Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Раиса БОГАТЫРЕВА: Лучше оппозиция, ответственная, как власть, нежели власть, безответственная, как оппозиция...

8 ноября, 2005 - 20:33

На днях одним именным избирательным блоком в Украине стало меньше. Партия регионов приняла решение отказаться от создания блока Януковича. Об этом было заявлено на втором этапе 7 го съезда, состоявшегося недавно в Киеве. Решение это, по оценкам экспертов, крайне противоречивое. С одной стороны, мелкокалиберные партии оппозиционного толка действительно не добавят удельного веса этой структуре. С другой — известно, что последовательным сторонником идеи блока был сам Виктор Федорович. Отчасти, возможно, потому, что не уверен в надежности собственных лидерских позиций, — после прохождения ПР в парламент обстоятельства могут, мол, измениться. Так, по крайней мере, свидетельствуют компетентные источники в среде ПР. Однако официально первые лица партии подобные версии, конечно же, опровергают. Так в интервью нашей газете лидер парламентской фракции ПР Раиса Богатырева акцентировала, что «позиции Януковича сильны, как никогда». Также Раиса Васильевна конкретизировала планы партии на грядущую кампанию и создание коалиции в Верховной Раде пятого созыва.

— Каковы истинные причины отказа от создания блока Януковича?

— Наша партия, пожалуй, единственная в стране, где все решения принимаются, во-первых, коллегиально, во-вторых, с тщательным учетом общественного мнения. Соответственно, решение, согласно которому партия пойдет на выборы самостоятельно, было принято на политсовете, причем принято абсолютным большинством голосов. К такому выводу мы пришли по результатам изучения множества аналитических материалов, социологических исследований, других подобных документов. Все это время мы отслеживали колебания симпатий избирателей, выясняли, чего на самом деле ждут люди, в частности — от нашей партии, какие программные положения и принципы наиболее востребованы и т.д.

То есть аналитика показывает, что ПР — самодостаточная политическая организация, для участия в парламентской кампании собственных сил нам вполне достаточно. Уверена, решение это правильное, оно поможет нам, в том числе проверить прочность рядов и пополнить их достойными людьми, нашими приверженцами, а не конъюнктурщиками. Уже после выборов можно будет оценить, насколько эффективными были тактические шаги, целостная стратегия... Но то, что уже сейчас наша партия занимает с большим опережением первую позицию в партийных рейтингах, о многом говорит.

— Немалую роль наверняка сыграл и негативный опыт президентской гонки.

— Во-первых, опыт никогда не бывает негативным. Мы благодарны всем, кто нас поддерживал; даже если и не все было гладко, не стоит это вспоминать.

Год назад у нас действительно было много попутчиков. Но на сегодня политическая программа ПР во многом не совпадает с принципами, отстаиваемыми многими бывшими нашими партнерами. И то, что на парламентские выборы мы идем каждый своим путем, в общем-то, естественно. А главное — честно.

— Как же быть с теми, кто рассчитывал на членство в блоке с вами как едва ли не на единственный шанс попасть в парламент? Как сложится участь «Трудовой Украины» Владимира Сивковича, «Новой демократии» Евгения Кушнарева, «Державы» Геннадия Васильева? Вы ведь «в ответе за тех, кого приручили»...

— Аналогия с произведением Сент-Экзюпери красива, но неудачна. Мы не Маленькие принцы, а наши партнеры — не Лисы. И названные люди вряд ли относятся к тем, кого можно «приручить». С данными персонами у нас действительно идут переговоры, никаких перебоев в этом процессе не было и нет. В качестве основы для взаимодействия предложена программа ПР, которая, на наш взгляд, является наиболее адекватной существующим экономическим и политическим вызовам.

— Какой может быть форма присоединения? Это индивидуальное членство, о котором говорил Виктор Янукович, самороспуск партий-сателлитов с дальнейшим вливанием, что-либо еще?

— Обе названные формулы вполне приемлемы. Выбор одной из них либо некого третьего варианта зависит от целей и задач конкретной политсилы. Мы свою позицию озвучили, продолжаем вести многосторонний диалог. Все, что нам предложат потенциальные партнеры, любые формы объединения, способные усилить стороны, будут обязательно тщательно рассмотрены.

