Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Права человека:преступления и оправдания

8 июня, 2002 - 00:00

Даже сейчас, когда в нашем мире происходит процесс глобализации, открытым все еще остается вопрос о том, является ли понятие «права человека» по существу западной концепцией, которая совершенно игнорирует другие культурные, экономические и политические реалии Юга. Могут ли ценности потребительского общества быть применимы к обществам, в которых нечего потреблять? Пусть это прозвучит несколько фривольно, но я рискну: когда вы мешаете мужчине в традиционном наряде избивать свою жену, вы отстаиваете этим ее права человека или нарушаете его права?

Факт заключается в том, что существует большое количество серьезных возражений против понятия универсальных прав человека, и защитники этих прав должны принять эти возражения — хотя бы для того, чтобы их опровергнуть.

Первое возражение состоит в том, что все права и ценности определяются и ограничиваются культурными представлениями. Универсальной культуры не существует, стало быть, не существует и универсальных прав человека. Некоторые философы возражают, что, мол, понятие прав человека основывается на индивидуалистическом мнении человека как независимого существа, чье самое большое стремление заключается в том, чтобы быть свободным от вмешательства со стороны государства и наделенным, если можно так выразиться, правом остаться одному. Тогда как «незападные» общества часто поддерживают этику коммунаров, которая рассматривает общество как нечто большее, чем сумму его отдельных членов, и считает, что обязанности важнее, чем права.

Существует обычный спор между Севером и Югом, в котором «права человека» набрасываются как паранджа на вмешательство Запада в дела развивающегося мира. Некоторые утверждают, что развивающиеся страны не могут позволить себе соблюдение прав человека, поскольку задачи государственного строительства и экономического развития остаются невыполненными, и приостановление или ограничение прав человека, таким образом, является принесением в жертву немногих для получения выгоды большинством.

Другие возражают против определенных прав, которые, как они говорят, отражают западный культурный уклон, причем наибольшее число проблем создают права женщин. Как права женщин могут быть универсальны, когда в некоторых обществах брак видят не как контракт, заключаемый двумя индивидуумами, но как союз между родами, и когда допустимое поведение женщины является центральным в формировании восприятия обществом фамильной чести?

В придачу к этому некоторые религиозные лидеры заявляют, что права человека могут быть приемлемыми, если они основаны на трансцендентальных ценностях веры и, таким образом, одобрены Богом. Существует неотъемлемый конфликт между универсальностью прав человека и спецификой религиозных перспектив.

Как отвечать на эти возражения? Понятия правосудия и закона, легитимности и достоинства, защиты от деспотического правления и участие в общественной жизни имеются в каждом обществе. И проблема, стоящая перед защитниками прав человека, заключается в том, чтобы не опустить руки перед невозможностью универсализма, а определить общие знаменатели.

Эти возражения отражают ложное противостояние между первенством индивидуума и главенством общества. На культуру слишком часто ссылаются, как на защиту от необходимости соблюдения прав человека, сторонники авторитарной власти, которые сокрушают культуру всякий раз, когда она их не устраивает. Кроме того, какая страна может утверждать, что она придерживается своей чисто «традиционной культуры»? Нельзя же следовать модели раздела «современных» государств-наций по племенным границам и соглашениям, а затем утверждать, что следует применять племенные традиции для того, чтобы судить, насколько в государстве соблюдаются права человека.

В культуре не существует ничего неприкасаемого. Культура постоянно развивается в любом существующем обществе, отвечая как на внутренние, так и на внешние стимулы, и всякое культурное общество многое перерастает и отвергает.

Давайте признаем, что вступление в брак в детском возрасте, обрезание женщин и тому подобное не порицаются во многих обществах, но давайте также спросим жертв этих практик о том, как они себя чувствуют. Там, где существует насилие, существует нарушение прав. И это насилие следует осуждать, невзирая на оправдания, основанные на традиции. Тест заключается в существовании насилия, а не в культуре.

Что касается религии, каждая религия включает в себя определенные истины, применимые ко всему человечеству — справедливость, правдивость, милосердие, сострадание — и человек часто позволяет себе обвинять Бога в своих собственных грехах. Как сказал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан — проблема заключается не в вере, а в верующих.

Что касается приостановки действия прав человека в интересах развития: авторитаризм способствует сдерживанию, а не развитию. Развитие идет в ходе изменений, но сдерживание не допускает изменений. Хотя могут быть случаи, когда авторитарные общества добивались успеха в развитии экономики, но Ботсвана — пример африканской демократии — развивалась быстрее, чем большинство авторитарных государств.

Некоторые развивающиеся страны — особенно Индия, Китай, Чили, Куба, Ливан и Панама — играли активную и влиятельную роль в создании проекта Всеобщей декларации по правам человека. Принципы прав человека были приняты, скопированы и ратифицированы многими развивающимися странами, и поэтому совершенно несправедливо будет заявлять, что эти права были им навязаны.

Когда мы слышим о неприменимости прав человека, что это за права человека, без которых кто-то в развивающейся стране может обойтись? Право на жизнь? Свобода от пыток? Право не быть рабом, не подвергаться физическому насилию, произвольному заключению под арест или казни? Никто в действительности не выступает за ограничение этих прав.

Возражения в отношении применимости стандартов прав человека слишком часто слышны из уст авторитарных правителей и находящихся у власти элит, которые пытаются рационализировать насилие, с помощью которого они продолжают находиться у власти. Как дьявол может цитировать Библию в своих целях, так и свойственная странам третьего мира приверженность жить в коммунах может быть лозунгом закоренелых тиранов, получивших образование, как в случае с Пол Потом, в Сорбонне. Подлинные голоса Юга знают, как кричать от боли. И это те голоса, к которым следует прислушаться.

Проект Синдикат для «Дня»

Шаши ТАРУР, администрация Генерального секретаря ООН

Шаши ТАРУР
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