27 июля на Донбассе в очередной раз должно наступить бессрочное перемирие. Насколько оно будет эффективно, можно будет судить уже через несколько дней. Но многие моменты того процесса, в ходе которого было достигнуто соглашение о перемирии, настораживают. Понятно, что Владимир Зеленский хотел бы достичь устойчивого перемирия еще до местных выборов, что могло бы существенно повысить шансы кандидатов от его партии. Самодержец Владимир Путин от выборного фактора не зависит. В принципе он тоже не против достижения прогресса в донбасском урегулировании, в том числе устойчивого прекращения огня, что позволило бы ему поставить вопрос об ослаблении антироссийских санкций. Однако урегулировать конфликт на Донбассе российский президент собирается только на своих условиях. И есть опасность, что Украина здесь ему немного подыграла.
В Трёхсторонней контактной группе в Минске согласовали также комплекс дополнительных мер по контролю перемирия, который кроме прочего включает в себя запрет на деятельность диверсионно-разведывательных групп и запрет на ведение огня, в том числе снайперского. Также запрещается наступать и вести разведку, в том числе с использованием беспилотников, стрелять — в том числе из снайперских винтовок, размещать военную технику вблизи детских садов и школ. За нарушение должно в теории последовать «эффективное применение дисциплинарных мер». Однако реального механизма контроля за соблюдением прекращения огня так и не появилось. У наблюдателей ОБСЕ вообще нет технических средств контроля за применением беспилотной авиации и рейдами снайперских групп. Так что расширение ограничений на применение того или иного оружия — это не более чем благое пожелание. Поэтому велика вероятность того, что через несколько дней очередное перемирие также будет сорвано. ОБСЕ на эту роль явно не годится, а о вводе миротворцев пока что речь не идет. Перед вступлением перемирия в силу Зеленский и Путин провели телефонный разговор. Если президент Украины сделал упор на необходимость дальнейших шагов по освобождению украинских граждан, удерживаемых в России, на востоке Украины и в Крыму, то его российский коллега больше говорил о том, что решение Украины провести местные выборы противоречит Минским соглашениям. Именно этот тезис сразу же стали эксплуатировать российские официальные лица и пропаганда, как только стало известно о достижении соглашения о прекращении огня. Тем самым Путин создает для себя возможность в любой момент заявить о выходе из Минских соглашений под предлогом их нарушения Украиной. А это автоматически приведет и к краху перемирия, если, конечно, оно к тому времени будет соблюдаться.
Но главная выгода для Путина пока что заключается в том, что в ходе переговоров по достижению прекращения огня украинская сторона вынуждена была продемонстрировать готовность уплатить определенную цену за решение конфликта в Донбассе. Тогда как российские марионетки этого не сделали, а Россия так и не признала наличие своих войск на оккупированной части Донбасса. И Офис президента Украины продолжает говорить о необходимости вывода абстрактных «иностранных войск», не уточняя, что это — только российские войска. Москва давно уже считает своим законным правом не исполнять никакие обещания и обязательства, данные Киеву, тогда как требует исполнения всех обязательств, данных украинской стороной. И она фактически поддается российскому давлению и последнее время опасается напоминать Москве о неисполнении ее обязательств. Например, норма о том, что перед открытием ответного огня надо будет запрашивать Координационный центр, явно играет на руку сепаратистам и российским войсками, которые не находятся в легальном поле и никаких разрешений сроду не запрашивали и в дальнейшем не будут. ОБСЕ не допускается в некоторые районы оккупированных территорий и участки пересечения границы. Пока эти ограничения не будут сняты, говорить о неограниченном допуске контролеров на украинскую территорию бессмысленно.
Но главная опасность в том, что в Совместном центре контроля и координации (СЦКК), который и должен контролировать прекращение огня, представители России отсутствуют с 2017 года, и их места занимают представители «ДНР» и «ЛНР». На переговорах в Минске о возвращении России в СЦКК до сих пор речи не шло. Это означает, что по любым вопросам нарушения прекращения огня украинским представителям в СЦКК придется непосредственно договариваться с представителями сепаратистов. А как раз этого и добивается Москва. Ведь в этом случае Россия как бы выводится за скобки Донбасского конфликта и претендует на роль нейтрального посредника. Большой ошибкой украинской стороны стало то, что она не настояла на обязательном возвращении в СЦКК российских представителей. Что позволило бы избежать прямых контактов украинских представителей с представителями сепаратистов.
