Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Правда должна быть услышанной»

В течение трех недель слово в суде по делу сбитого самолета МН17 будут иметь родственники жертв
6 сентября, 2021 - 18:13
ФОТО РЕЙТЕР

Юридический фронт противостояния с Россией является не менее важным для Украины, чем военный или дипломатический. Несмотря на очевидность преступлений со стороны агрессора, цивилизованные страны вынуждены доказывать это в судебных инстанциях с помощью имеющихся и добытых доказательств в результате расследования. Так устроен демократический мир, в отличие от авторитарных режимов. Украина, которая подверглась нападению, потеряла часть территории и тысячи жизней своих граждан и восьмой год обороняется от Кремля, подала против России в разные международные инстанции ряд судебных исков. Один из них касается сбитого пассажирского самолета Boeing-777 «Малазийских авиалиний», выполнявшего рейс MH-17 из Амстердама в Куала-Лумпур, с которым случилась катастрофа на временно оккупированной части Донецкой области 17 июля 2014 года. На борту лайнера находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.

Международная следственная группа пришла к выводу, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук», принадлежащего 53-й зенитно-ракетной бригаде противовоздушной обороны российских вооруженных сил, дислоцированной в Курске. В настоящее время следователи ищут фото, видео и документы в городе, откуда был отправлен «Бук». «Мы особенно ищем достоверную информацию, в частности фотографии, видеозаписи, военные приказы и другие ценные документы. Воспоминания могут стереться, но документы останутся весомыми доказательствами. Во время следствия мы часто видим, что даже спустя годы люди проявляют большую готовность делиться информацией. Мы призываем всех, кто знает больше об экипаже «Бука» или о структуре командования, которое одобрило размещение этой системы на востоке Украины, поделиться этой информацией», - заявил спикер прокуратуры Нидерландов Брехт ван де Мосдейк (ukrinform.ua).

Напомним, что в июне 2019 года следственная группа назвала имена четырех подозреваемых, которых считают причастными к транспортировке и боевому применению ЗРК «Бук». Это бывший офицер ФСБ, так называемый бывший министр обороны «ДНР» Игорь Гиркин (Стрелков), генерал, а на время сбивания самолета полковник ГРУ Генштаба Вооруженных сил РФ, глава «ГРУ ДНР» Сергей Дубинский, подполковник ГРУ Олег Пулатов (все - граждане РФ), гражданин Украины Леонид Харченко, который воевал на стороне «ДНР». Окружной суд Гааги в марте 2020 года начал разбирательство дела о катастрофе самолета рейса МН-17.

6 сентября в Нидерландах началось очередное заседание суда. На протяжении следующих трех недель слово будет предоставлено родственникам жертв, их свыше 90 - из Нидерландов, Австралии, Малайзии, Индонезии, Канады. В судебном зале также будут присутствовать представители стран, граждане которых погибли в авиакатастрофе. Председательствующий судья Гендрик Стейнгаюс сообщил, что ни один из четырех обвиняемых на слушание не явился. По его словам, российская власть отказала в допрашивании трех обвиняемых россиян, а Украина сообщила, что ей не известно местопребывание четвертого обвиняемого Леонида Харченко. Председательствующий судья также отметил, что все четверо обвиняемых до сих пор имеют право выступить в суде. По его словам, суд изучит дополнительные материалы, предоставленные следственным судьей, в частности допросы свидетелей, выводы экспертов относительно ранее предоставленных аудиозаписей.

Дальше слово взяла Риа ван дер Стин, которая в катастрофе МН-17 потеряла отца и мачеху. Она является членом правления фонда «Авиакатастрофа». Свое выступление женщина начала на русском, заявив, что родственники погибших знают, кто виноват в трагедии. Ван дер Стин процитировала Александра Солженицына: «Они лгут, мы знаем, что они лгут, и они знают, что мы знаем, что они лгут».

Процесс продвигается медленно и сложно, потому что Россия с самого начала отказывается сотрудничать со следствием и судом. Более того, она делает все, чтобы снять с себя вину, запутать следствие и «перевести стрелки» на Украину. Вот лишь последний пример такого циничного поведения. Полтора месяца тому назад Россия подала в Европейский суд по правам человека межгосударственную жалобу против Украины. В жалобе Кремль перечислил 10 претензий к Киеву, в которых, в частности, идет речь о якобы дискриминации русскоязычного населения, российских компаний и предпринимателей, притеснениях русского языка, блокировании Северо-Крымского канала. Также Москва заявила об ответственности Украины за катастрофу МН-17.

«Не вмешиваясь в правосудие Европейского суда по правам человека, я могу абсолютно заверить, что у этого искового заявления нет никаких шансов быть удовлетворенным. Оно подано Россией исключительно с пропагандистской целью. Никаких других результатов, кроме информационного шума и потраченного на написание ответа времени суда, у этого иска не будет», - заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Россияне, зная о своей вине, пытаются убедить весь мир в обратном. Но не получится, потому что им постепенно указывают на свое место.

«Следствие, которое ведет Международная общая следственная группа (JIT), показало, что MH-17 был сбит ракетой, выпущенной из зенитной ракетной установки «Бук», которая принадлежит 53-й зенитно-ракетной бригаде из Курска. Возможно, что этот факт - пятно на вашем городе, на вашей армии. Мы это понимаем. Но правда должна быть услышана, даже если эта правда неприятна. Мы продолжаем вести следствие относительно установления личностей членов экипажа ЗРК «Бук» и обстоятельств принятия решения о применении этого оружия. Наше следствие уже очень далеко продвинулось, но оно еще не полное. Нам хотелось бы получить ответы также от российских военных относительно того, как могла случиться такая трагедия», - идет речь в обращении правоохранительных органов Нидерландов, где указано, как можно поделиться информацией.

События в нидерландском суде комментирует Николай Гнатовский, доцент кафедры международного права Института международных отношений КНУ им. Т.Г. Шевченко: «Дело продолжается, начинается переход к новому процессуальному этапу. Здесь главным является право родственников, которые пострадали от этого преступления, быть услышанными в суде, участвовать в судебном процессе, передать свои мнения суду. Это служит цели правосудия. Суду всегда важно их услышать, потому что есть принципы уголовного правосудия, которые предусматривают участие людей, которые пострадали как на этапе расследования, так и на этапе судебного разбирательства. В конечном итоге суд все это будет оценивать как фактор, когда будет делать выводы относительно приговоров, если он признает обвиняемых виновными. Цель, которую ставит перед собой суд, который не может быть каким-то пропагандистским органом и не может проводить показательный процесс в сталинском духе, - это объективное правосудие. Понятно, что этот процесс не может не привлекать внимание СМИ и государства, котрые преследуют те или иные политические цели и могут комментировать все это соответствующим образом. Нарративы сторон давно определены, и на любом из этапов они не изменятся».

Вина России очевидна, это понимают во всем мире, другое дело - совместными усилиями доказать виновность Кремля и наказать виновных. Это задача не только Украины, но и всего цивилизованного мира. Иначе преступник и дальше будет нарушать международное право, убивать и захватывать. По сути, это вопрос защиты демократии и нормальных правил жизни.

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