А итоговое решение в любом случае примет съезд. Я уже подчеркнула, что все важнейшие решения в нашей партии принимаются коллегиально. И именно за съездом остается право окончательного вердикта касательно формы участия в выборах.

— Если блока нет, получается, на сегодня Виктор Янукович — лидер Партии регионов, а не оппозиции в целом, как декларировалось, не так ли?

— Не мы с вами это определяем. Реальным лидером украинской оппозиции Януковича видит большая часть населения страны. Это подтверждает практически каждое социологическое исследование. С момента окончания президентской кампании и до сегодняшнего дня никто ему на этом поприще серьезной конкуренции составить не сумел.

— Тем не менее, «единой оппозиции» все равно не получилось.

— «Единой оппозиции», как и «единой власти», в природе не бывает. Всегда есть разные точки зрения, разные взгляды. Поэтому ни партия, ни блок не могут это право монополизировать. Другое дело, какая часть оппозиционного электората ту или иную политическую силу поддерживает. Нашу сегодня поддерживает абсолютное большинство. Точка.

— После подписания пакта с Президентом Ющенко ваши рейтинги несколько поколебались...

— Да, они выросли. По данным Центра Разумкова, ранее они составляли 20,1%, а теперь 25%.

— Тем не менее многие граждане расценивают этот шаг лидера ПР как предательство...

— Одни — как предательство, другие — как важнейший шаг к общенациональной стабильности. Не будем играть в эмоциональные дефиниции. Такие оценки преждевременны. Важно понимать: мотивацией подписания меморандума с властью было не стремление к количественному увеличению симпатий избирателей, но желание стабилизировать ситуацию в стране. Она, согласитесь, была очень непростой, именно от нас зависело, когда завершатся политические противостояния и можно будет, наконец, приступать к созидательным действиям. Мы дали власти шанс. Дело Президента — его реализовать.

— Сбывается предсказание Андрея Клюева. В феврале он, один из первых, кстати, заявил, что оппозиционность для Партии регионов невозможна, слишком много в ней представителей крупного бизнеса.

— Клюев — не оракул, чтобы заниматься предсказаниями. Он занимается политикой. Да, я помню эти слова, вот только трактую их несколько иначе. Действительно, партия, в которой так много деловых деятельных людей, в оппозиции долго быть не может. Скоро она вернется к власти. Это и есть политика.

— В свое время общепризнанной оппозицией, а на самом деле — удобным спарринг-партнером для власти были коммунисты. В свете последних событий у многих экспертов складывается впечатление, что теперь место этого самого «партнера» занимаете вы. Власть просто «назначила» ПР оппозицией.

— Что свидетельствует о таком «назначении»? Нас что, преследовать прекратили? Закрыли все сфабрикованные уголовные дела? Может, мы выдвинули на руководящие посты каких-то своих кандидатов и их успешно назначили на должности? Или та же «Наша Украина» перестала очень «лестно» о нас высказываться? Другое дело, что многим очень досадно, что именно «Регионы...» стали настоящей, хотя и вынужденной оппозицией.

— Это вы на эсдеков намекаете? Оппозиционного союзничества у вас с ними так и не получилось...

— Ну, это вы намекаете. Политика — это действия, а не намеки. Мы не исключаем возможности дальнейшего взаимодействия со многими политсилами; готовы синхронизировать свои действия по ряду направлений, в том числе и с эсдеками, но участвовать в выборах все равно станем только самостоятельно. Наше сотрудничество возможно не на организационном и технологическом уровне, как случалось ранее, а на идеологическом, политическом, если их цели будут благородны, а значит, совместимы с нашими. «Развода» не было, ибо не было «обручения». Партии двигаются каждая своей дорогой. Это объективная необходимость, и все это понимают. Просто тема непростых взаимоотношений ПР и СДПУ(О) обсуждается настолько давно и подробно, что это уже просто стало политическим десертом для любого более-менее объективного аналитического обзора событий.

— В чем, по-вашему, разница между синей и оранжевой оппозицией?

