Решение Президента Украины Петра Порошенко о назначении бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили главой Одесской ОГА вызвало бурную реакцию в обществе и политикуме. Интернет взорвался комментариями и со знаком «+», и — «-».
Относиться к бывшему президенту Грузии, как и ко всему «иностранному десанту» в Украине, можно по-разному. Но во всей этой истории с назначениями иностранцев, в частности, Саакашвили, против которого в Грузии открыто уголовное дело, много вопросов. Конечно, такой шаг нельзя рассматривать вне линии противостояния «Порошенко — Коломойский». Но не только. Факторов много — важны и форма, и содержание. Как уже показывает опыт, ночные предоставления гражданства и назначения — имеют не очень хороший результат. Тема — резонансная, а, следовательно, нуждается в последующем обсуждении.
«ПОКА НАЗНАЧЕНИЕ СААКАШВИЛИ ИМЕЕТ ЛИШЬ ВНЕШНЮЮ ОБОЛОЧКУ, КОТОРУЮ ЕЩЕ ПРИДЕТСЯ НАПОЛНИТЬ РЕАЛЬНЫМИ ДЕЛАМИ»
Валентин ТОРБА, «День»:
Петр Алексеевич Порошенко, так и не решив вопрос с продажей своей Липецкой фабрики в России, объявил о борьбе с олигархами. И борьбу эту он действительно ведет, правда, пока только с одним всем известным олигархом Игорем Коломойским. Еще одним «кирпичиком», который Президент вытянул из фундамента влияния на Украину Коломойского, а точнее, на Одесскую область, стало увольнение председателя Одесской ОДА Игоря Палицы. Безусловно, такой шаг мог лишь навредить имиджу Президента, если не в Одессе, то в других регионах, ведь все помнят, что именно благодаря Палице, а точнее Коломойскому, Одесса была удержана во время активных попыток раскачивания региона пророссийскими силами. Удержана благодаря, с одной стороны, решительным, даже смелым шагам, а с другой — благодаря балансированию. Одесситы поговаривают, что Палица (то есть Коломойский) из собственного кармана решал сложные, противоречивые вопросы. Меня этот факт не удивляет, ведь по Луганску знаю, как определенные люди в патовых ситуациях не скупились вынимать собственные средства на закупку и светошумовых гранат, и молотого перца к ним, и на многое другое более весомое. Того требовало время и вся серьезность момента. Так или иначе, в критический момент в прошлом году ситуацию в Одессе удалось удержать, как и в целом по Украине. Днепропетровск — Запорожье, на которое распространялось личное влияние Коломойского, — Одесса — Харьков (все помнят жесткие телефонные разговоры Коломойского с представителями «региональной» харьковской верхушки). Эти города стали каркасом, который Путину не удалось сломать. А именно на это агрессор и рассчитывал после легко «отжатого» Крыма. Украина должна была сама себя сожрать воспламеняющимися смесями, войной олигархов и все новыми и новыми водоразделами в обществе. Не вышло. Сломался только Донбасс, где властвовала кучмовско-комсомольская братия. Кстати, именно Ринату Ахметову предлагали возглавить Донецкую область, которую тот почему-то не стал возглавлять, уступив менее богатому и более мягкому Сергею Таруте. И об этом стоит задуматься — почему?
Следовательно, отставка Палицы под любым соусом, в том числе и соусом борьбы с коррупцией, ничего, кроме минусов, Петру Порошенко не дала бы. Но за год мы уже привыкли к тому, что Президент проблему превращает в шоу с отвлекающими приемами. Во время отчета о своей работе, отхода из Донецкого аэропорта, отступления из Дебальцево и других моментов, предвещавших Президенту упреки и обвинения, происходили показательные задержания чиновников прямо на заседаниях правительства, громкое раскрытие эпизодических преступлений, случались казусы с отдельными министрами, и все это моментально отводило фокус внимания от очевидных системных просчетов власти. И как-то отходил на второй план факт того, что борьбу с олигархатом объявляет именно олигарх-президент. Как будто Президент автоматически себя вывел за скобки. Так и на этот раз Порошенко сделал яркий шаг — назначил на место Палицы самого президента. А именно экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Правые силы, выступившие с обвинением Президента, мол, тот набирает команду не из своих украинских кадров, отступили перед лавиной радости других правых сил, которые считают, что украинский кадровый потенциал исчерпал себя. Президент именно из своих и набирает команду. Чем-то такая ситуация напоминает предвыборный билборд в «ЛНР» в прошлом году — «Приходи, будут все свои». И уже сама критика такого назначения в русле истерики российских СМИ кажется работой на Россию. Критиковать подобный шаг — записывать себя в путинские «тролли». И это ничего, что одним из первых, кто выразил радость по поводу назначения Саакашвили главой Одесщини, был не кто иной, как Сергей Кивалов, помощник которого — священник Московского патриархата — недавно имел сладкую трапезу тортом с кремовой надписью «ДНР».
