Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Размышления об объективной реальности

1 декабря, 1999 - 00:00

Наверное, многим известна древняя библейская легенда о царе Ироде. Будто бы, узнав о рождении маленького Христа и о его миссии, царь отдал приказ убить всех младенцев на своей земле, надеясь таким радикальным образом решить проблему власти. Легенда утверждает, что даже собственного сына не пожалел. Но... пришла Большая Черепаха и съела Ирода.

По-черепашьи медленно меняется общественное сознание — феномен, который единственный реально создает полотно истории. Я так утверждаю, потому что не верю в героев, которые вроде бы творят историю. Вокруг них подняли много шума. Но кто эти герои со стороны, так сказать, личностного подхода. Разве герой такого сорта сознательно не противопоставляет себя толпе с соответствующим пафосом самодемонстрации и самолюбования? Как минимум, это указывает на низкую самооценку. Человек, очевидно, недостаточно любит сам себя, сказал бы психолог. Так о каком гуманизме можно говорить, если человек неспособен любить даже себя. Особенно в контексте христианской морали: люби ближнего как самого себя.

Много шума подняла ситуация выборов. А в результате — немало разуверившихся, разочаровавшихся в собственном народе, который, очевидно, слишком легко поддается манипулированию. Выборы наглядно, до непристойности продемонстрировали состояние общественного сознания украинцев. Возможно, мы еще не выросли, чтобы быть полноценным зрелым народом, нацией. Возможно...

Мне не нравится этот избыток пессимизма. Потому что не все так просто. С точки зрения диалектиков, и в самом плохом есть крупица надежды. Такова природа вещей.

В менталитете украинцев выделяют не очень приятные черты: консерватизм, крайний индивидуализм, пассивность, трусость. И это проявилось сполна. Не умеют даже правильно распорядиться подаренной судьбой независимостью. Можно прицепить ярлык пренебрежения или попробовать ответить на вопрос: «Почему мы такие?»

Например, стоит ли обвинять рядового украинца в том, что он не верит, что вроде бы кто- то когда-то будет о нем заботиться. Ведь у этого рядового украинца просто нет опыта такой заботы, нет положительного исторического опыта. Украинцы не верят абсолютно обоснованно в добро «сверху», но хитросплетения и происки путем манипуляций «сверху» изучили хорошо. Пережили разные вариации на тему зла: войны, голодомор, геноцид. Значит, соображают они, имеем сегодняшнюю действительность, вчерашнюю и можем иметь что-то худшее. Вот такой выбор. Поэтому и выбирали знакомое сегодняшнее и знакомое вчерашнее. Своеобразное логичное решение, верное с позиций житейской мудрости.

Много рассказывают о демократии, преимущества которой еще никто не почувствовал. Ведь говорить можно сколько угодно, а нужно, чтобы нашелся кто-то, кто покажет, продемонстрирует на собственном примере ценность демократии. Ф.Ницше когда-то убеждал, что «мир вращается не вокруг изобретателей нового шума, а вокруг изобретателей новых ценностей, и неслышно вращается он».

Господи, украинцы — умная нация и достаточно образованная. Это вроде бы признают все. Кстати, эти два фактора, очевидно, делают невозможными некоторые прогнозы о том, будто бы нас ожидает колониальное будущее этаких дешевых рабов на черноземных плантациях. Нет, эту ментальную черту — высокий интеллектуальный потенциал — невозможно быстро стереть с лица народа. Не помогут примитивные заграничные боевики, шокирующие своей глупостью телепередачи в лучшее эфирное время, засилье дешевой нетребовательной прессы, не помогут «интеллектуалы»-политики, о которых народ анекдоты сочиняет, и многие другие «высокопробные» явления.

Как можно вообще надеяться на демократические реакции со стороны народа, когда СМИ — органичный оплот демократии — в большинстве своем оказались не способны на них. Народ не виноват, что довольно умен, чтобы почувствовать постоянную необъективность наших СМИ, определенную направленность. Тем более, что это все давно знакомо.

Парадокс, но люди нередко ощущают настоящий информационный голод. Люди иронизируют над примитивизмом прессы и телевидения, давно переболели мыльными операми, очень точно анализируют отрицательное влияние агрессии и неестественности с телеэкранов на детей, молодежь. Спросите у любой бабушки с улицы...

Кроме того, информационная недостаточность легко заводит людей в состояние фрустрации. Слишком мало информации, чтобы сориентироваться в критической ситуации. Именно фрустрация вызвала такую «чисто украинскую» пассивность, гражданскую апатию, страх ожидания худшего, которые повсеместно наблюдаются сегодня. Следует отметить, что фрустрация — болезнь, а не ментальная особенность нации. Довольно быстро лечится. Нужно только, чтобы впереди загорелся пусть маленький, но реальный маячок надежды.

По-черепашьи медленно трансформируется общественное сознание народа. Не нужно поднимать много шума. Лучше будем говорить о подлинных ценностях в контексте интеллектуальной состоятельности украинских людей. Но следует помнить, что неожиданно, когда уже, кажется, все учтено, может прийти Большая Черепаха и кем-то поживиться.

Ирина КОТИК, психолог с. Роскошная, Киевская обл.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