Материться на политиков в Украине дело благодарное. Во-первых, прекрасный способ коммуникации с малознакомыми людьми. Разговор, точнее ругань, поддержит кто угодно.
Во-вторых, прихоти природы не так раздражают. Ну что они по сравнению с политическими?
Большинство украинцев уже определились со своими героями и антигероями. И только горстка аполитичных граждан и гражданок упрямо твердят: все они — мудаки!
Почему? А потому что политики. Тоже вариант…
Украинцы слишком интересуются политикой. Уверена, это любопытство — постсоветский синдром. Украинцы до сих пор уверены, что государство им должно. Государство в лице президента, премьера, депутатов и всей этой кучи братьев Карла Маркса.
Украинцы ждут от верхов решения своих насущных проблем, поэтому так придирчиво присматриваются к своему Олимпу.
Ну так что, граждане, что там наверху? Вопросы решаются? Пенсии, зарплаты, медицина, образование? Есть прогресс? Нет? Несмотря на прикованное внимание, отсутствие сна и аппетита? Бывает…
Здесь один знакомый политдеятель спрашивает у меня: «Ну так что, проголосуешь за меня?». «Нет», — говорю. Он мне: «Что тебе, жалко?»
Сразу вспоминаю любимого Подервьянского: «Широко расставленные рыбьи глаза Петренко тем временем изучали окрестности. Оценив обстановку, он нежно наклонился к девушке и неожиданно громко произнес ключевую фразу: «Идем по…сь!» Если это сразу не действовало, то Петренко выдавал еще одну домашнюю заготовку: «Ну что тебе, жалко?» Этот довод казался убедительным, и пара исчезала в кустах»…
Действительно, мой знакомый симпатяга-политдеятель был откровенен со мной. Уверена, что большинство украинских политиков именно так и думают.
Потому что даже и не предполагают, что люди, голосуя за них, в первую очередь уполномочивают их решать общественно важные проблемы. А не проблему трудоустройства генеральных прокуроров или вопрос приватизации Укртелекома.
«А какой мне толк, если ты зайдешь в парламент?», — спрашиваю я у знакомого. «А от других какой?» — спрашивает он. Тоже правда. Ссылаюсь на аполитичность и иду себе прочь. Учиться дискутировать. Или хотя бы придумать себе перечень требований к политикам.
Требования к политикам каким-то странным образом трансформируются в требования к самой себе. Вот разве что качество дорог… Так воруют… Куча дорогущих автомобилей с госномерами? Так воруют… Какие-то заоблачные виллы на Киевщине с политжителями? А что мешает иметь такие же? Нужно идти в политики, будешь иметь. Не хочешь, так и сиди в своей лачуге, телевизор смотри. Все просто.
Приехал знакомый, только что пообщавшись с нашим бывшим, а теперь американцем. Тот говорит, что украинцы слишком драматизируют ситуацию. Сегодня, мол, в Украине наиболее рентабельным бизнесом является ликвидационный.
Поэтому в селах стоят разваленные коровники, а заводы сдают под склады для китайского барахла, а по соседству — дворцы. Потом будете отстраиваться. Ничего страшного в этом нет.
В обществе всегда есть прослойка граждан, которые хотят быть сверхбогатыми. Хотят и действуют. Потому что одного хотения мало. В условиях недоделенных ресурсов политика является самым рентабельным бизнесом.
Если было бы иначе, все эти «любі друзі» и друзья-партнеры, были бы не в парламенте с all inclusive, а где-нибудь в другом месте. А пока большие деньги будут делаться в политике, вся эта стая будет жить с депутатским значками или будет ходить на работу на Банковую и Грушевского.
Возникает вопрос: кто из нас умный — они или мы?
Кажется, что они. Потому что это же они все поняли и действуют в соответствии с обстоятельствами. А мы что-то никак не поймем. Вроде бы и наш, оранжевый, а ворует, еще и тупо ворует. Что уж там говорить о белых и голубых.
Они действуют в соответствии с инстинктами. Мы — в соответствии с рефлексиями родом из прошлого. В прошлом нас приучили, что Ленин не спит и даже в туалет не ходит — потому что у него нет времени, работает на благо революционной Родины.
