3 октября Верховная Рада поддержала законопроект «О Киеве — столице Украины» №2143-3, авторами которого были Александр Ткаченко, председатель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, его заместитель Александр Корниенко, члены этой фракции Дмитрий Гурин, Анна Бондарь, Богдан Яременко, Михаил Радуцкий, Александр Дубинский и еще целая группа нардепов от «большевиков».
Собственно, только фракция «Слуги народа», с небольшим количеством внефракционных депутатов, за это и проголосовала. Все другие фракции проигнорировали законопроект. Конечно, у каждой были свои причины. Фракции «Европейская солидарность» и «Голос» вообще имели альтернативное виденье Закона о столице.
Впрочем, дело сделано, законопроект принят за основу, а значит — придется надеяться, что ряд недостатков, которые, скажем откровенно, могут парализовать все ветви власти в Киеве, ко второму чтению будут исправлены.
В действительности пересмотр существующего Закона о Киеве давно был актуальным. Особенно на фоне волн децентрализации, которые катятся по Украине. И казалось, что проще того, как сделать эффективный механизм, учитывая весь опыт попыток и ошибок.
Так что нужно было убрать, а что добавить?
Если сложить все в кучу, то основная задача, которую должен был решить новый Закон, можно свести к двум позициям.
Как все мы знаем, районные советы в Киеве были ликвидированы еще во времена Януковича. Многоразовые попытки их вернуть ни к чему не привели. Возобновить представительства громад города было бы и справедливо, и логично. Ведь что же это за децентрализация такая, когда даже обычные села имеют право на объединение и свое самоуправление, в то время как жители столицы, некоторые районы которой крупнее областных центров, такого права лишены?!
Итак, позиция первая — вернуть районные советы.
И позиция вторая — упорядочить, а порой ликвидировать государственный централизм системы управления городом.
Какой с точки зрения здравого рассудка и имеющегося опыта должна быть система управления городом? Если просто, то так. Избирается городской совет. Избирается прямым голосованием городской голова. Избирается среди депутатов секретарь Совета. Совет по представлению Председателя формирует исполнительный орган. Который, собственно, и руководит жизнедеятельностью города на глобальном уровне. На локальном, то есть в районах Киева, все делается подобно. Еще раз отмечаю, эти районы порой по численности жителей превышают областные центры. Поэтому они тоже имею право на самоуправление.
Безусловно, никто не отрицает значение Киева как столицы Украины, потому иметь присмотр со стороны государства вполне логично, например, с помощью вновь созданного органа, который должен бы выполнять две главные функции: обеспечение выполнения Конституции и законов Украины и обеспечение прав и свобод граждан. Как этот новосозданный орган будет называться, неважно, хоть «префектура», хоть оставляйте КГГА.
И как же это было реализовано в законе, предложенным партией «Слуга народа»?
Все СМИ шутили над так называемым «Магистратом» и «Ратушей». Впрочем, главная «шутка» здесь не в названии возможных органов власти, а в их содержательности. Дело в том, что в Украине XIV—XVIII в. Ратуши строились в городах, которые не имели магдебургского права, но как только они его получали, то автоматически превращались в магистраты, которые по закону имели намного более широкие административно-судебные и хозяйственные права и лучше развитый аппарат самоуправы. То есть ратуши, в отличие от магистрата, де-факто никакого самоуправления не имели и полностью зависели от центральной власти.
Учитывая эту историческую память, законодательная новелла «большевиков» звучит как издевательство над главными принципами местного самоуправления. Особенно когда в законе ратушам отводят какие-то такие функции единого окна. А о такой должности, как председатель районного в городе Киеве совета даже и не вспоминается. Детально рассказывается о выборах председателя Киевского городского совета, о главе Киевской городской администрации, а вот ни одного упоминания о главе райсовета просто нет. Как он выбирается или назначается? И как вообще должен функционировать такой орган, как районный в городе Киеве совет? Так, в документе указано количество депутатов — 20. И все, по закону их функции исчерпывают себя на объявлении конкурса на главу районной в городе Киеве администрации. Но если по каким-то причинам в указанный законом срок районный совет не назначит главу районной администрации, это своим приказом делает Киевский городской голова.
Кстати, функции и задачи районной в городе Киеве администрации прописаны намного лучше и детальнее, чем функции и полномочия районного совета. Внимательно прочитав соответствующие статьи законопроекта, достаточно легко прийти к выводу, что районное самоуправление является бутафорией, и все так или иначе завязывается на Киевский городской совет, а еще точнее — на магистрат.
Теперь относительно него. Магистрат, согласно закона, является исполнительным органом Киевского городского совета. Сегодня таким органом является Киевская городская государственная администрация. Возглавляет ее председатель, который совмещает эту должность с должностью главы Киевгорсовета и который избран путем прямого голосования. Эта должность, которая совмещала в себе и местное самоуправление, и так называемую президентскую вертикаль, всегда была камнем преткновения. Потому что если существующего президента удовлетворял избранный киевлянами мэр, то он назначал его на должность главы КГГА, если нет, то в Киеве появлялось фактическое двоевластие. Это было во времена Януковича, когда Черновецкий был народно избранным мэром, а главы КГГА менялись трижды. Эта ситуация может повториться и сейчас, потому что Кабмин уже дал согласие на увольнение действующего городского головы Виталия Кличко с должности главы КГГА.
В новом законе найдено «замечательное» решение этой коллизии. Тот, кто побеждает на прямых выборах, становится киевским городским головой и возглавляет исполнительный орган Киеврады — Магистрат. Теперь уже без всевозможных назначений или неназначений со стороны президента. Но коварство здесь кроется в том, что магистрат — это абсолютно новый орган, который только должен быть создан.
Согласитесь, логично же было создать его на базе КГГА или просто вместо нее, ведь именно она сегодня является исполнительным органом Киеврады. Однако КГГА, согласно закона, остается. А создаваться как новое юридическое лицо будет как раз таки сагистрат. Нигде не сказано, что КГГА будет реорганизована, сокращена, перепрофилирована, хотя именно в новых наблюдательных функциях и заключается сущность этого органа. Цитируем принятый законопроект, ст.36: «Киевская городская государственная администрация на территории города Киева, в соответствии с частью 3 статьи 143 Конституции Украины, предоставляет Киевскому магистрату полномочия, определенные Законом Украины «О местных государственных администрациях» и другими законами». И все.
«Предоставляет». Не «обязана предоставить», а «предоставляет». А что, если нет?! То есть все снова может решаться на усмотрение того, кто будет назначен президентом на должность главы КГГА? И давайте еще вспомним о наблюдательных и предохранительных функциях, которыми наделяют главу Киевской городской государственной администрации. Им при желании может быть приостановлено любое решение депутатов Киеврады или распоряжений председателя Магистрата, который, напомню, придется создавать с нуля. Кстати, народный депутат и бывший гендиректор «1+1 медиа» Александр Ткаченко уже подал декларацию в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), в которой указал, что претендует на должность главы Киевской городской государственной администрации.
И, наконец, об аллегории, которая была упомянута в начале. Раньше городская Киевская власть имела две головы: представительскую и исполнительную. Новый закон должен был это упорядочить так, чтобы вместо двух глав была одна, но эффективная. И, чтобы эта «голова» не натворила «глупостей», над ней должно было быть правовое наблюдение. Вместо этого мы имеем все шансы получить «чернобыльского мутанта», у которого и голова, которая должна наблюдать, будет делать все, что исполнительная голова так и не выросла, при этом во всем виновата будет голова представительская.