Окончание.
СОЗДАНИЕ СИЛ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ
Силы территориальной обороны, по убеждению военных специалистов, оказываются важным резервом и механизмом усиления боеспособности ВС Украины и обороноспособности государства в целом. В связи с чем назрела неотложная потребность внедрения принципиально новых подходов относительно концепции ее разработки и реализации. Эти подходы, безусловно, находятся в плоскости изучения опыта других стран мира и рациональном воплощении действующей системы или ее элементов на украинском национально-экономическом фундаменте. Но определяться с основами (принципами) построения территориальной обороны в Украине невозможно без учета опыта событий в Крыму и на Донбассе (Закарпатье, Одещине, Харьковщине и др.). А этот опыт, к сожалению, не предусматривает для Украины простого варианта решения этого вопроса, то есть в банальном копировании эффективно действующей системы территориальной обороны другого государства.
Мероприятия по укреплению обороноспособности государства надо начинать с редакции некоторых Конституционных положений. В частности ст. 107, в которой следует предоставить Президенту Украины конституционное право на введение режима территориальной обороны и применения ограниченного контингента ВС и НГ Украины для немедленного решения задач национальной безопасности и обороны. Или международных обязательств Украины — без санкции Верховной Рады. Этот вопрос является принципиальным для успешного воплощения следующих мероприятий.
Следующий принципиальный шаг — реформа местного самоуправления в Украине, в ходе которой Кабинету Министров Украины (Минобороны, МВД, Государственной пограничной службе) решительно передать весомую часть полномочий и задач по ведению территориальной обороны территориальным общинам и органам местной власти. Ведь привычный для нас советский принцип, что все в государстве делает правительство и специальные государственные службы, является бюрократическим и высокозатратным для плательщиков налогов и таким, который нейтрализует социальную активность местных общин и Украинской нации в целом. Нацию, которая является источником государственного суверенитета, отстранять от непосредственного участия в охране и обороне территории государства опасно. Поэтому объединительной национальной идеей должно быть отношение к обороне государства, идея равных прав и обязанностей по выполнению задач обороны всех граждан, а это предусматривает всеобщую повинность.
Движущей силой относительно воплощения этих конституционных положений в жизни страны является единство воли национальной политической элиты и населения страны. Стратегической политической ошибкой стало лишение граждан Украины права на тотальную воинскую повинность, поскольку прекратилась не только подготовка резервистов, но и главное — государственническое воспитание населения. Армия — это школа государственности! И здесь образцовым примером для нас является законодательство Швейцарии и Израиля.
При таких политических решениях в Украине можно будет гармонически соединить государственную политику по содержанию 200—300 тыс. регулярного войска по контракту (на примере ФРГ) и широкую сеть Сил территориальной обороны. При этом на принудительной основе, как в Швейцарии или Израиле, где все граждане будут проходить мотивированную службу в резерве и могут быть призваны к действительной службе по приказу «губернаторов» или военного командования (как в США). Однако здесь важно учитывать то, что швейцарская система обороны государства, несмотря на ее поражающие потенциальные возможности, является непроверенной на практике, и главное — она опирается на талантливое использование природных географических свойств своей территории. Израильская система (творческая копия швейцарской) не один раз испытана практикой и к тому же имеет, как и Украина, равнинную местность.
Решение проблемы относительно опасности выдачи оружия значительному количеству населения страны, в том числе и на территориях, где наблюдаются сепаратистские настроения, возможно за счет жестко контролируемых государством организационных принципов перестройки территориальной обороны, а именно:
— внедрение «пилотного проекта» на ограниченной территории государства — исторической «Гетманщине» — территориях областей центральной Украины, где длительный исторический период преобладают центристские стремления среди населения и отсутствуют сепаратистские настроения;
— на территориях нестабильных пограничных регионов — размещать воинские части Вооруженных сил и Национальной гвардии Украины. Постепенно, через контролируемые или централизовано созданные государством, патриотически настроенные общественные организации, создавать и там отряды самообороны.
Примечание: «Гетманщина». Рассматривается территория следующих областей Украины — Киевской, Черниговской, Житомирской, Винницкой, Черкасской, Полтавской, Сумской, Днепропетровской и Кировоградской.
Интересным в этом отношении является опыт системы, которая была создана в Советском Союзе, где существовала практика скрытого, прямого вооружения патриотически настроенной части местного населения (партактива). По сути, это и была «региональная казацкая» система с крепкой местной солидарностью, но оружие хранилось в специальных помещениях райкомов.
Перечисленные организационные подходы для укрепления обороноспособности внедряют сильную территориальную оборону «центра» государства, что предоставит Украине возможность сдерживать агрессора от намерений глубокого вторжения и оперативно поставлять значительное количество подготовленного организованного резерва действующей армии на любом направлении. В последующем постепенно, с преодолением проявлений сепаратистских стремлений населения пограничных регионов возможно развернуть Силы территориальной обороны и там. Ошибочной является мнение, что территориальная оборона государства должна сразу с одинаковой мощью распространиться по всем регионам страны.
