Украинцы всего мира собираются на свою Большую Раду в эпицентре их естественного притяжения — столицы Украины. Это уже третья встреча такого выдающегося масштаба. I Всемирный форум украинцев состоялся в Киеве 21 — 24 августа 1992 года. Второй — 21 — 24 августа 1997 года. Нынешний III Всемирный форум украинцев будет проходить с 18 по 20 августа, накануне 10-й годовщины Независимости Украины. Форум, инициаторами которого являются Украинский Всемирный Координационный Совет и Секретариат общества «Україна — Світ», украсит также заключительный концерт Фестиваля искусств украинского зарубежья «Український спів у світі».
Каждому, конечно, бросается в глаза традиционная уже неразрывность этих событий, заметное подтягивание одного к другому. Так оно и есть на самом деле. Для этого, вне всяких сомнений, есть организационные, финансовые и политические мотивы. Зарубежные украинцы причастны к Независимости так же, как и те, которые «безвыездно» проживают и трудятся на родных землях. Прежде всего потому, что все они, за небольшим исключением коренного населения некоторых стран, своим происхождением обязаны Украине. Но и те, и другие остались в подавляющем своем большинстве неравнодушными к ее судьбе, воспитали целые поколения в духе уважения к нашему краю, оказывают посильную помощь в строительстве нашей государственности. И все же праздник есть праздник. Он накладывает свой отпечаток на характер разговора, определяет его «температуру». Это ощущают и организаторы, обещая «избегать парадности, сделать Форум интеллектуально плодотворным, взвешенным в оценках достигнутого».
Предусматривается, что в Форуме, согласно согласованным квотам, примут участие 600 делегатов (300 из-за границы — от приблизительно 250 украинских организаций и 300 — от Украины) и 1500 гостей, среди которых немало выдающихся личностей, хорошо известных в Украине и за ее пределами. 300 зарубежных делегатов поровну будут представлять «западную» и «восточную» диаспоры.
Эти три массива — Украина, Восток и Запад — довольно условно, конечно, будут отражать геополитическую реальность расселения украинцев, их искусственное историко-географическое деление. Более важно то, что духовно — в отношении к Украине — они едины. Поэтому и поддерживают земляческие и различные профессиональные связи с родным краем. Но при всем желании нельзя обойти новые тенденции, которые очевидно будут отмечены отечественными и приезжими аналитиками: центростремительные и центробежные движения. Приятно было наблюдать, как в первые годы независимости люди потянулись к родным истокам, изучали возможности возвращения на Родину, сокрушенно переживали законодательный вакуум в отношении этого. Переживали и представители творческой интеллигенции, которые успели сдружиться с диаспорой и выступали едва ли не единственными ее полпредами в Украине. Как люди эмоциональные, они требовали, чтобы государство выступило организатором немедленного и массового переселения украинцев назад в Украину. Такие популистские идеи относительно «реэмиграции», не подкрепленные экономическими расчетами, звучали даже на заседаниях оргкомитета по вопросам подготовки I Всемирного форума украинцев 1992 года. И связаны они были с эйфорией первых лет самостоятельного существования, когда еще не пришло осознание классического опыта распада империй: полноценная независимость может быть только тогда, когда ее политическое провозглашение идет в паре с экономической самодостаточностью.
Но впоследствии настроения стали меняться. Программы «Повернення», там, где они были созданы, уже мало кто и вспоминает. Тем более, что появился нарастающий встречный поток: представители самых разнообразных профессий сравнительно богатой когда-то Украины, которая неожиданно и неоправданно обеднела, опять начали искать «забугорного» счастья, но уже не только на протоптанном Западе, как это было на рубеже ХIХ — ХХ веков, но и на более богатой постсоветской «периферии», прежде всего в соседней России. В места, куда раньше высылали, идут добровольно. Представить большего позора для потомков вольнолюбивого и гордого казачества просто невозможно. Шкала ценностей полетела прахом. Более чем 50-миллионный народ уже не досчитывается миллионов своих соотечественников. Никаким лжепатриотичным морализаторством этого не остановишь. Остановить можно только успешной, социально ориентированной экономикой. Это теперь знают все. И хочется верить, что первые, широко тиражируемые сообщения о сдвиге в этой сфере показывают действительно переломный момент в нашем движении вперед, в реализации красивого лозунга «Все для человека, все во имя человека». Хотя он и исчез с рекламных щитов и плакатов, но его всегда модные декларации присутствуют практически во всех программах — и властных структур, и тех, которые рвутся к власти.
Под обвальным давлением трудностей на земле родителей в мировом украинстве все как будто «раздвоилось». Даже ностальгия. В эмиграции испокон веков, «генетически» тосковали по Украине. Теперь в Украине значительная часть «внутренних эмигрантов» тоскует по Советскому Союзу. Кое-кто откровенно проклинает «восстание лучших друзей Горбачева» и его личную капитуляцию. Разруха, как известно, никогда не вдохновляет на оптимизм. Но то, что у многих даже патриотически настроенных людей опустились руки, также поражает. Кого больше: оптимистов или пессимистов, трудно сказать. В декабре 1991 года все было ясно. Более 90 процентов населения проголосовало за Независимость. И сейчас, если подумать, большинство сделало бы так же, так как продержались целых десять лет. В плане ис т о рической дистанции это, безусловно, мало. А вот со стороны житейских позиций — это все-таки расстояние довольно приличное. Особенно для тех, кто уже пережил эпоху «счастливого будущего» и собрался с духом, чтобы еще десять лет слушать обещания о еще лучшем будущем, было далеко не просто. А еще труднее рассказывать об этом детям и внукам, которым поневоле придется расплачиваться уже в следующий десяток с лишним лет за долги своих, якобы оказавшихся не на высоте, родителей. Поэтому воистину справедливая, благородная обида разъедает душу очень многих моих сограждан: они «заработали» Независимость, да вот беда — заработки потеряли.
