Счетная палата проанализировала итоги исполнения государственного бюджета Украины за первое полугодие и направила материалы Президенту Украины, Верховной Раде и Кабинету Министров. В тот же день премьер-министр Виктор Ющенко отчитывался о выполнении программы правительства, и председатель Счетной палаты Валентин Симоненко счел, что имеет основания для того, чтобы обвинить правительство в «некорректности при обнародовании макроэкономических показателей развития украинской экономики». Детальный рассказ об очередной методике построения «потемкинских деревень» — в эксклюзивном интервью с Валентином Симоненко.
— Положительные тенденции в развитии экономики в первом полугодии, по сравнению с тем же периодом прошлого года, безусловно, имеют место. Однако по объему валового внутреннего продукта, промышленного производства, розничного товарооборота, объемов строительно-монтажных работ экономика Украины сегодня только выходит на уровень первого полугодия 1998 года. Да, именно 1998 года.
Наибольший за полугодие прирост производства, а следовательно, и ВВП обеспечили предприятия горно-металлургического комплекса, которые дали около 30% общего объема промышленного производства и произвели более 45% экспортной продукции страны. Безусловно, росту производства в этой отрасли способствовал экономический эксперимент, проводимый с прошлого года на основании специального закона, в соответствии с которым предприятиям горно- металлургического комплекса предоставлены льготы и отсрочены долги по налогам и разного рода платежам в бюджет за последние 9 месяцев на общую сумму более 3,4 млрд. грн. За такую цену можно поднять любую отрасль, и не одну. Но кто в правительстве считал эффективность этих затрат, кто в правительстве несет ответственность за проведение этого широкомасштабного эксперимента?
Во многих отраслях экономики, как и в прошлые годы, ухудшается финансовое положение предприятий, снижается их платежеспособность (убытки только за 4 месяца текущего года выросли на 46% по сравнению с тем же периодом прошлого года, кредиторская задолженность — на 19,7 млрд. грн. (43,6% от произведенного ВВП)). Количество убыточных промышленных предприятий за 4 месяца достигло 56%, тогда как в начале года составляло 51,9%. На 1 мая текущего года дебиторская и кредиторская задолженность отечественных предприятий достигла соответственно 190 и 263 млрд. грн. С полным основанием можно сказать, что экономика страны работает в долг.
— Как вы оцениваете выполнение правительством бюджетных статей?
— Радует, что доходы бюджетов в первом полугодии превысили плановые показатели. Но за счет чего? Номинальное увеличение доходов бюджетов Украины произошло, в первую очередь, за счет включения в бюджет доходов фонда социального страхования, а также внебюджетных средств учреждений и организаций, которые ранее в доходах бюджетов не учитывались. Если сравнить реальные доходы бюджетов за 5 месяцев текущего года с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах и в разрезе тех доходных источников, которые были в прошлом году, то реальные поступления не увеличились, а уменьшились на 2,2 %.
Остается нерешенной важнейшая стратегическая задача уменьшения налоговой недоимки. В январе правительством принято одно решение о сокращении недоимок, в мае — другое. Решение есть, системы организации выполнения — нет, и результат налицо. Недоимка увеличивается, как снежный ком, и сегодня превышает 14 млрд. грн. Процесс приобрел неконтролируемый характер. Заботясь о доходах бюджета, правительство приняло постановление об отмене 557 ранее принятых решений по налоговым льготам. Вроде действие есть, но повторяется ситуация с недоимкой — бюджетные потери от льгот увеличиваются. Только в первом квартале их объем сравнительно с прошлым годом возрос на 39% и превысил 10 млрд. грн. Не будем касаться НДС, этого бюджетного монстра, рассмотрим льготы по налогу на прибыль, которые являются, по своей сути, узаконенной торной дорогой для уклонения от уплаты налогов. В прошлом году, по причине снижения налогооблагаемой прибыли на сумму убытков прошлых лет, бюджет потерял свыше 1 млрд. грн., а за первый квартал этого года — 480 млн. Неужели мы так богаты? Конечно, нет, просто системно этими вопросами в правительстве никто не занимается. Сняли верхний слой — и все.
— А что касается расходных статей бюджета?
