Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реалии призыва

Пока правовой нигилизм будет доминировать в головах украинцев, сильное войско не построим
19 апреля, 2019 - 12:00
«НА ФРОНТ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Каждый призыв на срочную военную службу освещает немало проблем, связанных с обороноспособностью Украинского государства. Главная — нежелание молодых и физически здоровых украинцев защищать родную землю.

«ЗАЧЕМ НАМ ТА АРМИЯ?..»

На днях пообщался с двумя киевлянами — 22-летними Анатолием и Петром. Обоих Господь Бог не обделил здоровьем, и они являются потенциальными воинами-срочниками: никаких правовых оснований для освобождения от военной повинности, отсрочки у них тоже нет. Я поинтересовался у них, не собираются ли в войско, — мол, призывная кампания в разгаре.

— Как бы там ни было, а мы не собираемся служить, — услышал в ответ.

 После общения с ребятами провел мини-исследование среди их ровесников, интересуясь их отношением к выполнению своего конституционного долга. Из 100 опрошенных всего лишь... 8 выразили желание «честно отслужить», еще 27 признались, что не будут «прятаться от армии». Зато 65 признались, что «в любом случае не будем служить».

Из этих 65 человек 20 уже имеют заблаговременно заготовленные справки о «крайне плохом состоянии здоровья», а у 40 есть загранпаспорта, и они во время «Ч», то есть после получения повестки, готовы «смотаться в Польшу на заработки». Узнав, что нужно будет проходить медицинский осмотр непосредственно на призывном участке, парни, не моргнув глазом, ответили, что «безвыходных ситуаций не бывает».

«Зачем это мне нужно?», «Пусть другие строят генералам дачи», «Лучше в Польшу на заработки» — вот неполный перечень оправданий абсолютного большинства граждан, которых можно призывать.

РЕСУРСА ДОСТАТОЧНО. ЖЕЛАЮЩИХ СЛУЖИТЬ МАЛО...

Кабинет Министров Украины определил количество украинцев, которые должны быть призваны на срочную военную службу этой весной: 18 752 человека. Из них 9 тысяч будут служить в Вооруженных силах, 5 152 — в Национальной  гвардии, 4 тысячи пополнят Государственную пограничную службу, а еще 600 — специальную службу транспорта. Учитывая численность населения Украины, проблем с призывом, казалось бы, не должно быть. Но их столько, что хоть отбавляй. Главная — нежелание молодых людей служить. Поэтому  офицеры военных комиссариатов  иногда вынуждены прибегать к сомнительным методам работы.  Прошлой осенью, например, они совместно с полицейскими задерживали юношей призывного возраста в разных общественных местах и, доставляя их в райотделы полиции, выясняли, подлежат ли они призыву. О такой «охоте»  узнала вся страна — и соцсети взорвались  гневом многих украинцев. А отдельные политики в прямых эфирах начали сравнивать действия офицеров с действиями немецких фашистов в годы Второй мировой войны, которые насильственным путем отправляли украинцев на принудительные работы в Германию!..  Впрочем, чего не скажешь ради дешевого пиара? Но как бы там ни было, а это является грубым нарушением действующего законодательства. Однако, как говорится, есть и другая сторона указанной проблемы.

«Каждой весной и осенью мы получаем распоряжения Генерального штаба, согласно которым и призываем в войско, — рассказывает знакомый офицер. — И мы должны их выполнять несмотря ни на что. Каждый военный комиссар знает, что в случае невыполнения со стороны высших командиров и начальников по отношению к нему могут последовать так называемые оргвыводы, вплоть до увольнения с занимаемой должности. Никто и никаких оправданий слышать не хочет. И понять наших руководителей-генералов, которые отвечают за комплектование войска и — по большому счету — национальную безопасность и оборону государства, не сложно. Поэтому, как видите, не от хорошей жизни мы вынуждены прибегать к таким шагам».

Кстати, тогда в Генеральном штабе ВС Украины осудили подобные прецеденты. В частности, начальник Главного управления персонала — заместитель начальника ГШ ВС Украины генерал-лейтенант Артур Артеменко заявил, что «ресурса для отправления в войско достаточно, а все должностные лица, причастные к подобным безобразиям, будут наказаны». Слова пана генерала вызвали в соцсетях шквал оваций. Действительно, разве можно не согласиться  с ним? Мы живем в цивилизованном обществе, стремимся развивать правовое государство, и такие прецеденты выглядят не иначе как средневековая дикость. Но, вместе с тем, не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. По крайней мере людям, далеким от проблем проведения призывных кампаний. И вот почему.

Относительно ресурса. Да, он вполне достаточен для комплектования нескольких десятков полнокровных дивизий. Например, в 2018 году пригодными к военной службе — по состоянию здоровья — были признаны около 420 тысяч молодых людей — 86 процентов из числа тех, кто явился в военные комиссариаты. И это при том, что проигнорировали вызовы десятки тысяч. Но быть физически здоровым и желать отслужить 1,6 года — это, как говорят в Одессе, две большие разницы: получив вердикт о своей пригодности, многие парни «забывают» дорогу в призывные участки. В 2018 году, например, и после дополнительных медосмотров в государственные медучреждения не вернулись почти 11 тысяч юношей: большинство из них были признаны здоровыми. Поэтому, зная о возможности оказаться в армии, не стали лишний раз подвергаться «опасности». Не следует забывать и о том, что, согласно нашему законодательству, право на отсрочку или вообще освобождение от прохождения срочной службы имеют около 30 категорий граждан Украины!.. А если принять во внимание еще и армию злостных уклонистов, то не стоит удивляться, что в течение всех 27 лет существование независимого Украинского государства каждая из 52 проведенных за это время призывных кампаний вызывает у офицеров комиссариатов головную боль.