Таким образом, принятие перечисленных политических и организационных принципов относительно перестройки территориальной обороны в Украине предоставляет нам возможность, опираясь на наши национально-исторические и социально-экономические возможности, построить сугубо украинский вариант Сил территориальной обороны. К тому же собственная история имеет такое яркое социально-политическое явление, как два века Казачества в Украине. Именно тогда в результате колоритного сплава разных национальных особенностей и родилась оригинальная, яркая, самобытная культура, которая оказала огромное влияние на национальное самосознание украинского народа и формирование нации.
Стержневой целью возникновения казачества было избавление от неволи, стремление к самоуправлению и самозащите, обретение воинской доблести и славы. Это духовное стремление казаков со временем стало большим культурным приобретением всего украинского народа. Оно красной нитью прошло через вековую историю сложного развития общественных отношений в Украине, сохранилось в душах широких слоев населения до наших дней и содействовало активному развитию общественного казацкого движения в новейшей истории (ныне активно действует 56 Международных, Всеукраинских и боле чем две тысячи общественных казацких организаций).
Такая особенность духовной культуры украинского народа не может не использоваться сегодня, когда главное место во внутренней политике государства занимает решительное укрепление обороноспособности, обеспечение реального местного самоуправления и сохранение гражданского согласия в обществе.
Рассматривая успешный опыт Швейцарии, Израиля или США, приходишь к выводу, что в основе военной мощи их армии стоит системная подготовка и содержание большого количества резервистов по милицейскому принципу, который по своей сути и является казацким. Поэтому, используя позитивное стремление населения центральных регионов государства к возобновлению национальной казацкой идеи, целесообразно реализовать понятную Концепцию по реформированию и развитию гражданского казацкого движения в Украине. Концепцию, которая использует существующий мощный потенциал народного движения к казачеству и поставит его лучшие традиции на службу государству. Здесь нужна только политическая воля, урегулированная законодательная база, четкая и решительная организация и логическая завершенность спланированных мероприятий.
Для информации: за счет такой системы содержания Сил территориальной обороны в Швейцарии (Израиле) через 4—6 часов организовано собирают свыше 400 тысяч резервистов готовых к действиям.
Проект соответствующей Концепции по реформированию и развитию гражданского казацкого движения в Украине разработан. Но без правительственной поддержки и утверждения ее Президентом Украины коррумпирована бюрократическая верхушка, которая оседлала казацкое движение в Украине, не позволит здоровым силам создать новую действенную казацкую организацию. Поэтому революционные преобразования в этом случае должны идти сверху, в том русле, которое нужно государству.
Концепция нацеливает деятельность центральных органов исполнительной власти и общественных казацких организаций на объединение ресурсов государства и территориальных общин. Направляет объединенные усилия патриотически настроенных представителей общества на укрепление обороноспособности государства, сохранение гражданского согласия в обществе, формирование толерантности в междунациональных отношениях и воспитание чувства государственности среди всех слоев населения страны.
Для этого необходимо принятием Закона «Об Украинском казачестве» (дальше — Закон) реформировать казацкое движение в Украине путем перерегистрации существующих общественных организаций и объединения их в единую государственно управляемую организацию — Украинское казачество. Законом определить казацким организациям (как патриотически настроенным, активным членам территориальных общин) в пределах соответствующей административно-территориальной единицы государства государственные задачи, предусматривающие юридическую возможность осуществления мероприятий территориальной обороны как в мирное, так и в военное времена.
1. В мирное время и во время объявления чрезвычайного положения:
— усиление охраны (обороны) государственной границы Украины и исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа Украины и их правового оформления;
— борьба с незаконными вооруженными формированиями и диверсионно-разведывательными группами;
— выполнение мероприятий по обеспечению проведения антитеррористической операции, эвакуация населения от угроз террористических актов;
— охрана и обеспечение условий функционирования органов государственной власти;
— осуществление мероприятий правового режима в условиях чрезвычайного положения и участие в поддержании общественного порядка;
— участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— выполнение мероприятий по эвакуации населения, аварийно-спасательных и других безотлагательных работ в опасных районах аварий, разрушений;
— контроль соблюдения мер экологической безопасности, состояния окружающей среды для предотвращения ухудшения экологической ситуации по месту жительства;
— подготовка молодежи к службе в ВС Украины и других военных формированиях.
2. В угрожающий и особый период (военное положение):
— усиление защиты государственной границы;
— участие в обеспечении стратегического (оперативного) развертывания войск;
— выполнение задач по охране объектов и коммуникаций тыла действующей армии и ведения территориальной обороны государства;
— эвакуация населения из районов боевых действий, защита от последствий, вызванных применением средств массового поражения и диверсиями;
— обеспечение условий надежного функционирования органов государственной власти;
— охрана и оборона важных объектов и коммуникаций регионов государства;
— участие в борьбе с диверсионно-разведывательными мероприятиями противника;
— участие в поддержании правового режима особенного военного состояния.