Нельзя не отметить заслуги Михаила Саакашвили в реформах в своей родной Грузии, хотя и изучение их результатов теперь уже точно от нас требует пристального внимания без лишней идеализации. Потому что одно дело — ставить нашим чиновникам в пример опыт других стран, а другое дело -пригласить к себе авторов этого примера. И безусловно, нужно дать период для новоназначенца, чтобы можно было со временем оценить, насколько он сможет адаптироваться именно к украинским специфическим условиям, ведь задачи перед ним стоят сверхсложные — от борьбы с коррупцией до кардинальной кадровой политики не где-нибудь, а в «жемчужине у моря» — родине бандитских бабелевских героев, извечной контрабанды, коррупции и сложных переплетений национальных и культурных пластов. В системе тотальной коррупции и спекуляций служебным положением, кумовства и абсолютного нежелания видеть собственные недостатки, Михаил Саакашвили имеет большой риск не просто не справиться с локальным участком работы, а еще и, поработав на рейтинг Президента, потерять собственный рейтинг.
Пока же значение этого назначения имеет лишь внешнюю оболочку, которую еще придется наполнить реальными делами. Или нереальным популизмом. Время покажет. Не будем забывать, что Одесса — одна из целей удара Путина, который, скорее всего, такой удар планирует по своему чекистскому обычаю — подрывая тыл, а уже потом вводя войска. А возле Одессы в замкнутом пространстве на территории так называемой ПМР шилом в нашем боку стоят российские войска. Так же, как и с юга, с Крыма. Здесь важным фактором является как раз умение совмещать решительность и выдержку. Горячность, которую в свое время проявил Саакашвили в Цхинвали, поведясь на российскую провокацию, может обернуться непоправимой бедой.
Среди одесситов ходит мнение, что Михаил Саакашвили при всей его харизме пришел в Одессу временно. Основная цель Президента — дать возможность бывшему коллеге обрести опыт хозяйственной должности в украинских условиях, чтобы со временем превратить Саакашвили в кандидатуру на пост главы правительства. Ведь теперь, кроме спикера Владимира Гройсмана, который для Президента держит ворота Верховной Рады, у Порошенко нет серьезной фигуры для замещения Яценюка.
Пока же для многих патриотов пришло время радужной надежды — вот теперь мы покажем и России, и мятежному Донбассу, как нужно бороться с коррупцией и строить прогрессивную страну в конкретной взятой области (почему не в государстве в целом?). Нам действительно нужен оптимизм, но главное, чтобы такой оптимизм не стал лишь поверхностной психотерапией.
«НАЗНАЧЕНИЕ СААКАШВИЛИ ОТРАЖАЕТ ОБЩУЮ СИТУАЦИЮ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ»
Артем ФИЛИПЕНКО, политический эксперт, Одесса:
— Одесситами это назначение было воспринято так же, как и в целом украинским обществом. С одной стороны, это откровенно позитивное восприятие, поскольку у Саакашвили есть репутация реформатора, соответственно, существуют ожидания перемен к лучшему в Одесском регионе. Также он воспринимается как равноудаленная личность от одесских кланов, поэтому ожидается, что он сможет проводить более-менее независимую политику. С другой стороны, украинцы, а особенно одесситы, с определенным предостережением всегда относятся к назначению «варягов». А в данном случае речь идет не просто о человеке из другого региона страны, а вообще об иностранце. Вне сомнения, этот факт будет активно использоваться Россией в информационной войне против Украины, всячески расшатывая ситуацию в Одессе.
Если говорить в целом о кадровой политике, то в нашем государстве она находится в плохом состоянии. Это связано с тем, что система кадровых назначений в органы государственной власти фактически разрушена. Сегодня преобладает «квотный принцип», когда назначение на те или иные должности является следствием политических договоренностей. Назначение Саакашвили как раз и отражает общую ситуацию кадровой политики в государственной службе. Конечно, нужно растить свои кадры, но за годы независимости у нас сложилась кланово-олигархическая система, которая поставила в зависимость кадровую службу страны. О государственных интересах немногие думали. Соответственно, и получили такой результат.
Саакашвили уже сделал первые заявления, которые связаны с кадровыми изменениями в регионе. Но здесь есть один очень важный нюанс — это низкая заработная плата государственных служащих, что значительно уменьшает привлекательность государственной службы для молодых людей, которые хотят что-то изменить к лучшей в этой стране. То, что будет объявлен конкурс, — это позитивный момент, главное, чтобы он происходил прозрачно и качественно. Также всегда есть опасность, что вмешается политика в формирование состава областной и районной госадминистраций.