«Осенью прошлого года мы вызвали 3 847 граждан призывного возраста. Вместо этого явились всего лишь 1 512, — говорит военный комиссар Святошинского в городе Киеве районного военкомата полковник Вадим Лихтин. — Подобная ситуация возникла не вчера и даже не позавчера — она существует давно. Бытует мнение, что призывом граждан занимается исключительно Министерство обороны, а осуществляется он непосредственно военкоматами, да еще и  на основании  ведомственных директив. Но это совершенно не так: призыв регламентируется действующим законодательством Украины, а  проводит его ни кто иной, как Украинское государство:  призывные комиссии возглавляют не комиссары, а заместители председателей районных или городских госадминистраций. Военкомы являются всего лишь их членами. Но так уж исторически сложилось в нашем государстве, что всю ответственность за проведение призыва несут военные комиссариаты. Правда, государство предусмотрело за уклонение от службы ответственность: согласно Уголовному кодексу Украины, «уклонение от призыва на срочную военную службу карается ограничением свободы сроком до 3 лет». А нарушение призывником законодательства о военной обязанности и военной службе, как сказано в Кодексе об административных правонарушениях, «влекут за собой наложение штрафа от одного до трех минимумов доходов граждан». Повторное на протяжении года совершение нарушения... влечет за собой наложение штрафа от трех до семи необлагаемых налогом минимумов доходов».

Я поинтересовался у Вадима Федоровича судьбой тех 1 582 человек, которые злостно проигнорировали вызовы в призывные участки. И узнал, что ни один из них не понес никакого наказания. Святошинский район не является исключением, в других столичных районах такая же картина: осенью прошлого года в РВК не явилось более 80 процентов потенциальных воинов. А это десятки тысяч юношей!.. И никого из них отечественная Фемида не привлекла к ответственности.

До недавнего времени призывников вызывали по повесткам. И те, кто даже в страшном сне не мог представить себя в солдатской форме, всячески игнорировали их получение, избегая встреч с офицерами военкоматов. И те вынуждены были обращаться за помощью к правоохранителям, осуществляя «рейды» по квартирам и пытаясь вручить эти повестки юношам. Но очень редко кого заставали на месте. С недавних пор в действующее законодательство внесены некоторые изменения. По Закону «О военной обязанности и военной службе», каждый украинец призывного возраста, который еще не служил в армии, на протяжении десяти дней после объявления об очередном призыве должен добровольно прийти в военкомат.

Но прошлой осенью, например, в тот же Святошинский РВК никто не явился!.. Может ли парень, призванный на срочную, оказаться в районе проведения  Операции объединенных сил? — этот вопрос больше всего волнует родителей потенциальных солдат. Боязнь того, что они могут оказаться под российскими «Градами» и «Смерчами», вынуждает родителей искать для своих чад лазейки в действующем законодательстве, которые помогают избежать армейской службы. Впрочем, и сами ребята находят. Но зря.

«За 5 лет этой непровозглашенной войны, которая ведется против Украины, ни один солдат-срочник не стал их участником, — говорит начальник отдела комплектования и призыва — заместитель начальника управления призыва и комплектования Главного управления персонала Генерального штаба ВСУ полковник Валерий Дендебера. — Он может попасть только при условии, если сам выразит желание пойти на войну, подписав контракт с Вооруженными силами. А для того, чтобы юноша оказался в районе АТО, нужно согласие родителей. Других вариантов на сегодняшний день не существует».

«НАМ НУЖЕН РЕЗЕРВ В СОТНИ ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ...»

Кое-кто говорит, что призыв срочников пора давно отменить, мол, его нет ни в одной цивилизованной стране мира. Авторы таких утверждений лукавят или же, простите, являются невеждами в этой проблеме: он существует во многих государствах. А Украине он более необходим, чем кому-то другому, учитывая кровожадное государство-соседа: мы должны быть готовы к защите родной земли в любой момент. Следовательно, каждый физически здоровый гражданин должен пройти армейскую школу. И не с веником в руках, как это иногда бывает, а с автоматом или пулеметом, за рычагами танка или БМП. Лишь при таком условии в час «Х» этот гражданин не станет для врага мишенью на поле боя, а достойным противником, способным уничтожить агрессора. Сегодня в Украине сформирован резерв — 1-й и 2-й очередей. В них входят войсковики — участники АТО или ООС, а также те, кто отслужил срочную службу.

Вот как высказался по этому поводу знакомый полковник Генерального штаба: «Россия в любой момент может начать широкомасштабное вторжение в Украину. Да, численность их армии значительно превышает численность нашей. Но это нисколько не означает, что мы должны поднять руки. Вспомните, как  маленькая Финляндия сумела нанести огромные потери России. Почему? А потому, что ее граждане были готовы к такому развитию событий. И если мы будем иметь большой, хорошо подготовленный военный резерв, то подобная судьба может постигнуть Россию второй раз...».

Для решения проблем, связанных с комплектованием армии личным составом, вижу два пути. Первый — повышение уровня национально-патриотической работы среди молодежи, которая сегодня хромает на обе ноги. Второй — усиление ответственности за нарушение «призывного» законодательства. Пока правовой нигилизм будет доминировать в головах украинцев, сильное войско не построим.

Сергей ЗЯТЬЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