Особенно сильно влияние кризиса на себе ощутили промышленные регионы страны. Среди них и Донецкая область, где сосредоточен серьезный угольный и металлургический массив, который сегодня активно теряет свои прибыли. Как Донбасс борется с кризисом и какие меры намерен внедрять в будущем? К чему должны быть сегодня готовы донетчане? Не помешает ли кризис подготовке к Евро-2009/2012, которая полным ходом идет в шахтерском регионе? На эти и другие вопросы в интервью «Дню» отвечает председатель Донецкого областного совета Анатолий БЛИЗНЮК.
— Анатолий Михайлович, как именно финансовый кризис коснулся нашей области и что можно прогнозировать в дальнейшем?
— Наш регион начал ощущать на себе последствия кризиса уже в сентябре: именно тогда мы потеряли 9,1% объемов производства, а в металлургической отрасли падение производства составило 60%. Упал и уровень продаж. Я могу привести только один пример. В Донбассе есть фирма, не буду ее называть, ежемесячная прибыль которой еще в июне составляла ,1 млрд., а в октябре она уже составила 0 млн. То есть предприятие, грубо говоря, потеряло миллиард долларов, отчисления с которого не получила и Украина. Но это одна фирма. А у нас таких десятки!
Так что прогноз на будущее не очень оптимистичный. Мне кажется, мы даже до конца еще не понимаем всей глубины падения объемов производства по всем направлениям экономики. А ведь за экономическим кризисом обязательно последует кризис социальный, в конечном итоге это ведь скажется на людях! Безработица, снижение или «замораживание» зарплаты, уменьшение фонда оплаты труда, снижение поступлений в местные бюджеты, в Пенсионный и Социальные фонды... Все это еще впереди, мы этого еще практически не ощущали.
— Как в связи с кризисом в Донбассе обстоит дело с подготовкой к Евро-2012?
— Евро — это один из механизмов, с помощью которого мы можем поднять нашу экономику. Средства, которые придут в Украину, в Донбасс во время Евро, станут для нас отличным подспорьем. Все эти деньги будут работать на развитие малого бизнеса, на сферу услуг, а это один из элементов диверсификации экономики. Поэтому мы продолжаем активно готовиться и к Евро-2009, и к Евро-2012, несмотря ни на что. На сегодняшний день у нас не замораживается строительство ни одного объекта, все идет по плану.
— «День» внимательно следил за ходом инвестиционного саммита, который проходил в Донецке. Какими основными достижениями в ходе этого события может похвастаться Донецкая область?
— На этом саммите было представлено 275 проектов на сумму более чем млрд. Часть из них была куплена еще в ходе выставки. Например, Донецкий национальный технический университет смог продать технологию электрошлакового переплава. По ряду проектов (всего их около 10) сейчас идут переговоры: прежде всего инвесторов интересуют проекты по строительству дорог, развлекательных и логистических центров; идут переговоры о создании завода по производству керамики и завода по переработке бытовых отходов.
Идея саммита возникла у меня, когда я побывал в Каннах на выставке, посвященной подготовке к Евро-2012. Когда я посмотрел какие проекты там были представлены, то понял, что мы ничего об этой теме на самом деле не знаем и не понимаем ведущие мировые тенденции. Поэтому мы обратились к ведущим мировым консалтинговым компаниям — «Делойт», «Эрнст энд Янг», «Альтера Финанс» — и предложили им организовать подобный саммит. Мы понимали, что инвесторы верят только проверенным компаниям, которые могут им четко сказать: «Проекты, предлагаемые в Донбассе, стоят внимания, и вы можете вкладывать в этот регион деньги». Мы выступили в качестве одного из партнеров. Мы подошли к этому саммиту системно, ведь именно это мероприятие могло бы позволить нам найти варианты выхода из мирового финансового кризиса. И, конечно, главной задачей этого саммита было показать Донбасс совершенно с другой стороны — не просто как старопромышленный регион, а как регион инновационный, привлекающий инвестиции, то есть совершенно новый Донбасс.