А теперь мы надеемся, что и Ющенко с Януковичем не будут спать и не будут ходить, потому что народу трудно. Они, надеемся, думают о нас. Ну так ведь, откровенно, надеемся? Ого, еще и как!
Звонит по телефону мама: «Как здоровье?», — спрашиваю. А она мне: «Какое там здоровье?! Давление зашкаливает. Ну как можно быть здоровой, когда этот Мороз такое творит! Не хочет из парламента уходить, чтоб ему…» А вот если бы моя мама знала, сколькие ждут этого места главы парламента, а какие дивиденды, то наверное, поняла бы Мороза. Объясняю, она слушает, и беспомощно спрашивает: а что же делать?
Советую выключить телевизор и выйти во двор. Не срабатывает…
Сидим возле телевизоров и внимательно слушаем. Чтобы услышать такое знакомое: «Правительство не допустит повышения цен на горючее».
А с какого такого дива оно не будет допускать? А кто владеет украинскими НПЗ? А кто продает горючее? Какие-то дяди с Марса? Да нет, вроде бы.
Так что, будем наблюдать за публичным харакири, как должностное лицо Иванов сам себе прибыль урезал? А горючее себе дорожает и дорожает… Несмотря на правительственные обещания. Потому что свой Бриони ближе к телу, чем чужая фуфайка.
Меня спросят: что, по-твоему, кухарка должна управлять государством? Не знаю, должна ли, знаю, что уже управляет. Ну, может, не кухарка, а представители какой-то другой родственной профессии…
И что самое интересное, неплохо получается. Потому что в их мировосприятии управлять государством — это царствовать. Так и кухарка сможет, нет вопросов.
На днях поехала в село, в Черниговскую область. Село в советские времена было очень богатое. Сейчас как везде. Рассказывают, продавали старые трактора, один взял, починил, довел до ума.
Теперь обслуживает все село. Люди злятся, вот кулак! Сами поотдавали свои паи пану одному (кстати, у этого пана есть звание Героя Украины!), а он им-где-то по 400 долларов пшеницей или кукурузой в год за аренду пая.
А они ему еще и свои молочко и скотину сдают по ценам, понятно, намного ниже рыночных. Почему? А потому что нет асфальтированной дороги. Всего только 9 км. А так бы сами в Киев возили.
Тот, что комбайн взял, предлагает — хлопцы, давайте всем селом дорогу проложим, нужно газ проводить. Покивали, разошлись. Деньги выделили на газ, председатель сельсовета украл.
Кого в следующий раз председателем выбрали? Того же самого, который украл. А почему, спрашиваю? А потому что тот Герой Украины так приказал.
«Он сам за Ющенко, за наших, — говорят крестьяне. — Вся беда Украине от Януковича». А в этом году председатель сельсовета детсад продал. Продал и пропил, потому что пьяница.
Здесь еще интересная одна история. С другого конца Украины — Крыма. Выбрали горожане, жители маленького городка молодого человека мэром. Тот пару-тройку гектаров земли крымской продал и провел газ, починил водопровод. А тут милиция местная подоспела со всей контролирующей братией.
«Что за безобразие, где деньги взялись? Почему народным имуществом торгуешь?» «Торгую, — говорит городской глава. — А где деньги иначе брать?». Хотели посадить. Свои отвоевали. Чуть ли не с палками на милиционеров бросались.
«Где ты был, когда я в холодную зиму своих стариков похоронила, потому что замерзли и дуба дали? Где ты был, когда мы в туалет в полиэтиленовые пакеты ходили и в окно бросали, потому что трубы вместе с унитазом полопались? Убирайтесь отсюда…» Вроде бы отвоевали.
Какова мораль моих баек? А это уже для каждого своя. В зависимости от того, кому за кого голос отдать «не жалко». Все равно детсад пропьют. Разница — в тостах.
Но прогресс есть, и он несомненный. И совсем я не согласна, что в стране кризис. Наоборот, Украина и украинцы переживают лучшие времена — времена прозрения. Когда людям становится действительно ясно ху из ху.
А как говорят наши восточные соседи: предупрежден, значит вооружен. Я думаю, еще немножечко политических шоу, и моя мама таки выключит телевизор и пойдет гулять во двор, и давление стабилизируется.
Любую драму стоит довести до фарса. Тогда она перестает быть драмой.