Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Правительство — за диалог. В Крыму

Киев «прикидывает» сценарии преодоления конфликта властей в автономии?
28 февраля, 2001 - 00:00

Длительная и бесперспективная вражда одних депутатов Крымской Верховной Рады с другими вызывает все более пристальное внимание органов власти в стране. По поручению Президента правительственная комиссия под руководством первого вице-премьер-министра страны Юрия Еханурова несколько недель изучала социально-экономическое положение региона и «выпад» ветвей власти в управление автономией. Работу комиссии завершали личные встречи заместителя главы правительства и министра финансов Игоря Митюкова с представителями Верховной Рады, Счетной палаты Крыма, правительства, представительства Президента, Народными депутатами Украины от Крыма. На встречах Юрий Ехануров подчеркивал, что накануне поездки в Крым он встречался с Президентом Украины Леонидом Кучмой, который «очень озабочен ситуацией в Крыму». По словам вице-премьер-министра, у Президента Украины по поводу ситуации в Крыму «большое беспокойство и большое желание, чтобы принимались взвешенные решения». Однако, как сообщает агентство Интерфакс-Украина, киевский корреспондент которого только и был допущен на встречу Юрия Еханурова и Игоря Митюкова с членами Президиума (Леонид Грач запретил допуск на нее кого бы то ни было из крымских журналистов), уже на встрече главы правительственной комиссии и министра финансов с Президиумом Верховной Рады «присутствующие… обратились с просьбой к Ю. Еханурову еще раз попросить Президента Украины освободить от должности главу правительства Крыма Сергея Куницына и членов Совмина автономии в соответствии с решением крымского парламента, принятым еще в середине прошлого года». Просьба была, видимо, очень личной, поскольку даже пресс-секретарь Леонида Грача и пресс-служба Верховной Рады обнародовать этот факт постеснялись. На все встречи Юрия Еханурова в правительстве все журналисты допущены были, поэтому мы можем свидетельствовать, что члены правительства в свою очередь подобных «кровожадных» просьб не выдвигали, но следует и констатировать, что члены Президиума парламента на своей встрече «скромно умолчали» о том, что еще раньше — в декабре 1999 года — крымский же парламент принял решение об отставке всего Президиума во главе с председателем, и Президент, как минимум, должен теперь выбрать, какое из двух решений должно быть выполнено…

В принципе, никто и не сомневался, что миссия Юрия Еханурова в Крым носит особо деликатный характер. Конфликт в среде крымских депутатов все больше лихорадит Киев. По заданию главы государства «мирить» их приезжали уже несколько делегаций — и министр финансов Игорь Митюков, и секретарь политсовета при Президенте Валерий Пустовойтенко. В силу этого одной из главных задач комиссии было отделение «зерен» от «плевел» во всем том, что наговорили и написали киевлянам крымчане. Например, обнаружив многие фактические и цифровые несоответствия в информации председателей депутатских комиссий, посланной заранее Юрию Еханурову, депутаты на сессии требовали отозвать свои подписи. Леонид Грач смягчил ситуацию тем, что заявил, будто информация — всего лишь одно из «многообразных видений» и оценок крымской проблемы. Конфликт властей здесь длится уже больше года и втягивает в свою орбиту вражды многие органы власти на местах и общественные организации, которые по своей природе должны не враждовать и сотрудничать. В этом отношении крымская ситуация становится опасной и далее нетерпимой. Поэтому весь вопрос сейчас состоит в том, насколько более успешной, чем предыдущие, будет миссия Юрия Еханурова? Удастся ли ей найти и изложить Президенту более результативные меры по установлению мира на полуострове? Возможно, что с экономической и хозяйственной точки зрения работа последней комиссии, которая имеет все шансы стать постоянно- действующей, поскольку Юрий Ехануров заявлял, что, возможно, повторит свой приезд через несколько дней, уже, видимо, после доклада Президенту, будет более результативной.

Пока Юрий Ехануров и Игорь Митюков демонстрировали в Крыму толерантность. Для полноты картины они встретились с народными депутатами от Крыма. Как удалось узнать корреспонденту «Дня», Юрий Ехануров встречался с народными депутатами от АРК в пятницу, 23 февраля, в здании Верховной Рады Украины. Встречи происходили по группам: отдельно с коммунистами, поскольку они попросили об этом. В группу вошли народные депутаты Н.Штепа, В.Кучеренко, а также народные депутаты от Севастополя. Состоялась отдельная встреча с бывшим главой крымского правительства Анатолием Франчуком. Отдельно Юрий Ехануров встречался с Рефатом Чубаровым и Сергеем Ивановым.

Мы связались с Рефатом Чубаровым и спросили его: если это не составляет вашего секрета, какие именно оценки крымской ситуации главе комиссии Юрию Еханурову изложили вы лично?

Рефат Абдурахманович ответил письменно.

Мои предложения и выводы, состоят в том, что во-первых, конфликт между правительством и парламентом АРК был предопределен несоразмерными амбициями Леонида Грача в монопольном правлении Крымом, которые вовремя не были пресечены Киевом. Так, в качестве примера я привел известное постановление ВР АРК «О кадровой политике в Крыму». При этом я напомнил, что еще в 1999 году я неоднократно на совещаниях в Администрации Президента говорил о необходимости приостановить действие этого постановления, но никто длительное время не хотел вмешиваться в эту проблему. А Грач тем временем усиленно расставлял кадры по принципу личной преданности.

