Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поучительная сага

У нынешней власти нет другого выхода, как довести дело экс-президента Януковича до конца
24 января, 2017 - 19:10
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Одним из инструментов борьбы украинского народа с властью являются массовые протесты. Другой вопрос, что после каждой революции, хотя по своей сути ни одна таковой не была, лучше не становилось точно, а иногда и хуже. Все мы помним «революцию на граните» в октябре 1990 года, когда студенты добились выполнения части своих требований, в частности отставки не самого плохого премьера (на то время председателя Совета министров УССР) Виталия Масола. Дальше была помаранчевая революция осени 2004 г. против третьего срока Кучмы и его последующей попытки сделать своим преемником Виктора Януковича. Тогда при посредничестве друга Кучмы и будущего главы Наблюдательного совета YES — экс-президента Польши Александра Квасьневского, ситуацию удалось разрулить, обеспечив Кучме неприкосновенность, а Виктору Ющенко урезав полномочия. Как известно, очаровывание Ющенко вскоре сменилось большим разочарованием.

Упомянутые протесты имели мирный характер. А вот события конца 2013-го — начала 2014-го уже характеризовались насилием и убийствами в центре столицы. Революция Достоинства была кровавой — на Майдане убили больше ста человек. Почему так произошло, и кому это было выгодно? Эти вопросы еще нуждаются в окончательном ответе, так как начиная с избиения студентов в ночь с 29 на 30 ноября 2013-го насилие только набирало обороты. Создавалось впечатление, что кто-то специально тянет за ниточки, нагнетая ситуацию. Поэтому не удивительно, что в результате бенефициарами стали как определенные кланы внутри страны, так и внешние силы — только не сам Майдан. Был ли шанс остановить этот трагический сценарий? Да. Этим шансом мог воспользоваться Виктор Янукович, отказавшись от власти. Но он этого не сделал и утопил Майдан в крови, а затем еще и призывал российские войска в Украину. Более того, он фактически стал козлом отпущения в руках украинских олигархов и путинского режима.


Вместо Виктора Януковича в Генеральную прокуратуру приедет его адвокат Виталий Сердюк. Последний считает незаконным вызов своего клиента на допрос для ознакомления с материалами возбужденных против него уголовных дел. Сердюк заявил, что «статья 138 Уголовно-процессуального кодекса Украины прямо предусматривает возможность не являться по вызову следователя при наличии таких причин, как длительное пребывание за рубежом и наличие угрозы жизни, которая не перестала существовать, а наоборот, усилилась в связи с этими политическими процессами».

Ранее Генпрокуратура обнародовала две повестки с вызовом на допрос экс-президента Януковича, который скрывается в России. 20 января Печерский райсуд Киева позволил Главной военной прокуратуре проведение в отношении Януковича заочного расследования по делу о государственной измене. Генпрокурор Украины Юрий Луценко заявил о том, что главная военная прокуратура получила от секретариата ООН фотокопии заявления бывшего президента Виктора Януковича с просьбой ввести в Украину войска РФ.

Юрий Луценко также заявил, что ГПУ планирует завершить досудебное расследование в уголовном производстве о государственной измене Януковича в феврале 2017 года. Напомним, что Виктор Янукович является фигурантом нескольких уголовных дел в Украине, в частности касательно превышения им полномочий с ноября 2013 года по февраль 2014 года, касательно массовых убийств активистов Майдана, а также по факту захвата им государственной власти в 2010 году. Ни одно из этих производств не рассматривается в судах по сути.

«Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает ситуации, когда можно расследовать преступление без участия подозреваемого и осудить его, — дает комментарий «Дню» эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк. — Но при этом его права сохраняются. В частности, он имеет право на защиту, используя любое количество адвокатов. Янукович может приезжать в Украину, а может не приезжать. Это его решение. Главное, что ему сообщили. Такая ситуация намного лучше в правовом смысле, чем в советское время, когда в случае, если не могли найти или добраться до преступника, хватали человека и выбивали из него показания».

Менее чем через месяц будет три года как Янукович бежал из страны. По словам экспертов, доказательной базы для осуждения экс-президента хватает, вопрос лишь в том, насколько профессионально работают украинские следователи?

«Факт того, что Янукович просил РФ ввести войска в Украину доказать можно, — отвечает Николай Хавронюк. — В том числе и доказательством могут служить не только документы, но и его выступления на телевидении и ответе на вопросы российских журналистов. Все видео- и аудио-записи являются документами в процессуальном понимании и могут сыграть свою роль как доказательство».

«Что касается государственной измены Януковича, то здесь есть убедительные основания доказать это и вынести ему приговор, — дает комментарий «Дню» народный депутат V, VI, VII созывов, глава общественной организации «Сила права» Андрей Сенченко. — Вместе с той частью обвинений, которая базируется на документе, который был официально получен из ООН, достаточно и других доказательств, которые прокуратура должна систематизировать и использовать в обвинении. В последнее время было много дебатов на эту тему, в частности относительно того, кем был Янукович, когда он призывал РФ ввести в Украину войска (1 марта 2013 года. — Ред.). Все дело в том, что 111 статья «Государственная измена» касается не только президента или любого государственного служащего. Эту статью можно применить к любому гражданину Украины, который совершил преступные действия, такие как государственная измена. Любой гражданин Украины, который призывал государство-агрессора ввести оккупационные войска в нашу страну, является государственным изменником».

