О роли интеллигенции в жизни общества написано и
сказано уже так много, что, казалось бы, тема давно исчерпана, истоптана
и изъезжена вдоль и поперек, и ничего кроме раздражения и снисходительной
ухмылки интеллектуалов не вызывает. Однако вот ведь какая штука: те же
самые интеллектуалы, забывая и о раздражении и об ухмылках, вновь и вновь,
иронизируя, издеваясь и перебивая собеседника, полемизируют по этому поводу.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью (с некоторыми сокращениями)
известного русского публициста Александра КАБАКОВА. И хотя автор в первую
очередь затрагивает проблемы сегодняшней России, нам представляется, что
эти проблемы не менее остро стоят и в Украине. Активно участвовать в политических
процессах или оставаться сторонним наблюдателем, эмигрировать или строить
новую Украину? Редакция приглашает читателей «Дня» принять участие в дискуссии
на эти темы.
Как только в стране начинается какое-нибудь безобразие
— революция, приватизация, война, выборы или поиск национальной идеи —
так обнаруживается, что далеко не все население считает себя народом. Немедленно
обращают на себя внимание люди, которые народом называют остальных, а сами
определяются как интеллигенция. Наличие законченного или не совсем высшего
образования при этом не является основным признаком — образованными могут
быть и предприниматели, и чиновники, и просто дельные специалисты. Но они
все, вместе с крестьянами и рабочими, солдатами и матросами, депутатами
и заключенными являются народом. А чтобы попасть в интеллигенты, необходимо
главное: ни в коем случае и никогда не применять имеющиеся знания, навыки
и опыт ни к какому конкретному делу. И тогда у вас будут абсолютно чистые,
не замаранные никаким действием руки и право ругать всех остальных самым
оскорбительным у нас словом — народ.
Народ, как известно, у нас пьющий. Но и это бы полбеды
— народ у нас необузданный, и потому народу этому к месту и не к месту
поминается тот самый бунт: «бессмысленный и беспощадный». Кроме того, народ
наш ленив, склонен — если уж заставят — работать без старания и вещи делать
недоброкачественные.
При этом в быту не только крайне неаккуратен, но и вороват.
Этот общеизвестный народный набор иллюстрируется самыми различными примерами
из жизни, и каждый пример обязательно укладывается в определенную категорию:
вот проявление лени, а вот — вороватости, а это и вовсе сочетание всего
плюс общенародная азиатчина...
Боже мой, думаю, как же здорово устроены эти ребята! Пьют
ведь, как все добрые люди, стакан под глубокий выдох; отродясь не перерабатывались,
что в древние времена в своих советских НИИ, что теперь в своих некоммерческих
фондах и общественных движениях; к бунту призывают еще с декабристских
времен и так далее — через народовольцев и левых эсеров к демонстрациям
против банды антинародного режима; на собственной кухне лишний раз пол
не подметут...
Но расстраиваются именно над народной жизнью и никакого
стыда при этом не испытывают.
Вот, допустим, агитировали- агитировали против царя, взбаламутили
всех, бегом побежали в сочувствующие, а некоторые и в комиссары — а как
сами поехали по тундре, по железной дороге, так и воззвали: что ж ты, народ,
делаешь?! И куда ж ты свою совесть, лучших представителей, гонишь? Как
же ты дал оболванить себя тирану?..
Что при этом тиран не самостоятельно оболванивал, а именно
их же собственными творческими силами, лучшие представители как-то забыли.
Вообще очень не любит интеллигенция, когда ей что-нибудь
напоминают. Революционную агитацию, например. Или книжечку, которую я когда-то
видел: стихи на смерть товарища Сталина. Все отметились, кому доверили.
Самые активные впоследствии оттепельщики и даже кое-кто из еще юных перестройщиков
— кому доверие было оказано. Как сказал однажды в начале девяностых один
лениновед: «А я не все про Ленина знал». То есть, если сказал правду, то,
значит, всю жизнь до этого даром хлеб ел. Одно извиняет — соврал, конечно.
И так далее. Про антинародный режим они тоже не знали,
что он из этого неудачного народа. И про новых русских не предполагали,
что они такие окажутся.
И сейчас продолжают народу на его, народные заблуждения
сетовать и строго указывать на недопустимость войны в Чечне.
— Нет, — говорит народ, — ты погоди... как же это выходит,
что те самые, которые Югославию... ты их тогда еще мировым сообществом
называл, а нас оголтелыми антиамериканистами... а теперь они нас стыдят...
и ты с ними... ты чего, честное слово?
Молчит, как интеллигентный человек не снисходит до перепалки.
Предлагает свои пункты и условия для переговоров и чувствует себя в совершенном
порядке, честным и чистым перед правами человека.
Потому что он посторонний. Он все это наблюдает и просто
высказывает свое мнение, независимое и цивилизованное, просвещенное и гуманное.
Ему в фонд бандиты денег — других-то денег в стране вроде и нет — подсыпают;
его солдатики и менты охраняют, чтобы не взорвал его ненароком какой-нибудь
приезжий борец за права человека; ему грант-другой от таких же иноязычных
идет — и вот он отходит на три шага сбоку и оттуда наблюдает народ, и сокрушается,
и учит неразумных.
Однажды такие — из талантливых, но бессовестных — сами
на себя пародию придумали: Васисуалия Лоханкина. Он размышлял о своей роли
в русской революции, и его создателям это казалось очень смешным. А роль-то
и вправду была, и не маленькая... Теперь пародии живут не в литературе,
а в реальной жизни. От этого они становятся более смешными, но и более
опасными. То объявят о своей особой позиции по Чечне, то на Свободе поругают
соотечественников за грязные деньги... В общем, плохой народ им достался.
Но и народу с ними не повезло.