В то же время, в Киеве должны понимать, что без достижения своих политических целей Россия не прекратит вялотекущую войну на Донбассе. А приемлемый для обеих сторон компромисс до сих пор не просматривается. Поэтому не стоит возлагать на нынешнее перемирие слишком больших надежд. Оно вряд ли продержится долго. Но не надо забывать, что очередное прекращение огня стартует на фоне уже начавшейся череды учений российских войск Западного и Южного военных округов, которые должны увенчаться стратегическими учениями «Кавказ-2020» в сентябре. Нельзя исключить, что под видом учений российские войска смогут нарастить группировку на Донбассе и, заявив о срыве прекращения огня, предпримут наступление с целью захватить новые территории и оказать давление на Киев в плане достижения выгодного для Москвы политического урегулирования. В идеале Россия хотела бы формально вернуть своих марионеток в состав Украины, чтобы получить возможность через них блокировать евроатлантическую интеграцию Киева. Возможно, в крайнем случае она согласилась бы на превращение «ДНР» и «ЛНР» в новое Приднестровье с легальным присутствием там российских войск в качестве «миротворцев» и прямыми переговорами сепаратистов и правительства в Киеве. Но большой вопрос, нужно ли это Украине?
ШАНСЫ И РИСКИ ПЕРЕМИРИЯ
Олег ПОСТЕРНАК, политтехнолог (facebook.com):
— В ночь с 26 на 27 июля началось полное и всеобъемлющее перемирие, достигнутое на заседании ТКГ в прошлую среду. Штаб ООС отчитался о подготовке к перемирию.
За весь период проведения операции не было столь масштабных мероприятий. Поэтому здравый разум требует дать власти шанс для перезагрузки мирного урегулирования.
Тем более, что перемирие не следует расценивать как одностороннюю уступку с украинской стороны. Украина сохраняет право на самозащиту в отношении противника, поправшего соглашение.
Информационное пространство немного замерло в ожидании.
Кто-то преднамеренно уже ждет срыва, чтобы голодной стаей наброситься на Зеленского. Воспаленная фантазия оголтелых и верноподданных одного бывшего уже строчит конспиративные оды ненависти, что перед нами очередная «капитуляция» и конец. Бездоказательно и надрывно, как всегда. Конечно, это их право обмануться и обманывать. Правда, всему есть предел.
Кто-то ехидно улыбнется и сперва растеряется, но немедленно примется делать критические заготовки на тот случай, если даже ситуацию удастся вырулить в пользу устойчивого мира на Востоке Украины. Дескать, так это ж мы заставили нынешнюю власть услышать «здравый голос» и сделать так, как мы хотели.
Уже запускается тема, что будто бы это перемирие стало возможным только под давлением Германии и Франции. Но правда состоит в том, что на последней встрече политических представителей глав государств «нормандской четверки» в Берлине 4 июля Украине удалось солидарно с международными партнерами сдвинуть РФ с непримиримой позиции, пытающейся саботировать мирный процесс недопустимыми ранее требованиями.
Тонкий лед. Потому как Зеленский, ставший волей выборов флагманом темы мира и пытающийся продвинуться к нему осторожной тактикой малых успехов (обмен удерживаемых лиц, освобождение моряков, открытие моста в Станице Луганской, первые участки разведения сил, нормандская встреча), фактически может свернуть окопный период войны. И это многим политикам в Украине не понравится, ведь непосредственно затрагивает их электоральные возможности.
Но есть риски:
• точечное невыполнение украинскими военнослужащими приказа Генерального штаба, так как предусмотрены дисциплинарные взыскания за нарушения режима, что будет способствовать созданию информационной иллюзии анархии и хаоса в Вооруженных Силах.
• провокации со стороны пророссийских формирований в оккупированном Донбассе, в том числе для демонстрации своей мнимой силы и игра на уязвимости — невозможности ВСУ оперативно ответить.
• инспирирование информационной войны в средствах коммуникации, в том числе в интересах противника и политических групп, которые теряют электоральные очки из-за достигнутого Зеленским перемирия.
