Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Предпосылки «украинского чуда»

Как поднять духовный тонус нации
21 июля, 2004 - 00:00

Знаменитый американский философ Френсис Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» упоминает труд Платона «Государство», в котором приводится разговор между философом Сократом и двумя молодыми афинскими аристократами Глауконом и Адеймантосом. Молодые люди пытаются описать устройство справедливого города, который, по их мнению, в первую очередь должен быть обеспечен классом стражей или воинов для защиты от внешнего врага. Сократ этого не отрицает, но отмечает: главным свойством, определяющим качеством этих воинов должен быть «тимос» (греческое слово, которое переводится как «одухотворенность» или «духовность»).

Френсис Фукуяма далеко не случайно упомянул об этой таинственной особенности человеческой души под названием «тимос», поскольку для него это важный фактор, существенно влияющий на процесс усвоения тем или иным обществом рыночно ориентированной экономики.

Мы в Украине решающим фактором экономических реформ традиционно считаем политику, тогда как политика — необходимое, но не определяющее условие достижения высоких темпов роста. Фукуяма утверждает: «Иррациональные» формы тимоса — религия, национализм, способность ремесел и профессий поддерживать стандарты работы и гордость от труда, — все это продолжает отражаться на экономическом поведении многочисленными попытками, которые делают свой вклад в богатство или нищету страны».

Сегодня очевидна истина, что международные отношения формируют не идеологии, которые хоть и конкурируют между собой, но не определяют температуру планетарного политического климата. Конкуренция в международной жизни перешла на уровень культур, которые в процессе индустриализации обществ и глобализации остаются едва ли не единственным форпостом, хранящим народ от ассимиляционной коррозии.

Современная наука детерминирует процессы индустриализации, стимулирует возникновение информационного общества, а значит неминуемо активизирует формирование общества знаний. Очевидно, что национальная образовательная и научная сфера должна быть важнейшим адресатом долгосрочных капиталовложений. И это далеко не экономическая проблема — это барометр морального самочувствия общества. Не случайно выдающийся реформатор прусской школьной системы Вильгельм фон Гумбольдт утверждал, что высшие научные заведения не только вершина образовательной системы, но и «вершина моральной культуры нации».

Почему же современное украинское общество довольно скептически и без энтузиазма относится к науке? Почему для простого украинского человека проблема образования не на первом плане? Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные Центром Разумкова с 18 по 24 апреля 2002 г., среди 33 проблем, стоящих перед гражданами Украины, неспособность семьи дать ребенку специальное или высшее образование занимает 15-е место (15,3%).

О какой поддержке инновационных проектов, особенно в научной сфере, со стороны украинского общества можно говорить, когда доля населения, находящегося за чертой бедности, достигает 26 %, а в сельской местности превышает 31%. Вся беда в том, что экономические проблемы, проблемы элементарного выживания для простого гражданина сегодня главные, так как наибольшей проблемой является низкий уровень зарплат и пенсий, которую среди самых важных указали 73% взрослого населения Украины.

Поэтому на фоне низкой заработной платы, мизерных пенсий, высокой безработицы, преступности и ряда других социально-экономических проблем проблемы гуманитарного значения, прежде всего образования, науки, культуры, воспринимаются не так остро.

Да и не считается престижной профессия учителя, преподавателя вуза, ученого, работника культуры — человек образования, науки, культуры не принадлежит к наиболее социально защищенной и обеспеченной части общества.

Ситуация тревожная, поскольку украинский человек охладевает к овладению новыми идеями, новыми технологиями, а значит к новым — прежде всего информационного, техногенного характера — перспективам развития Украины. Катастрофически снижается интеллектуальный и нравственно-духовный тонус общества, в современной политической и государственной номенклатуре нет, по сути, места для аристократии духа.

Властвует сегодня политическая и бизнес-финансовая элиты, на самом деле, сращенные взаимовыгодными обязательствами и интересами, поэтому в общественном сознании доминирует убеждение, что туда, в «верхи» попасть почти невозможно. На вопрос «Будут ли у ваших детей возможность войти в состав правящей элиты Украины?» ответ тревожный, потому что 62,0% опрошенных граждан ответили «нет», и «только при определенных условиях» 21,4% считают, что могли бы туда прорваться. Скорее всего имеют шанс влиться в ряды правящей элиты только 1,5%.

Ни для кого не секрет, что основные решения, принимаемые правящей элитой, вырабатывают финансово-промышленные группы. Опрошенные Центром им. А. Разумкова эксперты считают, что именно олигархи влияют на принятие властью решений — 80,7%, а это серьезный сигнал, свидетельствующий о дискредитации в обществе правящей элиты. Ей доверяет только 6% населения, а 53% полностью не доверяет.

