Недавно в Киеве определились победители конкурса «СМИ за толерантность и консолидацию украинского общества». Несколько раньше громко отпраздновали международный День толерантности. В начале года основан джазовый фестиваль «Искусство толерантности». Что же это такое?
Если стремишься понять явление, то сначала взгляни, с чего оно началось. «Изначально латинское слово tolerantia означало пассивное терпение, добровольное страдание, а ссоциировалось с такими понятиями, как боль, зло» — читаем на сайте «Пространство толерантности». То есть это когда нам что-то не нравится, но мы его до некоторого времени терпим. Например, когда кто-то в автобусе слишком громко разговаривает. Пассажирам неприятно, но они не подают виду и начинают дружно ТЕРПЕТЬ. Эта их толерантность продолжается до тех пор, пока «говорун» не переходит допустимую границу. Тогда у людей лопается ТЕРПЕНИЕ, и они начинают активно реагировать, защищая свой эмоциональный комфорт.
Нормальное общество ориентирует людей не на вынужденное терпение друг друга, а на взаимное уважение. Уважение — это большая общественная ценность. Чем больше человека уважают, тем лучше ему живется. Это поощряет к самосовершенствованию. А вот толерантность не предусматривает никаких стимулов к развитию, ведь при любых обстоятельствах к тебе будут относиться безразлично-терпеливо.
В медицине термин «толерантность» означает полное или частичное отсутствие реакции на инородные вещества. Организм теряет инстинкт самосохранения и становится безразличным к существующим угрозам. С 90-х годов медицинский термин «толерантность» начали активно переносить на общество. В 1995 году генеральная конференция ЮНЕСКО даже приняла «Декларацию принципов толерантности». Но с какой-то радости этому термину придали противоположное значение: патология была представлена как достоинство. Статья 1 этого документа начинается со слов: «Толерантность означает уважение…» Это если бы кто-то сказал «болезнь означает здоровье» или «уродство означает красота». Мимоходом вспоминается Оруэлл с его «правда — это ложь», «незнание — сила». Ведь очевидно, что терпение и уважение — это почти противоположные понятия: одно дело уважать человека, и совершенно другое — терпеть его.
Проницательные умы уже давно пытаются выяснить настоящую цель глобального продвижения мировоззрения нереагирования на чужое. Для обозначения приобретенного патологического безразличия к внешним угрозам даже появился термин tolerastia (толерастия). Часть исследователей склоняется к мнению, что пропаганда толерантности — это масштабная спецоперация по психологической подготовке человечества к грядущему вторжению «чужих». Чтобы не сработала естественная защита, основанная на распознавании «свои-чужие», максимально расширяется «пространство толерантности», то есть «диапазон терпения». Если все-таки проявляется общественный иммунитет, то апологеты толерастии тут же на него ставят клеймо «ксенофобии». В результате такого комплексного подхода враждебное вмешательство начинает восприниматься как что-то нормальное.
Можно спорить, кто они, эти «чужие», — инопланетяне или все-таки земляне. Бесспорно одно: они уже среди нас и готовятся к решительной атаке. Для человечества, пораженного толерастией, вторжение «чужих» будет катастрофой. Наша проблема в том, что мы не считаем их чужими. Зато они однозначно считают чужими нас.