Президент АУБ подчеркивает, что практика принятия решений правительством о проведении конверсии без предварительного обсуждения этих вопросов с АУБ и комбанками, без учета их возможностей, противоречит не только законным интересам коммерческих банков, а и в целом интересам экономики Украины, поскольку, как свидетельствуют последние события, Украина избежала тотального обвала экономики только потому, что выстояла ее банковская система, сообщил Интерфакс.
Леонид ЧЕРНОВЕЦКИЙ, народный депутат, председатель Совета «Правэкс-банка»:
— В принципе, я не знаю ни одного случая в истории экономик других стран — рыночных стран, где такая реструктуризация, которую предлагает сегодня Кабинет Министров, имела бы место.
Если речь идет о реструктуризации долгов, например, частной структуры, то на это можно идти тогда, когда данная структура жизнеспособна, т. е., если увеличить срок кредита или уменьшить проценты, или добавить каких-то денег, — тогда она сможет «подняться». То есть можно ожидать, что после помощи (реструктуризации) структура будет иметь конкретный результат по подъему своей экономики. И тогда мы (инвесторы, кредиторы) можем рассматривать проект реструктуризации.
Сегодня никакого такого плана у государства, которое не имеет четкой экономической программы, нет. Основная «программа» к большому сожалению, и не только нашего правительства, но и правительств всех посткоммунистических стран, сводится к тому, чтобы, как в известной поговорке, день прожить да ночь простоять... То есть это попытки удержаться любой ценой сегодня, еще недельку, еще месяц... Это как раз и есть главная проблема экономик посткоммунистических стран — отсутствие идеологии в управлении экономическими процессами, «шараханье» в разные стороны.
Как всерьез можно вести речь о реструктуризации, когда экономика без руля и ветрил находится в состоянии глубокого упадка? Состояние упадка — это тревожная и крайне небезопасная тенденция. Поэтому никто из частных инвесторов ни на какие уступки по реструктуризации добровольно не пойдет, потому как это равносильно потере средств вообще. Но есть предприятия и инвесторы, которые находятся в зависимости от государства. Есть и целый ряд субъектов предпринимательской деятельности — банков, крупных компаний, которые обслуживают какие-то государственные программы. Они, естественно, в силу своей зависимости, будут первыми, кто пойдет на реструктуризацию, поскольку им все равно некуда деваться. Их могут завтра вообще заставить расформироваться, и для них это совершенно не существенно — отдать деньги, выбросить их или поступить с ними любым иным неэффективным образом.
Что же касается структур, которые не связаны с государством и в учредительных капиталах которых нет государственных денег, они, естественно, не воспринимают всерьез подобные программы реструктуризации, потому что ни к чему хорошему это в конечном итоге для них, а главное — для государства, не приведет...