Конечно, есть надежда, что Саакашвили удастся что-то изменить к лучшему. Проблемных вопросов много — это наведение порядка на таможне, борьба с контрабандой, незаконные застройки. Но проблемы области не ограничиваются только проблемами самой Одессы. Есть довольно сложный регион Бессарабии, которому нужно уделять внимание, специфическими являются северные районы Одесщини. Поле для деятельности — очень большое. А главное, нужно быть готовым, что Одесский регион извне и дальше будут пытаться раскачивать. Саакашвили — человек амбициозный, который хочет реализовать свой потенциал. Не исключительно, что его назначение может быть ступенью на пути к премьерству. Для этого нужно показать результат. Одесский регион сложный, но это регион, который имеет очень большой потенциал для развития: транспорт, туризм. Есть все шансы стать локомотивом в развитии всего государства.
«СИТУАЦИЯ НАПОМИНАЕТ ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, КОГДА СУВЕРЕН СТАВИЛ ВАССАЛА, ПОТОМУ ЧТО ТОТ ЕМУ НРАВИЛСЯ»
Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:
— Назначение Михаила Саакашвили — это очень оригинальный ход Порошенко, ведь он использовал реформаторский имидж экс-президента Грузии. Это также может сыграть в его пользу в конфликте с Игорем Коломойским. Однако это должностное решение некоторые эксперты восприняли как то, что никакая децентрализация проводиться не будет и высокие полномочия администраций будут существовать еще долгое время.
Но, в сущности, вопрос не в персоналиях, которые назначаются на те или иные должности, ведь с Саакашвили это было сделано, скорее всего, для ажиотажа и пиара. Он был авторитарным правителем, потому что имел соответствующие полномочия президента Грузии, потому мог делать все, что угодно. А в Украине другая система и другая нация, потому это решение является более спекулятивным, чем связанным с желанием эффективности. Если бы его назначили, но перед этим были заявлены причины, цель и критерии эффективности, тогда бы у всех появилось понимание этого решения. А так ситуация напоминает эпоху Средневековья, когда суверен ставил вассала, потому что тот ему нравился. И в Украине продолжает существовать полуфеодальная система. У нас почти все высокие назначения имеют персональный характер. Эта черта характерна именно для недоразвитых патримониальных систем. Но если строить новую политику, критерий эффективности и профессионализма должен быть выше, чем критерий лояльности и личных отношений. Неформальные связи не могут превалировать в политике, ведь они способствуют коррупционности системы, потому должны преобладать правила и институты. Изменения в политике должны заключаться и в системе назначений и в ротации кадров. Важно установить новые правила, процедуры и механизмы, которые бы обеспечивали более высокой уровень объективности этого процесса.
Проблема в том, что никто не делает одну из ключевых реформ — государственного аппарата. К сожалению, система остается постсоветской не только экономически, но и на уровне правления. Все время происходят поиски и назначения иностранцев, а Грузия получается основным источником кадров. Причина всего этого — отсутствие системного подхода — как изменять систему управления и готовить кадры. Это вопрос, который беспокоит иностранцев, а потому в последнее время появился новый тренд по созданию многих программ и проектов по подготовке кадров. Но это общественные инициативы, ведь нет запроса государства по обучению людей для создания резерва госаппарата. Я давно замечала — вместо прямых вливаний Украине, Запад должен передавать свои знания, готовить наших управленцев. Кроме бизнес-школ, государственный аппарат почти не имеет знаний, как руководить институтами с учетом современных стандартов публичного администрирования.
На высшие ступени власти в нашей стране привлекают готовые персоналии, которые пользуются широкой известностью, но это не всегда является гарантией того, что данные должностные лица будут эффективны. Изменение персоналий очень часто вовсе не свидетельствует об изменении системы. Поэтому нужно искать тех, кто уже получил нормальное образование, в том числе и украинцев, которые работают за рубежом. Например, тот же Саакашвили в начале президентства опирался на тех людей, которые сделали карьеру за рубежом, имели образование, опыт, но по происхождению были грузинами. Украинцев же в мире намного больше. Чтобы сломать эту постсоветскую систему, нужно начать их массовый «призыв». У нас искали добровольцев для армии, но нужно по всему миру искать образованных людей для государственных должностей, а затем учить и готовить работников для среднего звена управления. Должна быть выработана и активная стратегия. Однако я не вижу подобной активности власти.
Еще один вопрос к этому назначению — легкая выдача гражданства иностранцам, причем по сокращенной процедуре. Это не очень правильно, ведь это нивелирует статус украинского гражданства и не дает авторитетности Украине. И это еще один вопрос к функционированию политических институтов, потому что если вместо правил есть постоянные исключения, тогда о каком верховенстве права можно говорить? Поэтому система опять выглядит волюнтаристской, ведь лидер может руководить законом, судами и тому подобное. Если мы хотим двигаться вперед и быть частью Западного мира, то там универсальность законов обеспечивает стабильность и развитие общества и государства. Нам нужно двигаться в направлении построения универсальных институтов, потому что лишь они гарантируют, что общество будет развитым и более справедливым.
И если смотреть на все процессы, которые происходят в Украине, можно сделать вывод, что, к сожалению, мы не стали на западный путь и пока не руководствуемся логикой построения стабильных институтов.