— Запланированные расходы в общем объеме и в разрезе статей расходов в основном выполнены. Они даже несколько увеличились против прошлого года, но это скорее заслуга инфляции, а не правительства. Анализ состояния финансирования расходов госбюджета свидетельствует о том, что Минфин и Госказначейство продолжают работать по старой — порочной — системе управления расходами. На протяжении отчетного периода расходы бюджета исполнялись крайне неравномерно. В первом квартале не были профинансированы вообще или в неполном объеме плановые расходы на сумму более 700 млн. грн., на 20 июня эта сумма увеличилась до 2 млрд. грн., из них 1 миллиард — социальные нужды. И это при наличии достаточных средств. На 20 июня остаток бюджетных средств на банковских счетах составил 1,7 млрд. грн. Финансирование же произведено только в последние дни июня. При этом были профинансированы расходы, не предусмотренные Законом о Государственном бюджете на 633 млн. грн. Чем руководствуется Минфин и Госказначейство, ограничивая и задерживая финансирование расходов, утвержденных законом? Ручному управлению бюджетом способствует отсутствие системы управления бюджетными ресурсами. Именно это порождает серьезные проблемы, одна из которых — «скрытый» дефицит бюджета — долги бюджетных учреждений. На начало 2000 года кредиторская задолженность учреждений, финансируемых из госбюджета, превысила в целом 3,4 млрд. грн., а за вычетом дебиторской задолженности она составила 2,7 млрд. Из них долги по зарплате — 490 млн. грн., оплате коммунальных услуг свыше 827 млн. грн. Эти объемы задолженности не были учтены в утвержденном бюджете. И естественно, что суммы этих долгов постоянно давят на бюджет, порождают неплатежи, которые в дальнейшем сказываются и на бюджетных доходах. Материалы аудиторских проверок и предложений Счетной палаты по решению этой проблемы неоднократно направлялись и в правительство, и в Минфин, реакции пока нет. Кто же наведет порядок? Ведь бюджет 2001 года не за горами.
— Одной из своих главных побед правительство считает решение проблемы государственного долга. Однако на коллегии Счетной палаты несколько раз делался акцент на отсутствии механизма эффективного управления госдолгом...
— Проблема состоит не только в несоразмерности официально учитываемого Минфином размера долга и его фактической величины. Разница — в 140 млн. грн. Об этом Счетная палата заявляла уже неоднократно. Главный вопрос — в существующей практике внутреннего и внешнего государственного заимствования. Поскольку привлеченные средства преимущественно идут на текущее потребление, а не на производственные инвестиции, долговое бремя попросту перекладывается с нынешнего на последующие поколения украинцев. В госдолге сегодня превалирует его внешняя составляющая, а внутренний долг является слишком коротким и слишком дорогим, что в условиях отсутствия реальных источников его покрытия и сохранения существующих тенденций представляет серьезную потенциальную угрозу для финансовой безопасности государства. Ведь только за 5 месяцев этого года 24% общих доходов госбюджета, или 2,9 млрд. грн., направлено на погашение и обслуживание госдолга.
— Главная цель программы деятельности правительства определена самим названием: реформы ради благосостояния. Как можно оценить ее реализацию?
— Судите сами. На текущий год предусмотрено, что темпы девальвации гривны должны соответствовать темпам инфляции, а цены должны оставаться стабильными. За полугодие девальвация гривни составила около 4,2%, а инфляция достигла 18,7% при прогнозируемом среднегодовом уровне 19%. Фактически это означает, что за счет административного увеличения цен, в первую очередь, на энергоносители, коммунальные услуги, хлебопродукты и другое правительство поддерживает курсовую стабильность. Делается это за счет населения. В то же время задолженность по зарплате в целом по стране остается практически неизменной — свыше 6 млрд. грн. Однако номинальная зарплата наших граждан сохраняется на уровне декабря прошлого года. При этом реальная средняя зарплата за 5 месяцев текущего года (по сравнению с декабрем прошлого года) уменьшилась на 15,7%, а реальные денежные доходы населения — на 22,8%. Официальный уровень безработицы увеличился по сравнению с прошлым годом более чем на 9%. Задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы, финансируемой из госбюджета, за первое полугодие 2000 года сократилась всего на 7,5%. Обещания правительства до конца нынешнего года погасить 50% остаются только обещаниями.
— В чем вы видите причины неутешительных результатов полугодовой работы правительства Ющенко?
— Правительственный планы есть, но они не завязаны на конкретные сроки, есть определенные количественные ориентиры, но они не стыкуются с критериями эффективности рыночной экономики. Ходят слухи, что это самое «рыночное» за последние годы правительство, но мы опять считаем тонны, кубические и квадратные метры, километры. Не забыть бы при этом о благосостоянии народа. К сожалению, сегодня многие руководствуются принципом: правда хорошо, а счастье лучше. Мы особенно это чувствует на себе, когда с нашими выводами и предложениями соглашаются, даже благодарят, но очень мало делают для их реализации.