Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пустое зеркало,

или Итоги украинского политинтернета-99
23 февраля, 2000 - 00:00

Действительно, 1999 год дал мощный импульс развитию Интернета. За время президентской кампании появилось много новых ресурсов, хороших и разных, увеличилась активность посетителей, в несколько раз выросли рейтинги наиболее успешных сайтов. Появился первый профессиональный ежедневный новостной ресурс UАtoday (http://www.uatoday.net), созданный при активном содействии таких именитых российских ресурсов, как Газета.ру, Вести.ру. Получив массированную рекламную поддержку россиян, UAtoday на некоторое время стал лидером украинских рейтингов, привлекая по несколько тысяч посетителей в день, пока коллизии совершенно определенного свойства (о чем ниже) не разрушили здание этого впечатляющего успеха. Незадолго до выборов обзавелись собственными страничками в Интернете практически все ведущие политики Украины и абсолютное большинство кандидатов в президенты. Готовясь к выборам, в разных уголках нашей страны были созданы весьма профессиональные ресурсы по политике, политологии и смежным дисциплинам. Нельзя не отметить высокую активность энтузиастов, которые самостоятельно, не имея финансовой подпитки создавали весьма приличные ресурсы — это и «Новое украинское обозрение», и альманах «Политическая жизнь Украины», и «Вестники украинской олигархии». Безусловной кульминацией политической жизни в Интернете стала акция «Президентская ночь в Интернете», успешно проведенная компанией «Глобал Юкрейн». В течение всей ночи выборов посетители страницы этого проекта могли наблюдать за интервью кандидатов, политологов и журналистов, могли делиться впечатлениями и новостями в чате-«болталке», следить за данными Центризбиркома. Успех этой акции говорит сам за себя — 4000 посетителей за ночь! Абсолютный рекорд украинской Сети!

Не оправдались предсказания, что Сеть будет использована противостоящими политическими силами для «слива» компромата. Единственным известным мне ресурсом такого рода стал сайт «Серп и Молот» (может смело претендовать на победу в номинации «Самый грязный проект 99-го года»). Его коллективный автор, дальновидно спрятавшийся за псевдонимом «доктор Антиком», позиционировал себя как убеждённого, несгибаемого борца с коммунизмом, точнее, с большевизмом, как его наиболее опасной разновидностью. Читая материалы «СиМ», я испытывал пьянящее ощущение встречи с кристально чистой, не замутненной посторонними примесями человеческой пошлостью. Яростно нападая на тех, кого он зачислил в носителей заразы Б. (именно так здесь величается большевизм), Антиком пытался быть ироничным, даже остроумным. Но чрезмерная заангажированность мешала, и он постоянно съезжал на откровенное хамство. Говорить серьёзно о содержимом этого рассадника невозможно. Весь «компромат» сводился к пересказу баек и слухов. Вниманию читателя не предлагались ни копии разоблачительных документов, ни даже стенограммы разговоров, хотя создатели постоянно намекали, что знают тако-о-ое! Слава Богу, но сразу после выборов сайт исчез. Остается открытым вопрос о заказчике этого непотребства. Стоит заметить, что объектом нападок «доктора» были все кандидаты, кроме Кучмы и Удовенко, что сайт был выполнен на весьма высоком профессиональном уровне, за немаленькие деньги, а размещен он был в Штатах. Материалы «Серпа и Молота» через некоторое время появлялись в пропрезидентских изданиях.

Так что же, «все хорошо, все хорошо»? Увы, нет. Во-первых, отличительной чертой большинства политических Интернет-ресурсов в украинской Сети является сугубо любительский подход. Поддержание материалов на сайте в актуальном состоянии — это непрерывная работа без отдыха и выходных, которая требует полной самоотдачи. Осознав требуемое количество времени и сил, создатели многих самодеятельных сайтов быстро разочаровываются и прекращают работу. То же касается и сайтов партий и общественных организаций. В большинстве случаев заказчики не готовы тратить деньги после создания сайта, что приводит к его быстрой «смерти» — кого интересуют новости двух-трёхмесячной давности. Даже имея вполне качественный Интернет-ресурс, партии не занимаются его раскруткой, не печатают адрес на своих печатных материалах, не упоминают в телевизионной рекламе.

