Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ребрендинг армии

Актуальна новая идеология войска
1 февраля, 2018 - 19:07
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Преимущество над противником в войнах современного глобализированного мира достигается не только грубой силой оружия и имеющимися потенциальными запасами прочности отдельно взятой экономики. Незаурядное значение в настоящий момент приобретают каналы информационного предпочтения, влияния и идеологическая платформа, на которой стоит и куда с ней направляется государство и его армия. О том, что Украине не хватает именно идеологически-ценностной государственнической компоненты, начали говорить даже еще до момента обретения ею независимости. Актуальна эта задача и до сих пор. Правда, от признания идеологического вакуума, очевидно, из-за событий последних лет мы таки дошли до реальных дел. А их нужно сделать много. И среди них революционная по сути, но абсолютно эволюционная по механике воплощения идея, которую историк Василий Павлов очень точно назвал историческим ребрендингом Вооруженных сил Украины.

Василий Борисович в настоящее время является советником заместителя председателя Администрации Президента Украины и большую часть деятельности посвящает внедрению буквально тектонических сдвигов в национальной военно-исторической науке и в сфере, которую я назвал бы практической идеологией украинской безопасности.

СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ДОЛЖНЫ ОКОНЧАТЕЛЬНО ВЫТЕСНИТЬ СОВЕТСКО-ИМПЕРСКИЕ

По убеждению исследователя, утилитарный смысл идеологии военной истории в том, что она на поколение вперед должна определять координатную сетку системы «свой-чужой» для целой нации. Особенно для того ее класса, чьей профессией является защита государственного суверенитета. И именно ради этой цели все лето и осень 2017-го длилась работа над современной концепцией военной истории Украины. Но наработка концептуальных принципов — это полработы. Нужны профессиональные люди, которые координировали бы эту стратегическую эволюцию как системное явление. Иначе весь труд и усилия любой команды реформ, в частности и в секторе обороны, станут не иначе, как сизифовыми. Это задание и работа на десятилетия — и вряд ли ее способны адекватно выполнить выпускники советских военно-политических учебных заведений, среди которых много тех, у кого уже в независимой Украине заложили манипулятивные «ленинские» идеологемы. И здесь речь идет также о новых общественных традициях. Имею в виду то, что сейчас кое-кто празднование 14 октября, Дня защитника Украины, пытается превратить в своеобразный аналог того, что мы видели до недавнего времени ежегодно 23 февраля. Это буквально антиукраинский подход.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Утвержденный правительством 18 октября прошлого года план выполнения Стратегии национально-патриотического воспитания является частичным ответом на вопрос «Кто это будет делать?» Вчерашние школьники, сегодняшние курсанты военных (и не только) вузов завтра должны формировать повестку дня в государстве в соответствии с военно-историческим календарем, наполненным понятными для всех идеологическими украинскими маркерами, которые должны окончательно вытеснить советско-имперские.

— Медленно мы совершенствуем наш военно-исторический календарь, — говорит Василий Павлов. — А он четко указывает, что 4 декабря 1917-го Советская Россия напала на УНР и до 23 ноября 1921 года Украина воевала с большевистской империей. И потому Красную армию относительно Украины стоит позиционировать как оккупационную. Следовательно, весь период с 1921-го по 1991 годы является оккупацией Украины Советской Россией. Соответственно, служба украинцев в армии СССР является службой в оккупационной армии. Так они служили в армии Российской, Австрийской империй, Польше, вермахте. Когда мы четко признаем, что в настоящий момент у нас, как и когда-то, был и есть один враг, тогда появляется аспект маркеров и вопроса: «Как их продуцировать?». Есть множество вариантов. Например, в одном из зданий нынешнего Минобороны в 1853—1917 годах располагался Владимирский кадетский корпус. Здесь училось огромное количество интересных личностей. Из когорты его выпускников стоит выделить ключевые персоналии. Такие, как Евграф Крутень — военный теоретик, основоположник тактики истребительной авиации и публицист. Это третий воздушный ас по значению в Российской империи, автор первого в мире учебника по воздушному бою. Здесь учился военный теоретик Всеволод Петрив, генерал-хорунжий армии УНР, начальник ее Генштаба. И таких персонажей здесь много. В частности, Марко Безручко — будущий командир 6-й Сечевой дивизии Армии УНР, которая в авангарде польско-украинских войск взяла Киев в мае 1920-го. В 1931—1935 годах он возглавляет Украинское военно-историческое объединение Варшавы, редактирует и издает военно-исторический мемуарный сборник «За Государственность».