Чего мы можем достигнуть в осязаемой перспективе?
1. Существенного уменьшения интенсивности боев и перестрелок. Сохранить жизни. Напомню, в 2018 г. Украина на Донбассе потеряла убитыми 119 бойцов, 805 ранено. В 2019 г. — потеряла убитыми 132 военных, 716 ранено.
2. Перемирие упрочит международные позиции Украины и укрепит имидж надежного партнера в «нормандском формате». Генсек ООН А.Гутерриш уже поддержал дополнительные меры режима перемирия. Тем более нынешнее перемирие было закреплено в июне-июле в ходе встреч в Берлине и Париже.
3. Перемирие может запустить более предметную дискуссию по политическим вопросам, в частности по модальностям выборов в ОРДЛО. При этом, позиция Украины обрела более четкую формулу: выборы возможны при соблюдении Копенгагенского стандарта, без вооруженных формирований, после возвращения контроля за границей, в правовом поле Украины.
4. Отсутствие огня на линии соприкосновения запустит гуманитарные кейсы, прежде всего в отношении помощи украинских пенсионеров ОРДЛО, жителей «серой зоны», наиболее пострадавших от войны. Речь идет о восстановлении социальных выплат и привычного социального уклада.
«ЭТИ УЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ИНСТРУМЕНТОМ ДАВЛЕНИЯ»
Константин МАШОВЕЦ, координатор группы «Информационное сопротивление»:
— Подобных договоренностей о перемирии или прекращении огня было уже очень много. Особых причин, которые побудили бы боевиков на его соблюдение, я не вижу. Поэтому надеяться, что именно это перемирие будет устойчивым, вряд ли возможно.
Я очень скептически отношусь к перспективе перехода на новые уровни Минских договоренностей по результатам «всеобъемлющей тишины», ведь в понимании нашей власти для того, чтобы переходить к следующим пунктам «Минска», должны быть соблюдены требования безопасности. Это комплексное понятие, где есть еще ряд пунктов, включая определенный контроль за границей. Однако прекращение разведывательной деятельности и использования технических средств разведки, включая беспилотные летальные аппараты, указанные в заявлении о всеобъемлющей тишине, существенно осложнит деятельность Вооруженных Сил Украины.
Обычно такие крупномасштабные учения, как «Кавказ — 2020», которые запланированы на осень, используются для осуществления перегруппировки войск под прикрытием учений. Пока сложно сказать, как будет развиваться ситуация. Стоит помнить, что недавно Путин объявил проверку боеготовности войск, в частности в рамках подготовки к предстоящим учениям. Сейчас более 90 тыс. российских группировок сосредоточено на юго-западном стратегическом направлении против Украины. Поэтому думаю, что нам надо внимательно следить за учениями.
Вторая угроза в том, что эти учения являются своеобразным инструментом давления на высшее военно-политическое руководство Украины. Наращивание военной способности на юго-западном направлении свидетельствует о том, что агрессор демонстрирует свою готовность продолжать действия силовым способом.
«ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО МЫ НЕ ЗНАЕМ,О ЧЕМ ГОВОРИЛИ ЗЕЛЕНСКИЙ С ПУТИНЫМ»
Евгений ДИКИЙ, ученый, военный, публицист:
— Мой взгляд на перспективу устойчивого перемирия довольно скептический. Однако нарушения в первые 20 минут после перемирия во многом могут не учитываться. Приказ только пошел, якобы и на стороне боевиков, но там все же не регулярная армия, хотя и полностью управляемая кадровыми офицерами России. Предположим, что не успели до каждого сержанта донести приказ. На самом деле, будет ли реально соблюден режим тишины, поймем в перспективе хотя бы дней, а не часов.