Отдельные эксперты ранее неоднократно подчеркивали, что побег Януковича был частью спецоперации, которую провел Кремль во время Евромайдана. В частности, об этом писал в «Дне» и московский публицист Дмитрий Шушарин. Суть ее состояла в том, чтобы довести ситуацию в Киеве во время событий конца 2013 г. — начала 2014 г. до «точки кипения», а затем, выдернув Януковича, создать вакуум власти и ударить по Крыму и востоку Украины. Вспомним, например, заявления на то время действующего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко о присутствии во время Евромайдана представителей ФСБ России в Киеве, которые фактически курировали действия украинских правоохранителей.    

«Янукович и Россия действительно тогда пытались использовать его двоякий статус, так как РФ продолжала рассматривать Януковича как Президента, в то время как он уже таковым не был в результате решений украинского парламента, — говорит Андрей Сенченко. — РФ, конечно, рассматривала эту ситуацию с выгодного для себя ракурса. Но это еще больше углубляет вину Януковича, когда он пользовался атрибутами президентской власти, которой по факту не имел. В частности, когда ставил подпись на бланке как Президент Украины».

Однако история с Януковичем имеет более глубокие корни. Его использовали не только во время Евромайдана, но и в течение всего его президентства, когда Минобороны и СБУ Украины возглавляли россияне, которые уничтожали обороноспособность страны изнутри. Мишенью Кремля была и остается украинская государственность. Традиция вмешательства Москвы в украинские дела тянется еще с 90-х гг., когда на президентских выборах в 1994 г. Россия помогла победить бывшему директору «Южмаша» Леониду Кучме. Например, именно во времена президентства последнего началась традиция назначения главами силовых структур людей, которые использовали министерства или службы для межклановых разборок и обогащения. Кстати, именно Кучма назначил сначала Януковича главой Донецкой облгосадминистрации, а затем и премьер-министром Украины. Более того, когда Кучме не удалось остаться на третий срок, он сделал ставку на Януковича и получил помаранчевую революцию.

Но, похоже, ни события осени 2004 года, ни кровавый Евромайдан не смогли изменить старые правила. Доказательством этому служит отсутствие юридической точки как в старых уголовных делах («дело Гонгадзе-Подольского»), так и в недавних (дела Евромайдана, в частности относительно Януковича). Какие существуют опасности в деле Януковича»?

«К сожалению, несдержанность в оценках и пиар-составляющая нынешней власти явно гипертрофированы во всех структурах, — подчеркивает Андрей Сенченко. — По моему мнению, генпрокурору Юрию Луценко не стоит брать на себя функцию того, кто обвиняет в суде. Я понимаю, что процесс над Януковичем является знаковым для страны, и Луценко откровенен в своих оценках его преступлений. Действительно, нашему недавнему прошлому нужно давать четкие оценки. Но Генпрокурор, у которого есть объективные личные претензии к Януковичу, так как последний незаконно посадил Луценко, лучше бы поручил представлять обвинение, например, своим заместителям — профессиональным прокурорам».

Не исключено, что слова («поддонок...») и обвинения («узурпировал власть, разворовал государство, уничтожил ВСУ и силы безопасности Украины...») Юрия Луценко в адрес Януковича могут быть использованы защитой последнего в европейских судебных инстанциях с аргументацией личной неприязни к экс-президенту. Если бы Луценко был рядовым гражданином — это одно дело, а должность госслужащего, тем более генпрокурора, это совсем другое.

«Вопрос остается и в следующем, — добавляет Николай Хавронюк. — Устоит ли приговор, который должны вынести Януковичу, в Европейском суде по правам человека? Теоретическая опасность заключается в том, что определенные положения в Уголовно-процессуальном кодексе имеют временное действие. На этом могут играть адвокаты Януковича, утверждая, что закон имеет избирательный характер. Поэтому лучше было бы эти положения внести в тело Уголовно-процессуального кодекса, а не держать их в заключительных переходных положениях. А так я не вижу оснований не довести это дело до приговора».

Собственно, у нынешней власти нет иного выхода, помимо как довести резонансные дела, в частности Януковича, до конца, чтобы вернуть себе доверие общества. Не громкими заявлениями и бесконечными обещаниями, а по-настоящему, чтобы люди поверили, увидели, почувствовали. Собственно, это является их обязанностью, поскольку зашли они во властные кабинеты на крови людей. Более того, страна уже три года находится в состоянии войны с оккупированными Кремлем украинскими территориями и тысячами потерянных жизней. Какие еще нужны аргументы, не говоря, конечно, об обязанности построения сильного государства, чтобы представители политического олимпа осмелились наконец сломать эту систему. Власть не ради самой власти, наживы и разборок с оппонентами, как это было и продолжается в Украине в течение многих лет, а власть ради людей и страны. Кстати, это обезопасит их самих, потому что Янукович тоже когда-то думал, что он неприкосновенный и что он надолго.


Пример. И не только в год Японии...

ФОТО С САЙТАTHENEWSLENS.COM

На фото 1867 г. — Йосинобу Токугава (годы жизни: 1837–1913). Это последний сегун Японии (1866–1868 гг.), который нашел в себе силы отказаться от власти, чтобы прекратить разрастание гражданской войны в стране, избежать напрасного кровопролития и дать дорогу модернизации и вестернизации Страны Восходящего Солнца.

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