Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Работу над ошибками

должно выполнить государство на рынке зерна
12 сентября, 2001 - 00:00

По прогнозам должностных лиц, валовый сбор зерновых в этом году ожидается на уровне 38 млн. тонн (по данным Минагрополитики, на 10 сентября уже собрано и намолочено 37,79 млн. тонн зерна). Нельзя сказать, что такой урожай оказался абсолютно неожиданным. Еще весной руководители Минагрополитики публично заявляли, что планируют в этом году собрать около 40 млн. тонн зерна. Возможно, они и сами не очень-то верили в эту цифру, иначе уже тогда задались бы вопросами: что будут делать с таким урожаем и как повлияют большие объемы зерна на рыночные цены? То есть уже тогда нужно было разработать стратегию регулирования рынка зерна, чтобы зернопроизводители не были вынуждены продавать зерно по демпинговым ценам, как это происходит сейчас.

Но тогдашнему составу правительства, очевидно, было не до этого, поэтому целый ряд проблем сейчас приходится решать в спешном порядке. И самая главная из них — это цены, которые вследствие значительного превышения предложения зерна над спросом резко упали. Например, если остатки прошлогоднего урожая в феврале- марте продавали по 850—900 грн. за тонну пшеницы третьего класса, то уже первые партии зерна этого года шли по цене 600—650 грн./т. Однако и эта цена продержалась считанные дни. По мере роста предложения цены начали стремительно падать. В конце августа та же пшеница шла уже по 450— 500 грн./т, а на сегодняшний день есть хозяйства, готовые отдать ее по 350 грн./т. К призывам правительства не продавать сейчас выращенное зерно и не перенасыщать рынок, а придержать его до стабилизации цен на уровне 650—700 грн./т мало кто из крестьян прислушивается. И дело не в том, что наши сельхозпроизводители не владеют простейшими основами рыночной экономики. Причиной появления на рынке такого большого количества зерна является приближение сроков возврата кредитов, которые хозяйства взяли еще весной. Именно необходимость вовремя рассчитаться за них вынуждает реализовывать зерно.

Зависимость сельхозпроизводителя от кредитов предопределяет специфику отечественного зернового рынка: если на мировых рынках предложение и, соответственно, цены в течение года достаточно постоянны, то в Украине более двух третей урожая реализуется в августе-ноябре. Такую тенденцию можно переломить только в томе случае, если хозяйства будут иметь достаточно оборотных средств. Но проблема их нехватки вряд ли будет решена при условиях жесткой монетарной политики.

Вызывает тревогу и то, что внутренние цены на зерно оказались более низкими, чем мировые, на 35—40%. А это может привести к ситуации, которая была осенью позапрошлого года, когда большие партии зерна были скуплены по цене $60—70 за тонну и вывезены за границу. Потом весной пришлось импортировать зерно, но уже по $140—150 за тонну. Хотя в этом году предложения зерна, во всяком случае на европейских рынках, также достаточно, что не в последнюю очередь обусловленно благоприятными погодными условиями и неплохим урожаем зерна в странах Восточной и Центральной Европы и в России. По прогнозу компании «УкрАгроКонсалт» экспорт пшеницы будет составлять 3,5 млн. тонн. Иван Кириленко также прогнозирует реальный экспорт зерна в объеме 3—4 млн. тонн.

Превышением предложения над спросом стремятся воспользоваться зернотрейдеры. Они не спешат покупать зерно на агробиржах (торговля зерном на них практически не велась больше месяца), а ездят по хозяйствам и скупают зерно напрямую, предлагая «живые» деньги. Интересно, что прогнозы трейдеров относительно конечных объемов урожая расходятся. Якобы ради дальнейшего снижения цен они заинтересованы подтверждать прогнозные цифры правительства, а по мнению ряда маркетологов, валовой сбор зерна не превысит 32—33 млн. тонн. Объясняют они это как объективными причинами (усушка и очистка зерна), так и субъективными, в частности, желанием Минагрополитики завысить показатели. С другой стороны, некоторые операторы зернового рынка следуют версии, что официальные данные о сборе урожая занижены из-за старой болезни — нежелания хозяйств показывать в отчетах все собранное зерно.

По прогнозам же «УкрАгроКонсалта», предложение пшеницы в Украине в 2001/2002 году будет составлять 18,9 млн. тонн, в то время как потребление будет на уровне 17 млн. тонн. Превышение предложения над потреблением составит 11,1%, что является самым высоким показателем за последние четыре года. В структуре общего урожая пшеницы продовольственное зерно составляет 45%, что дало возможность министру аграрной политики Ивану Кириленко уверить население, что оно будет потреблять более качественный хлеб. (Не секрет, что в последние два года на производство хлеба кое-где шла даже пшеница пятого класса).

Что же касается ценовых прогнозов, то на цены будет влиять коньюктура на внутреннем и внешнем рынках. Поскольку на внутреннем рынке массовых закупок продовольственной пшеницы крупными партиями еще не было, то, по мнению экспертов, следует все же ожидать роста цен в сентябре-октябре до 550 грн./т. и еще на 12—15% — в ноябре-декабре. Такая же тенденция ожидается и на мировом рынке зерна, но эксперты сходятся во мнении, что резкого роста цен не будет. Урожай этого года, плюс накопленные запасы пшеницы будут играть роль сдерживающего фактора.

Какие же мероприятия осуществляет сейчас государство для выравнивания и стабилизации цен на рыке зерна? Во-первых, правительство провело переговоры с коммерческими банками, которые кредитовали производителей зерна, относительно продления предоставленных кредитов, во всяком случае, до конца текущего года. Во-вторых, на местах введен контроль за закупкой и перемещением крупных партий зерна. В-третьих, сейчас выискиваются дополнительные средства для закупки продовольственного зерна ГАК «Хліб України» и Госрезервом, как это было определено в августовском постановлении Кабмина. Известно, как осторожно относятся коммерческие банки к финансированию правительственных программ, но, судя по последним сообщениям из правительственных кругов, банки готовы выделить на эти цели около 1 млрд. гривен. При этом, с целью поддержки сельхозпроизводителя, зерно планируют закупать по цене от 550 до 650 грн./т. В свою очередь, предложение Минагрополитики ввести административное регулирование цен на зерно — 750 грн./т пшеницы третьего класса — поддержки не нашло.

Возникает вопрос: почему государство прибегает к таким мерам и вмешивается только тогда, когда нужно прекратить угрожающее падение цен, и спокойно наблюдает (как это было в позапрошлом и прошлом годах) за тем, как они растут? Это уже напоминает политику двойных ценовых стандартов: производителя спасаем, а о потребителе — забываем. Кстати, и сейчас, при снижении цен на зерно нового урожая почти вдвое, хлеб в магазинах подешевел лишь на 5—10%, и то не во всех областях. То есть на внутреннем рынке происходит перераспределение прибыли за счет производителей зерна и потребителей. В конечном счете, не допустили ли мы ошибку, отказавшись от госзаказа, и не время ли подумать о восстановлении государственных закупок продовольственного зерна хотя бы для потребностей населения, которые составляют 6 млн. тонн за год?

Пока же мы в очередной раз убедились, что, при условиях отсутствия стратегии и четких критериев государственного регулирования зернового рынка, мало зерна — плохо, много зерна — еще хуже.

Евгений МОРЕНЦОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