На формирование общественных настроений и убеждений не работают моральные авторитеты — их не вызывают на диалог с обществом. Посмотрите на украинское телевидение, которое украинским, то есть национальным, назвать нельзя, и вы легко убедитесь, что голоса моральных авторитетов нации, общества не слышны, научные проблемы там не рассматриваются. В интересах Украинского государства постоянно и аргументированно, устами настоящих аристократов духа необходимо объяснять и обосновывать, что основой прогресса украинского общества является консолидация общества, сплочение нации, иначе не обеспечить государственного единства политических сил, власти и народа, что в глобализационных процессах наш потенциал будет определять уровень образованности нации, ее способность реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Необходимо остро ставить вопрос об ответственности системы образования и науки (а эти сферы взаимозависимы, неотделимы) перед украинским обществом, и ответственности общества и государства за динамичное развитие этой сферы.

И здесь возникает необходимость обратить внимание на проблему формирования национальной элиты — прежде всего интеллектуальной, духовной, которая должна формировать определенную атмосферу общественного чувствования и переживания, которая заряжает общество энергией государственного самоосуществления.

Духовный и моральный тонус нации, народа зависит от понимания, от осознания перспектив развития общества. Люди должны иметь надежду и ощущать обнадеживающие перспективы своей личной жизни и жизни общества, государства. Их должна объединять общая идея, национальная идея, вера в лучшее и надежда на счастливое будущее своих детей. Казалось бы, ничего особенного. Все так просто, но почему- то этого труднее всего достичь. А, прежде всего, потому, что мы не добились поддержки и активного участия общества в реализации проекта долговременного общественного развития и модернизации, не сумели достичь консенсуса между всеми политическими и общественными силами ради успешного проведения реформ. Поэтому проблема социальной консолидации, основанной на национальных ценностях и приоритетах, остается актуальной. Нужно ли сейчас напоминать, что «японское чудо» родилось в результате послевоенной реформы образования, направленной на воспитание патриота, человека, который любит свою страну, историю, семью, свой народ и может мобильно реагировать на освоение сначала заимствованных, а впоследствии собственных современных технологий и методов управления.

Мир сегодня говорит об японской, южнокорейской, чилийской, сингапурской модели управления общественным развитием именно потому, что эти страны свои стратегии вырабатывали на основе культурно-исторических традиций и национальных базовых ценностей.

Экономические проблемы не решаются экономистами, государственный чиновник, в основном, не патриотичен, хотя известно, что дух нации, основанный на национальных ценностях и приоритетах, способен создавать необходимую благоприятную атмосферу для осуществления экономических преобразований. Неслучайно ученые Гарвардского университета пришли к выводу, что стремительные успехи Китая следует искать в конфуцианстве, что те страны, которые подключали для экономических реформ, говоря словами Фукуямы, «иррациональные» формы тимоса — культурно-религиозные факторы, добивались поразительных успехов.

В этом плане значение имеет все: патриотический фактор, состояние образования, его национальный характер и национальное воспитание, непрерывное языковое образование на государственном языке, общественный статус учителя, ученого, развитие культуры и духовности и многие другие факторы, предусмотренные в «Национальной доктрине развития образования», утвержденной Указом Президента Украины № 347 от 17 апреля 2002 года.

Понятно, что реализация национальной доктрины образования — дело не одного дня, не одного года, но это проблема, которую нужно считать ядром стратегии развития Украины. Речь идет о воссоздании самого главного капитала — человеческого потенциала на новой основе. Только интеллектуально развитое, информационно обеспеченное, патриотически настроенное, с чувством национального достоинства и гордости за свой народ, за свою историю, язык, культуру, духовность, здоровое образованное общество способно воспринимать и поддерживать науку. Мы уже сегодня должны мобильно включиться в «глобальные сети знаний», активно продуцировать, приобретать, распространять и эффективно использовать знания.

Основу человеческих знаний создает фундаментальная наука, и потому следует помнить и власти, и обществу: ее развитие необходимо обеспечивать исключительно за государственные средства. Государство должно дорого платить за то, чтобы можно было достойно организовать и обеспечить свободу образования и свободу научных исследований. На это рассчитывают и университеты, и отраслевые академии наук, и Национальная Академия Наук, которая помнит слова Вильгельма фон Гумбольдта: «...Академия — это сообщество, для которого принцип единства — самый важный. Ее научные интересы стоят за рамками будничных интересов государства».

Николай ЖУЛИНСКИЙ, народный депутат Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