Так страна большой мечты и огромных возможностей превратилась в сплошную страну критиков. От доярки до академика, от сторожа и вплоть до «эй вы там, наверху» все и всех распинают. Нет, правда, самокритики. Так, может, в этом дело? Если уже кто нанялся «тянуть плуг», то отчитайся, почему только царапаешь. А не можешь — уступи место. Однако что-то и в отставку никто не рвется. А критика, слава Богу, процветает. Сначала ругали коммунистов, потом — демократов, депутатов, впоследствии разобрались, что во всем виновны американцы: одного украинского премьера держат в тюрьмы, а второго, говорят, едва не завербовали в шпионы.
Неоднозначное отношение в обществе и к таким мероприятиям как Всемирный форум. Одни активно поддерживают, другие сомневаются в их целесообразности, считая такую форму сотрудничества с диаспорой ценной, но малоэффективной. Мол, после пылких речей и дискуссий все забывается, высокие чиновники меняются, меняются и приоритеты. Конечно, взаимная деловитость и дисциплина — залог успеха любых отношений, и здесь не о чем говорить. Что же касается самой идеи форумов (конгрессов, съездов), то, на мой взгляд, к ней нужно относиться положительно. Не берусь настаивать на корректности своего сравнения, но сошлюсь на опыт ООН, который является общей и доступной трибуной всех стран и народов. Мировое украинство должно иметь такую трибуну для обсуждения своих специфических проблем в контексте сотрудничества с Украиной. Возможно, стоит напомнить, что даже в военном 1944 году советское правительство при учреждении в Украине Министерства иностранных дел работу с зарубежными украинцами определяло как одну из основных задач. Независимость Украины поставила вопрос контактов с украинцами за рубежом в ранг приоритетов государственной политики. Это особо отмечалось во время Конгресса украинцев бывшего СССР, который состоялся в январе 1992 года и предшествовал нынешней традиции проведения Всемирных форумов. Следовательно вопрос должен ставиться не в плоскости нужно или не нужно, а как разумно использовать этот естественный резерв украинской всемирной солидарности. Не случайно же польские лидеры еще с коммунистических времен заявляли: «Польша — родина всех поляков». Интересен в этом отношении и венгерский опыт. Народ, который не уважает своих сынов и дочерей, где бы они не проживали, не уважает себя самого.
Живуча еще и идеологическая предубежденность. Только вышел после прошедшего форума из дворца «Украина», как навстречу хороший знакомый, спрашивает, как полагается, откуда иду, и вдруг как взорвется: «И это ты — с теми бандеровцами!..» Неблагодарное дело объяснять, что это тот уникальный случай, когда кроме бандеровцев, там полно коммунистов и всяческого беспартийного люда. Это все равно, что обвинять Симоненко или Крючкова за то, что они сидят вместе со Славой Стецько в Верховной Раде. К сожалению, в сознании многих бандеровцы, националисты — это все те, кто «выпадал» из коммунистического большинства, к которому автоматически зачислялось все общество. Я вообще считаю, что таким образом мы лишь набиваем цену тем или другим политическим силам, несоразмерно, или неадекватно, как теперь модно говорить, оцениваем их значение и роль в историческом процессе. Не помешала бы нам некоторая трезвость.
Главной целью всех форумов, как бы ее не формулировали всякий раз, объективно была и является духовная консолидация украинцев всего мира в интересах возрождения, сохранения и приумножения национально-культурных традиций своего народа, содействие строительству его государственно-созидательного потенциала, упрочению позиций украинских организаций в странах поселения, а Украинского государства — в мировом сообществе.
Вряд ли есть такой украинец, который бы не хотел добра своей Отчизне, не задумывался над ее судьбой. Ради нее, ради каждого из нас, общество вынужденное поддержать минимальные ростки всего государственнического, созидательного, направленного на улучшение реального, а не виртуального (до чего же отвратительное слово!) благосостояния горожан и крестьян. Нужно мобилизовать все свои кадровые, материальные, научные и информационные возможности, чтобы сломать сопротивление консервативных сил, покончить с бесконечным плачем чиновников об отсутствии средств, тогда как наиболее выдающиеся из них систематически пополняют иностранные банковские «отстойники» за счет нашего, почему-то бедного государства.
Как это сделать?
Было бы замечательно, если бы участники Форума, анализируя отечественный и мировой опыт, подсказали, как эту прекрасную риторику как можно быстрее воплотить в жизнь. Чтобы не было необходимости часто говорить о Независимости, а быть просто независимыми. Независимость декларируется один раз, независимыми хочется быть всегда.