С разным успехом практически всю историю своего 10-летнего существования автономия борется за полное владение своими налогами. Раньше Верховная Рада и Совет министров выступали единым фронтом, но Леонид Грач расколол его тем, что попытался присвоить парламенту автономии право единолично распределять собранные налоги. Киев в разное время в разной степени шел навстречу автономии: оставлял ей акциз, налог на прибыль, налог с граждан, плату за землю, другие виды налогов и платежей. Но вот Крым добился того, что в Бюджетный кодекс было внесено положение, соответствующее статье 18 Конституции автономии о том, что в ее распоряжении остаются все собранные налоги. Кодекс с такой поправкой долго не подписывали, пытались устранить ее из текста, а когда все это не удалось — просто приняли бюджет 2002 года на основе нормативных отчислений, и он… не учитывал крымских финансовых притязаний. Правительство (как и Минфин и Госказначейство) отнеслись к этому с профессиональным пониманием, Верховный Совет и лично Леонид Грач — с негодованием по поводу того, что «Киев не признает конституционных полномочий автономии». Куда идти «за правдой»? В Конституционный Суд, естественно…
Однако, приехав в Симферополь, рабочая группа Минфина Украины во главе с Игорем Юшко, мягко говоря, «не поняла» крымских проблем. Игорь Юшко заявил, что: «В рамках бюджета нет никакого маневра, чтобы собрать ресурсы для решения всех стратегически важных проблем государства. Это одна из самых больших проблем. Существуют различные программы, но в их рамках ресурсы очень ограничены. Нужно достраивать базу налогов». Таким образом, несмотря на то, что на 2002 год в Крыму был утвержден второй по объему (после Киева) бюджет, ему оставляли и акциз, и некоторые другие виды налогов, теперь даже этот порядок ставится под сомнение и всем придется «протягивать ножки по одежке», а не произвольно растопыривать карман. В последнем, третьем, чтении проект Налогового кодекса в связи с новой бюджетной ситуацией может получить несколько иной, чем раньше, вид. И Крыму от этого вряд ли что-то «обломится»…
Между тем работа Совета министров создавала впечатление профессионализма. В день приезда рабочей группы Минфина Совет министров Крыма одобрил проект бюджета на 2002 год и принял решение передать его Верховному Совету для утверждения. Как сообщил Министр финансов Крыма Владимир Узунов, по проекту, доходы крымского бюджета на 2002 год составляют 1,333 миллиона гривен, что на 25,8 процента больше по сравнению с прошлым годом. При этом объем республиканского бюджета возрастет на 20,3 процента. 280 миллионов гривен, или 52 процента, доходов планируется получить за счет акцизного сбора с отечественных товаров, то есть и так больше половины бюджета будет получено за счет продажи водки и сигарет. Это на 19 процентов больше, чем в 2001 году. В республиканский бюджет планируется зачислить 25 процентов общей суммы поступлений.
Глава правительства Валерий Горбатов сказал накануне, что, анализируя практику превышения реальных поступлений над планируемыми, он пришел к выводу, что реально в Крыму в нынешнем году будет собрано не менее 2 миллиардов гривен налогов. Но и при всем этом бюджет не может не быть дефицитным. «Госбюджет имеет дефицит в 3 млрд. грн., мы примем бюджет тоже с дефицитом, другого выхода нет», — сказал он. Валерий Горбатов считает, что коэффициенты, заложенные в основу расчета крымского бюджета, носили общегосударственный характер и не учитывали специфику автономии. К специфике Крыма Валерий Горбатов отнес «национальный фактор» и наличие специализированных национальных школ. «Мы не можем не учитывать эти и другие вопросы. А это означает, что мы выйдем за рамки расчетных показателей», — отметил он.
Верховный Совет автономии, которой, видимо, важнее всего то, что разрабатывается и утверждается бюджет под выборы, вряд ли будет считаться и с указанной главой правительства спецификой и с потребностями страны на общегосударственные программы, о чем говорил Игорь Юшко. Депутаты намерены заложить не только двукратное повышение пенсий, что было бы своеобразной «конфеткой» престарелым избирателям от каждого депутата, но и финансирование под разные популистские и имиджевые программы — учреждение и издание новых газет и журналов, проведение фестивалей и массовых агитационных мероприятий, акций другого рода, которые легко можно было бы превратить в большие скопления людей и репортажи в газетах и по телевидению с портретами, докладами и речами вождей. Именно так задуман бюджет 2002 года фракцией «Коммунисты и народовластие», но именно таким его и не хотят видеть остальные депутаты Верховного Совета, поскольку понимают, что все это мало отвечает насущным потребностям крымчан. Леонид Грач видит будущий бюджет как серию финансовых подарков крымчанам. Валерий Горбатов и Сергей Куницын видят бюджет как средство дальнейшего развития производства и социальной сферы. Это и будет водоразделом между ними при утверждении бюджета. Но силы не равны. Практика предыдущих сессий показывает, что группа дюжих молодцев во время сессии окружают центральный компьютер машины для голосования и не подпускают к нему никого из оппозиционных депутатов. В это время как бы ни голосовали депутаты в зале, на самом деле табло машины показывает столько «за», сколько не нужно правительству. Один из депутатов как то иронически заметил, что если даже в зале останется один депутат, все равно машина покажет, что вопрос принят 55 голосами. То, что это незаконно и принятые таким образом решения не имеют силы, — отражено в массе писем в прокуратуру, но не она определяет порядок голосования…
Наблюдатели прогнозируют, что в таких условиях предстоящая в феврале сессия парламента автономии по утверждению бюджета будет «последним и решающим боем» коммунистов за ресурс для выборов.