В военной академии в Одессе есть памятник Андрею Нилусу как первому руководителю Сергеевского юнкерского артучилища, но немногие знают, что генерал потом возглавлял артиллерию армии гетмана Скоропадского. И так по каждому заведению и военной части стоит проводить разъяснительную работу. Украинцы, к сожалению — и военные тоже, из этого всего знают непростительно мало. Сколько украинцев знает, что Петр Болбочан — человек, который освободил Левобережье и вернул Крым, учился в Чугуевском юнкерском училище? В том же здании в 1943 г. учредили Харьковское суворовское училище, которое впоследствии станет киевским. Но Болбочан вырос украинцем и воевал за Украину! Так же Скоропадский учился в Пажеском кадетском корпусе, но воспитание в семье привело к тому, что он стал лидером Украинского государства.

ПЕРВОЕ, ЧТО ДЕЛАЛА РОССИЯ, ВСТУПИВ В КРЫМ И НА ДОНБАСС, — ЭТО УНИЧТОЖАЛА УКРАИНСКИЕ УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ

Так получалось, что в военных заведениях бок о бок учились будущие враги. Это трагедия бездержавных наций, и не только Украины. В последний раз, как ни странно, она повторилась уже во время независимости — некоторые бывшие курсанты вузов силового блока теперь по разные стороны линии разграничения. Если взять условно период от 18-го века до 1991 года, то украинцы лишь в промежутке 1917—1921 и частично 1939—1954 годов воевали за собственные интересы. В остальное время они боролись за интересы чужих армий.

В начале ХХ века у «бездержавных» украинцев, таких как Евгений Коновалец и Мирон Тарнавский, воспитанных на принципах национальной идентичности в социуме, в котором они жили, возник сознательно искренний отзыв на безумную активизацию общественных организаций. На Надднепрянщине это было «Просвіта», на западных землях их было больше: «Січ», «Сокіл», «Пласт» и тому подобное. Этот украинский национальный ренессанс привел к тому, что по состоянию на 1917 год появилось огромное количество людей, готовых умирать за якобы не существующее государство. Советская империя, которая сразу превратилась в оккупационную машину, не могла победить это движение на протяжении почти четырех лет.

— Если бы таким же системным формированием идентичности занимались с начала 1990-х, то мы не знали бы масштабных проблем с внешними и внутренними угрозами государственности, с которыми сталкивались и сталкиваемся до сих пор, — констатировал исследователь. — Первое, что делала Россия, вступив в Крым и на Донбасс, это уничтожала украинские учебники по истории. Я уверен: фактически учебники по нашей истории для 10-11 классов сформировали ту молодую когорту добровольцев, готовых к сопротивлению. Теперь — опять экскурс в прошлое. Посмотрите, сколько внимания, ресурсов УПА уделяла идеологическому вопросу! Представьте, в каких условиях она боролась, и сравните с нынешними, несравненно лучшими. Приведу красноречивый факт. В УПА, невзирая на тяжелые условия, в старшинских школах преподавали предмет «История Украинского войска». В архиве СБУ есть учебники и конспекты лекций. Мы не обсуждаем их фактическое наполнение или методический уровень. И вот простой вопрос: «В каких современных военных вузах преподают историю украинской армии?». Ответ таков: ни в одном, кроме Национальной академии сухопутных войск, где с недавних пор внедрен соответствующий курс. И эти выпускники придут в армию только через четыре года. Но их ожидает большая миссия — участие в кардинальной идеологической перепрошивке армии. Следовательно, результата уже завтра не будет. На формирование групп влияния, как на продукт ежегодных интенсивных тренингов по идеологическим вопросам с офицерами и сержантами, уйдет время и немало усилий. Но, как показал научный аудит, у военной истории в этом аспекте огромный потенциал.

НОВЫМ ВОЙСКАМ — НОВЫЕ ПОЧЕТНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

— Как происходит присвоение новых почетных наименований военным частям? Я знаю, что вы непосредственный участник этой работы, — спрашиваю у собеседника.

— Медленно, но процесс идет, — отвечает Василий Павлов. — Например, через несколько недель после присвоения в прошлом году на День независимости 24-й механизированной бригаде почетного наименования Короля Данила, у меня состоялась встреча с ее активом. И я сразу заметил, с каким пиететом военные гордились, что стали королевской пехотой! То есть это идентичность, сформированная внутри бригады. Да, это звучит необычно, совсем отличается от того, что мы привыкли видеть в наименованиях частей последние почти сто лет! Так же они получили уникальный нарукавный патч (нашивку), что положительно восприняли офицеры и бойцы. Они гордятся тем, что именно от них стартует отсчет новой истории соединения. Только что сформировался этот бренд, наполненный уникальными знаками отличия, в бригаде начали забывать «краснознаменный» бэкграунд. Так же происходит и в славной 72-й бригаде, теперь имени Черных Запорожцев. Конечно, военные должны эти все инициативы переварить, привыкнуть к новым вещам — флагам, шеврону, лозунгам и тому подобное. И так будет происходить дальше, пока мы не проведем полный ребрендинг армии. Например, один из отдельных полков Сил специальных операций готовится получить почетное наименование Князя Святослава Храброго. Также нерядовое значение в этом деле имеет судьба поданного 22 января на рассмотрение Верховной Рады законопроекта о правопреемстве Украины относительно УНР.