— Перейдя из оппозиции во власть, «оранжевые» остались верны своим доблестным методам работы, риторике, линии поведения. Подобная экстраполяция методов оппозиции на власть, мягко говоря, губительна как для них, так и для государства. Мы же, пройдя ряд испытаний, теперь абсолютно точно знаем, что эффективно делать в оппозиции, а что эффективно делать во власти. Во сто крат лучше, когда оппозиция чувствует ответственность как власть, нежели власть безответственна как оппозиция.

— Не опасаетесь, что оранжевая оппозиция изрядно «пройдется» по вашему электорату?

— Наш электорат для чужаков непроходим. Лично мне неизвестен ни один документ, ни одно высказывание представителей того же БЮТа, подтверждающее их попытки противопоставить себя Президенту. Вспомните: разве они провозглашали себя оппозицией? Одно дело — желание, другое — возможности.

— Однако именно членов «оранжевой команды», из разных ее лагерей, прочат вам в политические союзники уже после марта 2006-го.

— Вы правильно сказали: не нас прочат в союзники, но других участников кампании — в союзники к нам. Значит, именно ПР станет ядром будущей правительственной коалиции. Более подробно описывать ее конфигурацию за четыре месяца до самих выборов считаю преждевременным и авантюрным. Мы на этот счет уже имеем негативный опыт. Случалось ведь: называем человека, а он потом «вдруг» от этого отказывается, уверяет, будто бы к нему и не обращались даже.

Грядущая кампания специфична, как известно, тем, что украинцам придется выбирать не столько между партиями, сколько между потенциальными премьер- министрами. Но мы, в отличие от того же БЮТ, умеем соотносить желаемое с действительным. Не разочаруемся сами, не разочаруем своих избирателей.

— После подписания меморандума против вашей политсилы вряд ли станут применять админресурс...

— У нас есть желание и возможность провести кампанию исключительно в правовом поле. Мы очень жестко будем реагировать на любые нарушения, совершенные по отношению к кому бы то ни было из граждан, независимо от того, какие политические взгляды они разделяют. Думаю, нам удастся пройти эти выборы без потерь.

— Это правда, что после «перемирия» с Президентом В. Ющенко для В. Януковича, равно как и для Р. Ахметова в Москве закрыты все двери?

— Напротив, для тех, кто влияет на власть, заставляя ее быть демократичнее и принимать правильные решения, двери и на запад, и на восток открывают шире.

— Как развивается внутрипартийная дискуссия касательно смены лидера? По нашим данным, многие высказываются за то, чтобы использовать Януковича как «тягач» на парламентских выборах, а после прохождения в Раду — оттеснить на задний план.

— Да, быть лидером — тяжелый и повседневный труд. Нужно постоянно доказывать это свое положение. Виктор Янукович это делает. Объективная оценка его успешности — высокий рейтинг Партии регионов.

— Есть ли у ПР какие-то принципиально новые наработки для избирательной кампании? Что нового, кроме фигуры самого Януковича, вы предложите избирателю?

— Принципиально новые наработки есть. Мы приготовили немало интересных «изюминок», оригинальных «мэссиджей», как сейчас модно говорить, просто пока держим их в секрете. Они будут представлены с момента утверждения на политсовете, одобрения штабом.

— Сами все изобрели, или, может, российские политтехнологи помогали?

— Знаете, есть хирург, принимающий решение, а есть ассистент… Кстати, многие политтехнологи выведены из бригады и наблюдают со стороны, как студенты. Конечно, консультанты у нас есть, с большинством из них мы работаем давно, это известные украинские эксперты и специалисты. Причем помощь оказывается не только в вопросах избирательных кампаний, но и, скажем, деятельности парламентской фракции ПР.

— Будут ли у вас в списке новые лица? Чем удивит первая пятерка-десятка ПР и будет ли в ней Борис Колесников?

— Новые лица появятся обязательно. Что касается Бориса Колесникова... Нам, партийцам, его участия на передовых позициях, безусловно, хотелось бы. Мы ему обязательно предложим, почти наверняка — вынесем вопрос на рассмотрение съезда. Окончательное решение — за ним самим.

Ксения ВАСИЛЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