставок оружия и передачи мощных технологий решить еще и политические задачи.

Очень немного есть региональных рынков, где США борются с Россией. Давно произошло перераспределение. Некоторые страны из-за политических мотивов в результате влияния бывшего СССР выбирали советское оружие и привыкли к нему. Теперь они пользуются российским, украинским, белорусским оружием для того, чтобы не выбирать американские аналоги. Возьмем Индию и самолеты Ан-32, созданные именно для этой страны. В 2008 году Украина заключила огромный контракт на 400 млн долларов по модернизации более 100 самолетов. Но мы не можем дальше выполнять этот контракт, потому что продолжается импортозамещение на западные узлы, а у Ан-32 много российских узлов. Из-за этих замещений самолет становится дороже. Таким образом, этот контракт для Украины становится убыточным. Индию в настоящее время убеждают покупать самолеты западного производства. При этом наши специалисты утверждают, что у Украины все же есть возможность модернизировать Ан-32. Самолеты Антонова показывают себя более классными, чем западные аналоги, потому что западные самолеты очень дорогие, более требовательные в эксплуатации и обслуживании. Россия уже утратила лидирующие позиции в этом плане. Раньше она всегда была с большим отрывом на втором месте после США. Сейчас Россия уже на третьем месте.

Если говорить об определенной антипутинской коалиции, которая блокировала бы России поставки технологий, то здесь многое можно было бы сделать и ограничить российское влияние. Россия сейчас фактически поставляет те вооружения, которые у нее отработаны раньше. Ее главные реципиенты – это Северная Африка, например Алжир или Египет. Все это не высокотехнологичные страны. Высокотехнологичные страны начинают отворачиваться от России. Поэтому если говорить об ограничении влияния России через продажу вооружения, то это достаточно реально. Но для этого нужны совместные, слаженные действия группы стран, которые будут работать против России. Если НАТО в целом будет работать против России, а Германия будет ей, наоборот, помогать, как с «Северным потоком», то, конечно, эффекта от этого не будет.

 

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