Во-вторых, Леонид Грач, в отличие от Сергея Куницына, старается не углубляться в решение актуальных проблем, которые не принесут ему политических дивидендов. С моей точки зрения, Леонид .Грач разделяет проблемы, требующие решения, по принципу выгодности (привлекательности) для поднятия его политического имиджа и занимается только ими. Стиль Сергея Куницына заключается в том, что он берется за все актуальные проблемы и умеет отыскать их решение, каким бы сложным оно ни было. Например, Леонид Грач даже не приблизился к пониманию проблемы репатриантов в полной ее глубине, а Куницын быстро понял суть дела и наладил деловую работу.

Можно привести и другой пример: проблема земли. Со своей стороны Леонид Грач, как и другие, прекрасно понимает, что в ходе реформирования сельского хозяйства на местах проходят очень сложные процессы, требующие вмешательства и представительной власти автономии. Речь идет не только о том, что большая часть крымских татар остается совершенно без земли, что уже должно было бы стать причиной специального рассмотрения на сессии ВР АРК. Дело в том, что сегодня практически все органы государственной власти «завалены» обращениями сельских жителей о тех безобразиях, в том числе и грубых нарушениях действующего законодательства, совершаемых на местах. Поэтому требуется объединение усилий всех ветвей власти для того, чтобы как можно бесконфликтнее завершить реформирование сельского хозяйства, тем более сейчас уже наступил этап раздела имущества бывших колхозов. Грач не может не понимать важности этой проблемы, но он не хочет демонстративно «наступать» на установку коммунистической партии, сводящейся к тому, что земля должна оставаться в коллективном пользовании. То есть на словах он как бы выполняет указ Президента, а на деле просто саботирует его. Куницын же занят проблемой земли по уши, и там где он лично ее решает, нет склок и конфликтов, а где дело взяли в руки региональные сторонники Грача — там конфликты.

В-третьих, во взаимоотношениях «власть — религия» Леонид Грач, наоборот, на практике максимально использует влияние и возможности одной из религиозных конфессий для укрепления собственного авторитаризма на полуострове. Но и это было бы не так страшно, если б он, с присущим ему цинизмом не противопоставлял бы существующие в Крыму религиозные конфессии и не подталкивал бы их к противостоянию и конфликту, например, по поводу строительства собора Александра Невского или установки тысячи крестов.

Я сказал Юрию Еханурову, что одну из форм наделения крымских татар, проживающих в селе, земельными участками я видел бы в принятии государством специальной схемы предоставления денежных ресурсов безземельным в размере стоимости среднего пая (не наличными, но к оплате при приобретении земли, когда она станет товаром). Дело в том, что такая идея разрабатывается КМ Украины в отношении переселенцев с Чернобыльской зоны (таких около 5 тысяч семей).

В-четвертых, разумеется, я особое внимание уделил необходимости представительства крымских татар в будущем составе парламента Крыма и в органах исполнительной власти.

На итоговой пресс-конференции в Симферополе Юрий Ехануров высоко оценил крымские встречи, особенно встречу с Президиумом Верховной Рады, которую ранее в беседе с журналистами назвал «эмоциональной». Он сказал, что главной задачей группы является «практическая помощь исполнительной власти Крыма» и необходимость выяснить, что надо решить на центральном уровне, что надо решить здесь с помощью центрального правительства, а что надо сделать самим на месте». Он сказал, «мы демонстрируем открытую работу, и вы всегда будете знать, кто выполняет и кто не выполняет поручения Президента». Юрий Ехануров сказал, «если правительство демонстрирует сегодня экономический рост в Крыму, если правительство решает социальные вопросы, то таким образом оно достаточно квалифицированно». Однако «резкость обвинений правительства со стороны Верховной Рады, которые не имеют под собой документальной основы и которые не способствуют улучшению дел, свидетельствует о недостаточном уровне диалога между ними». Он подчеркнул: «Диалог обязан быть… Другой работы просто быть не может. Другое дело, что надо бы перейти на работу ежедневную, показывать, что реально решается, как эти вопросы решаются совместно. Рассказывать о том, кто больше любит народ, не надо. Я бы очень просил и представителей Верховной Рады и правительство этот диалог вести ежедневно, я считаю, что этот диалог вполне возможен».

Игорь Митюков в свою очередь сказал журналистам, что «команда, которая сегодня работает в министерстве финансов Крыма, — это одна из наиболее профессиональных финансовых команд , которые работают с региональными бюджетами», что комиссия поставила крымским властям задачу до 1 апреля ликвидировать задолженность по заработной плате, до 28 марта урегулировать долги перед государственным бюджетом. Министр финансов Украины назвал крымский бюджет этого года «первым реальным бюджетом за последние годы». Вместе с тем, он сказал, что как только он будет подписан, Минфин опротестует некоторые его положения: он назвал аморальным решение выделить 105 миллионов гривен дотации на производство водки в Крыму в то время, когда автономия имеет 20 миллионов гривен долгов по зарплате бюджетникам. Он сказал, что водочные предприятия, дотируемые крымским бюджетом, со своей продукцией демпингуют в других регионах Украины, это нарушение и антимонопольного законодательства и бюджетной системы страны. Юрий Ехануров добавил при этом, что «это не игрушки» и «вполне возможно, что Антимонопольный комитет… серьезно накажет за такие вещи». В целом Юрий Ехануров отметил, что на встречах поднято множество сложнейших вопросов, над решением которых надо работать и пока «проблем больше, чем решений». Естественно, речь идет об экономической сфере. Кадровые проблемы, как становится понятно из выводов комиссии, остаются прерогативой решений и ответственности исключительно Президента.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