По мнению историка, наша милитарная история нуждается в значительно лучшей популяризации. Ведь даже среди военных немногие знают точно историю боевого пути украинского десанта в 2014—2017 годах. Единицы даже танкистов скажут, что первым украинским боевым «панцирником» был Т-12, построенный в 1924 г. в Харькове. У нас до сих пор не хватает героизации украинских победителей в новейшей войне. Это и является идеологической работой, потому что любую нишу, которую не занимаем мы, занимает враг. И если мы не объясним нашу военную историю, то нам ее будут объяснять чужестранцы.

Точно так же стоит объяснять и смысл новаций, которые являются следствием изменений идеологических мейнстримов в государстве. Василий Павлов отмечает, что перед ребрендингом украинского десанта в десантно-штурмовые войска нужно было направить информационную разъяснительную волну, которая подготовила бы лучше идеологическую почву.

— Перед тем как в ноябре десант снял голубые береты и одел «марун», мы пытались объяснить сущность изменений на встречах в подразделениях. Часто они имели формат пылких дискуссий, — признает историк. — У нас была дважды «битва аргументов» в одном из батальонов 95-й бригады. На первой встрече мы друг друга буквально посылали, а дальше старшие бойцы сказали младшим: «Давайте помолчим и послушаем их». Медленно проснулась молодежь, проявила интерес к нашим идеям. Говорили долго. Хотя каждый практически остался при своем, но главное, что разговор состоялся. Потом я неделю ездил в поля, где бригада стояла, и мы опять общались. И чем дальше растолковывал идейную суть ребрендинга, тем чаще звучали вопросы: «Почему с нами так не говорили раньше?». Такие разговоры были и в других десантных частях. Возникали, конечно, и конфликты. Один боец говорил, что ни за что не будет снимать голубой берет. Несколько побратимов его поддержало. Выяснилось: парень пережил плен, где его за тот берет истязали. Как здесь быть? Что делать с личным ужасом и личной гордостью человека за то, что он все это смогла выдержать, вернуться в строй и продолжать воевать? Это тоже нужно учитывать. Следовательно, нам нужна стратегическая коммуникация с обществом и войском. Мы должны дать нашим только что созданным штурмовым частям новую, пропитавшуюся исторически правильным символизмом, идеологию. В частности, и новые обряды инициации. Например, гайдамаки в Холодном Яру святили боевые ножи и сабли на берегу Мотронинского пруда. Для украинского победителя это место почти святое.

На протяжении последних трех лет проведена такая работа по присвоению почетных наименований военным частям и подразделениям ВС Украины:

2015 год

— имя Героя Украины Ивана Зубкова присвоено 90-му отдельному аэромобильному батальону 81 ОАМБр

— имя Василия Никифорова, выдающегося украинского военного летчика, присвоено 299-й бригаде тактической авиации.

— имя Героя Украины Константина Могилко, полковника, военного летчика, который погиб, выполняя боевое задание в районе АТО, присвоено самолету Ан-30 (бортовой №86) 15-й бригады транспортной авиации.

— имя Героя Украины Дмитрия Майбороды, подполковника, военного летчика, который погиб, выполняя боевое задание в районе АТО, присвоено самолету Ан-26 (бортовой №35) 456-й бригады транспортной авиации.

2016 год

— имя Василия Никифорова присвоено самолету Су-27 (бортовой №50) 831-й бригады тактической авиации.

— имя Александра Белого, подполковника, украинского летчика, который погиб, выполняя боевое задание в районе АТО, присвоено самолету Ил-76МД (бортовой №76683) 25-й бригады транспортной авиации.

— имя Юрия Олефиренко, капитана 1-го ранга, командира 73-го морского центра специальных операций, который героически погиб в районе АТО, присвоено среднему десантному кораблю 5-й бригады надводных кораблей.

2017 год

— имя Черных Запорожцев присвоено 72-й ОМБр.

— имя короля Данила присвоено 24-й ОМБр.

— почетное наименование «Броды» присвоено 16-й отдельной бригаде армейской авиации.

— почетное наименование «Сіверська» присвоено 1-й отдельной танковой бригаде ВС Украины.

— почетное наименование «Кам’янець-Подільська» присвоено 48-й инженерной бригаде.

2018 год

— почетное наименования «В честь Героев Крут» — Военному институту телекоммуникаций и информатизации.

В настоящее время продолжается обсуждение вопроса присвоения учебным заведениям, соединениям, военным частям и подразделениям ВСУ: им. гетмана Богдана Хмельницкого — отдельному полку Президента Украины, им. гетмана Ивана Выговского — 58-й отдельной мотопехотной бригаде, им. Евгения Коновальца — 59-й отдельной мотопехотной бригаде.

Геннадий КАРПЮК, военный журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