Во-вторых, из-за крайне невысокого (мягко говоря) уровня жизни в стране по прежнему невелик круг людей, посещающих подобные информационные ресурсы. Сотня посетителей в день — уже успех, несколько сотен — просто триумф.

И, наконец, украинский Интерент обнаружил свою беззащитность перед лицом произвола и административного вмешательства. Самым показательным стала история разборок проекта UAtoday с одним из своих провайдеров. Лишившись в результате своего постоянного адреса в Сети, проект потерял огромное количество своих читателей и только сейчас начал восстанавливать былые позиции.

К сожалению, и без того довольно относительный «расцвет» закончился сразу после выборов. Тихо умер популярный в своё время дискуссионный клуб «Точка зрения», замерла жизнь на большинстве самодеятельных сайтов. Оставшиеся в Сети сайты украинских партий не радуют. Все они сделаны по одной схеме — уставные документы, политическая декларация, несколько хвалебных отзывов в прессе и всё. Как результат — сайты «Демократического Союза» и «Батькiвщини», которые тратят большие средства на рекламу, на радио и ТВ, не привлекают и десятка посетителей в день. И это закономерно. Интернет является средой для распространения информации. Люди идут туда, чтобы найти факты, комментарии, мнения. Украинская же политика, деятельность ее столпов наподобие «Демсоюза» по прежнему практически лишена публичности, остается кулуарной, скрытой от общества. Претенциозные рекламные ролики той же «Батькiвщини», которые настойчиво повторяют «Мы преодолеем!», не содержат, а должны содержать ответ на вопрос: «Преодолеем что? И как?» Очевидно, новые украинские псевдопартии так сосредоточены на своём имидже потому, что не имеют внятного содержания, которое можно было бы явить обществу. И являются не более чем витриной, специфическим антуражем групп влияния, определяющих процессы украинской политической жизни. Характерная деталь — ни одна из партий не предусмотрела на своем сайте взможность дискуссии. Зачем? Между тем, одним из самых заметных событий прошлого года стала популярность разного рода интерактивных мероприятий — форумов, чатов, дискуссионных групп, интернет-конференций, опросов общественного мнения в Интернете. Вспомним успех теледебатов в «Эпицентре» на канале «1+1». Зрительская аудитория проявила огромный интерес к тому, что и как говорят политики, не в привычном режиме монолога, но в острой дискуссии. И неважно, что претендент, который отказался участвовать в дискуссии с оппонентами, оказался «лучшим». Неважно, что участники дискуссий не всегда оставались в рамках вежливости и здравого смысла. Важно, что общество желает ЗНАТЬ. Знать все, а не только то, что считают нужным ему сообщить его «лидеры».

Увы, но и это тоже осталось в прошлом. Потерпев на президентских выборах жестокое поражение, оппозиционные силы не развернули в Интернете сколь-нибудь заметной деятельности. Можно выделить разве что появление Интернет-версии черкасской газеты «Антенна» (http://www.antenna.com.ua).

Итоги 1999 года вкратце таковы — политическая жизнь Украины получила в Интернете свое достойное, хотя и несколько окарикатуренное отражение. Те, кому было что сказать, — говорили и пользовались успехом. Кому сказать было нечего — либо молчали, либо не вызывали интереса. Было много споров, даже ругани. Не обошлось и без грязи. Общество требовало фактов — в ответ обычно звучали имиджмейкерские заготовки. Не являясь по сути своей публичной и открытой, украинская политика не испытывает особой потребности в таком инструменте как Интернет, что приводит как к отсутствию инвестиций в его развитие, так и недостатку профессиональных Интернет-проектов. После окончания выборов интерес политических структур к Интернету практически исчез. До новых выборов?

Роман ХИМИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