Вышеупомянутые задачи являются особо важной составляющей обороноспособности государства и существенно усиливают действия ВС Украины, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы.
Поэтому необходимо создать государственно управляемую, постоянно действующую системную структуру Сил территориальной обороны, которая бы обеспечила их выполнение. Для чего целесообразно в Законе определить целевое назначение Украинского казачества и организационно распределить его на два взаимно связанных вида:
— общественные казацкие организации (свободное казачество);
— реестровое казацкое войско (силы территориальной обороны).
Общественную казацкую организацию следует рассматривать как объединение гуманитарного направления. Это наиболее активные представители территориальной общины села, города и края, которые на принципах единства интересов относительно защиты государства, сохранения гражданского согласия и воспитания чувства государственности в украинском обществе, укрепления местного самоуправления, развития исторического и культурного наследия своего общества, проведения военно-патриотического и физического воспитания молодежи в лучших казацких традициях добровольно объединились в Общественную казацкую организацию, которая, согласно Закону, обязана создать подраздел Реестрового казацкого войска.
Реестровое казацкое войско Украины — военно-административная единица государства, которая организационно совмещает зарегистрированные территориальные подразделения реестрового казачества в иррегулярное военизированное объединение (Силы территориальной обороны), на которое, в соответствии с Законом «Об Украинском казачестве», возложено выполнение задач по охране и обороне территории Украины.
Реестровое казацкое войско комплектуется по волонтерскому принципу. Реестровый казак — волонтер, физическое лицо мужского пола в возрасте от 18 до 50 лет, который, согласно Закону и Казацкому реестровому уставу, привлекается к несению службы в резерве. Он добровольно осуществляет неприбыльную, но мотивируемую деятельность, которая имеет общественно-полезный характер. Объемы мотивации (вознаграждения) за службу определяются перечнем льгот в Законе. Определенное количество руководящего состава и других специалистов, которые определяют боеготовность Реестрового казацкого войска, должно содержаться за региональные или государственные средства.
Таким образом территориальные общины, руководствуясь Законом «О казачестве Украины», объединяются в общественные казацкие организации и помогают формировать подразделения казацкого войска из избранных (призванных) по месту проживания для службы в резерве казаков, которые под руководством Генеральной канцелярии несут реестровую казацкую службу (осуществляют территориальную оборону) в пределах определенной административно-территориальной единицы государства. Подразделения организационно соединяются в сотни, батальоны, полки, бригады и носят историческое название поселка, города (района), края (области). По предварительным расчетам возможная общая численность Реестрового казацкого войска «Гетманщины» (территории девяти областей центра Украины с населением свыше 16 млн человек) может составить 600 — 900 тыс. подготовленных резервистов казацкой службы.
На вооружение казацких войск Минобороны бесплатно передает избыточное вооружение и военную технику — стрелковое оружие и снаряжение, пушки и минометы, ПТРК, ПЗРК, бронетанковую и автомобильную технику, которая должна обслуживаться и хранится на базах (складах) Реестрового казацкого войска и выдаваться для учений или в опасный период.
Казакам Реестрового казацкого войска разрешается иметь огнестрельное, холодное и травматическое оружие, которое хранится в порядке, установленном законодательством Украины и Уставами.
Для уменьшения груза на государственные и местные бюджеты целесообразно Законом разрешить реестровым казацким подразделениям (содержать казацкие артели) вести сельскохозяйственную (другую хозяйственную) деятельность для получения средств на создание учебно-материальной базы подразделения и обеспечения ее рабочего состояния. Финансовую деятельность казачество будет осуществлять через свой «Казацкий банк». Реестровое казацкое войско в своей повседневной деятельности должно руководствоваться «Казацким реестровым уставом», который утверждается Верховной Радой Украины. По Закону «Об Украинском казачестве» реестровым казацким подразделениям, руководящему и казачьему составу реестра запрещается участие в деятельности политических партий и блоков. Более детально перестройка Реестрового казацкого войска Украины изложена в Концепции по реформированию и развитию гражданского казацкого движения в Украине.
Обновленная таким образом система территориальной обороны кажется одним из наиболее целесообразных военно-политических и экономически обоснованных направлений поддержания на должном уровне территориальной обороны. В концептуально отмеченном варианте решения будет определена формулировка ее содержания и места в общей системе обороны государства, а также проведено четкое распределение усилий между Вооруженными Силами, Национальной гвардией и Реестровым казацким войском (силами территориальной обороны).
Реализация предложенного варианта особенно актуальна в современных условиях безопасности вынужденной внеблоковости Украины.
Иван ЯКУБЕЦ — начальник аэромобильных войск ВС Украины (1998—2005 гг.), магистр государственного военного управления, член Экспертного совета ЦИАКР.