У меня вопрос: чего нам больше бояться: того, что перемирие будет нарушаться, или того, что будет соблюдаться? Я помню предыдущее короткое перемирие, первое в этой войне, когда 17 июня 2014 г. новоизбранный президент Порошенко сделал шаг навстречу Путину и на 10 дней объявил режим тишины. По крайней мере, на нашей стороне Луганской области его никто не нарушал, но мы 10 дней наблюдали, как со стороны боевиков шло огромное строительство. И если на момент начала перемирия нас ждали блокпосты из мешков с землей, то на момент, когда перемирие не дало никакого результата и Петр Алексеевич дал команду «вперед» — это означало штурмовать три линии бетонных дотов. Поэтому Россия сдержит перемирие только при условии, что ей это выгодно для общей победы, в отличие от нас, к сожалению. Если перемирие будет нарушаться, то, думаю, с этой проблемой мы справимся. Да, будет немного сложно в первые дни, когда офицеры будут пытаться грубо не нарушать приказы из Киева, но это мы проходили в 2015—2016 году. Наши воины не овечки, между вибором давать себя расстреливать или получить по шапке от начальства. ни один нормальный живой человек, тем более солдат на передовой, не выберет последнее. К тому же гражданское общество здесь не даст репрессировать офицеров, решивших дать ответ.
Гораздо опаснее, по моему мнению, если вдруг, действительно впервые за эту войну, Россия действительно начнет соблюдать режим тишины. Это означает, что взамен они у Зеленского что-то очень большое выторговали. Если мы в течение недели-двух увидим, что с той стороны действительно не стреляют, — тогда надо будет начать действительно волноваться. Это означает, что Путин увидел возможность получить столь большие преимущества в его общей войне против Украины, что ради этого даже готов прекратить агрессию на некоторое время. Как минимум Россия может получить воду в Крым, потому что у них назревает хозяйственная катастрофа и вода нужна критично. Пойти танками на Каховку им бы стоило несравнимо дорого, россияне прекрасно это понимают, а вот дать нам месяц мира, а Зеленскому возможность выйти «в белом костюме», сказав: «Я обещал, что мы прекратим войну, и вот уже месяц не стреляют» — не настолько. Далее нам расскажут сказку, что под оккупацией наши же граждане, поэтому подача воды является необходимой мерой. В таком случае нам будет сложно остановить это предательство, которое фактически будет означать отказ от Крыма.
Другая альтернатива — изменение избирательного законодательства и изменения Конституции Украины. Однако, если стрельба продолжается, то Ермак и компания просто не рискуют выносить в Раду подобные предложения, то после месяца тишины они снова наберут мощную силу и начнут давить на политические пункты в Минске в их российском понимании. Здесь надо надеяться на оппозицию в парламенте и поддержку от населения.
Проблема в том, что мы на самом деле не знаем, о чем говорили Зеленский с Путиным. Мы знаем только то, о чем нам сообщили. Для начала меня интересует, почему разговор был именно в этот день. Напомню, что вчера Россия праздновала свой день военно-морского флота и Путин принимал парад Черноморского флота России в оккупированном Севастополе. Не удивлюсь, если наш верховный главнокомандующий даже поздравил его с праздником. Даже если и не поздравил, то позвонить — удивительно, потому что вряд ли Зеленский с ним говорил о деоккупации Севастополя. Сам факт этих переговоров не только позорный, но и очень опасный. Если Путин делает такие шаги, принимает звонок и любезно общается, то он делает это с какой-то целью. Напомню, что президент РФ еще ни разу не пошел на уступки, а наоборот, только выжимал очередные преимущества для России.
Несколько раз нам уже разыгрывали карту освобождения пленных. Каждый раз, когда нам показывали очередное освобождение, под этим прикрытием делалась какая-то гадость. Однако такой формат уже не работает. Теперь если готовить очередной шаг под Россию, надо делать что-то гораздо серьезнее, чем просто поменять несколько человек. Боюсь, что именно это мы сейчас в наблюдаем в виде «всеобъемлющей тишины».
Помните, сколько было разговоров об учениях Запад-2017. Все же, насколько я помню стандарт российской власти, не помню, чтобы они свои военные интервенции начали при заранее объявленных маневрах, за которыми все следят. Это обычно менее предсказуемо. Конечно, в ходе учений они явно проверяют военные подразделения, которые могут быть задействованы в ходе военной операции против Украины. Поэтому это скорее инструмент дипломатического давления.
Если в ответ на всеобъемлющую тишину мы тоже будем придерживаться тишины, не пойдет дальше процесс изменения Конституции, не потечет вода в Крым, тогда разочарованная Россия пойдет на ответные удары в различных формах, в том числе путем эскалации на Востоке.