В саммите участвовало более 700 иностранных представителей. Из них 400 — инвесторы, а уже среди них 100 — стратегических инвесторов, которые имеют огромнейшие средства и готовы вкладывать эти средства как минимум на 10 лет. И для них срок окупаемости в 7 лет — достаточен, они не гонятся за быстрой прибылью. И на этом саммите стратегический инвестор увидел и услышал, что в Донбассе предлагают реальные перспективы для развития нормального бизнеса, который живет на дивиденды 5—10% годовых. И именно это наши партнеры оценивали, как самый перспективный факт нашей дальнейшей инвестиционной деятельности.
— На днях донецкий мэр Александр Лукьянченко заявил, что одни только строительные компании Донецка уже уволили несколько сотен сотрудников. Как в этом плане дело обстоит в области? Донбассу грозят массовые увольнения в связи с кризисом?
— Я не признаю таких вопросов, они неправильные. Еще до кризиса мы говорили о том, что у нас дефицит квалифицированных кадров, и если сегодня работодатель просто уволит человека, который ему давал прибыль, он завтра просто останется без своего предприятия. Это понимают все, поэтому руководители предприятий будут все делать для того, чтобы задержать людей. Они будут платить по коллективному договору две третьих зарплаты и на сегодняшний день тысяч 50 жителей области будут получать именно такую заработную плату. Ни о каком росте заработной платы сегодня речи быть не может, в металлургической отрасли — в первую очередь.
Возможно, конечно, будет ряд сокращений, но все они будут разумными, поверьте. Мы постоянно работаем с работодателями. Они все сделают — они в этом заинтересованы, — чтобы квалифицированные кадры сохранить. И при нормальной ситуации поднимать производство. Но они вынуждены будут принимать согласованные с профсоюзами решения об оплате 75% тарифной ставки, о возможности отпустить людей в безоплатные отпуска, которые, возможно, будут длиться месяц-два. Но это решения обоснованные.
— Ринат Ахметов предлагает развивать внутренние рынки и, в частности, в металлургической отрасли дотировать не столько металлургов, сколько потребителей их продукции. В регионе есть уже какие-то отработанные методы борьбы с кризисом?
— Безусловно. Сейчас мы стремимся выработать собственную стратегию общих действий. На днях губернатор Донецкой области поручил всем управлениям облгосадминистрации изучить экономическую ситуацию в регионе: мы хотим увидеть, что мы будем иметь в экономике 1 декабря этого года, в январе и в первом квартале будущего года. Мы хотим видеть перспективу и что в связи с этим нам надо делать. И уже с учетом этой перспективы нам нужно работать по всем отраслям — в металлургии, машиностроении, на потребительском рынке, строительстве... Нам нужно позаботиться и о том, чтобы у нас не росла преступность, что является прямым следствием кризиса.
Что касается экономики, то тут более-менее принципы ясны. Да, действительно необходимо на 100% развивать внутренний рынок. И я в этом плане согласен с Ринатом Ахметовым. Нам нужно поддерживать строителей и машиностроителей. Но в каждой из отраслей мы должны также задумываться о потребителях. К примеру, кто и как сегодня будет покупать жилье? Мы должны реально оценивать эту цепочку. Государство должно стать гарантом работы в этих сферах: разрабатывать лизинговые, арендные схемы. Пусть государство (самостоятельно или объединившись с застройщиками) построит жилье и отдаст его в аренду людям. Когда мы сведем воедино спрос и предложение, тогда мы и найдем выход. Но сегодня в государстве подобных рациональных предложений, к сожалению, нет.
Мы обратились в Верховную Раду и правительство с предложением увеличить социальные фонды именно для Донецкой области. Ведь не Полтава же сельскохозяйственная от этого кризиса больше пострадает, а пострадают именно регионы-доноры — Днепропетровская, Донецкая области, Киев. Поэтому из государственных фондов именно для таких регионов необходимо выделять средства на пособия по безработице, по профориентации, профессиональной переориентации...