На днях в Киеве прошел круглый стол «Международные переходные администрации — опыт, возможности и риски для Украины», при участии посла Вольфганга ПЕТРИЧА, который был Верховным представителем по Боснии и Герцеговине и специальным представителем ЕС в Боснии. Посол поделился собственным опытом реализации переходного периода в момент налаживания отношений между конфликтующими сторонами. В диалоге принимали участие и другие политики, дипломаты и эксперты.
Посол Вольфганг Петрич поделился своим опытом урегулирования военного конфликта в бывшей Югославии. В частности, он заявил: «Подобные конфликты влияют на единство государства, на ее экономику, на социальную ситуацию и в конечном итоге на безопасность людей. Таким образом, есть определенные параллели между разными конфликтами, а следовательно, можно сделать обобщающие выводы по их решению. Безусловно, главным образом нужно сохранить территориальную целостность страны, но при этом не менее важно прекратить гибель людей».
ПО СЛОВАМ ПОСЛА ВОЛЬФГАНГА ПЕТРИЧА, КОТОРЫЙ БЫЛ ВЕРХОВНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПО БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ЕС В БОСНИИ (НА ФОТО — СЛЕВА) ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ КОНФЛИКТАМИ, А ЗНАЧИТ МОЖНО СДЕЛАТЬ ОБОБЩАЮЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИХ РЕШЕНИЮ
С другой стороны, остается открытым вопрос — можно ли применять методы урегулирования одного конфликта к другому? Если в бывшей Югославии была очевидная этническая и даже религиозная составляющая, то война РФ против Украины имеет совсем другую механику. Во-первых, РФ открыто оккупировала часть территории Украины (Крым и часть Луганской и Донецкой областей). Во-вторых, РФ маскирует свою агрессию под якобы гражданский конфликт в Украине. В-третьих, международные партнеры Украины в момент ответственности явно недостаточно применили все возможные рычаги давления на РФ. В итоге возникает вопрос: не станут ли так называемые переходные администрации, если их действительно ввести на оккупированных территориях, поводом для того, чтобы снять с РФ санкции? Оккупированные территории востока Украины насыщены не только российской военной техникой, но и разветвленной системой российских спецслужб. Введение переходных международных администраций на этих землях может столкнуться с блокированием их решений именно на уровне спецслужб. То есть формальная сторона вопроса будет соблюдена, в то время как фактически миротворческая миссия не будет иметь реального влияния на ситуацию. В таких условиях даже выборы, которые должны организовываться и проводиться международными организациями (переходными администрациями), могут стали лишь инструментом легализации незаконных образований.
«Информация, которую озвучил господин посол, для нас, на первый взгляд, может показаться виртуальной, — заявил на встрече представитель Украины в подгруппе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы Евгений МАРЧУК. — Но мировая практика знает, что, когда государство готово и у него разработаны все механизмы, процедуры и есть согласование со всеми сторонами, тогда намного быстрее и эффективнее реализовывается так называемый переходный период. Несмотря на то, что сейчас нам кажется, что такой переходный период далек для нас, подготовку к этому процессу нужно осуществлять уже сейчас. На сегодняшний день у нас — Украины и РФ — нет даже общей позиции, каким должен быть мандат миротворческой миссии на востоке Украины. Ведь переходные администрации — это инструмент ООН. С РФ в этом смысле существуют очень острые противоречия. Тем более РФ имеет право вето в Совете безопасности ООН, а следовательно, она может заблокировать, в том числе, и введение переходных администраций. Тем не меньше сейчас идет работа на уровне некоторых неправительственных структур, где принимают участие как представители РФ, так и Украины. По моему мнению, есть сигнал относительно того, что переговорные технологии выходят на другой уровень. Возьмем Минские переговоры. Раньше со стороны РФ грамотно и «красиво» блокировалось почти все. Сейчас уже переговорный процесс начинает переходить в обсуждение конструктивных вопросов».
Отдельно Евгений Марчук заметил: «Должен отметить, что когда пресса говорит о перемирии, то это вовсе не перемирие. Это прекращение огня».
Таким образом, учитывая количество российских войск, вооружения и наличия спецслужб, говорить о возможности завершения войны рано. Кроме того, следует отметить то, что СМИ и политики с самого начала войны начали путаться в дефинициях, например, называя войну РФ против Украины «конфликтом на востоке Украины» или другими подобными формулировками, которые удачно укладываются в распространенный Россией миф о якобы внутреннем (гражданском) конфликте. Такие ошибочные определения вводят в заблуждение и международные инстанции, которые вроде бы понимают, что РФ ведет против Украины войну, но при этом избегают четких заявлений.
Следует отметить, что даже посол Вольфганг Петрич в данном случае хоть назвал Россию «слоном», который может в любой момент надавить на Украину, но при этом ни разу слово «Россия» так и не озвучил. Подобная деликатность, возможно, объясняется тем, что опытный дипломат специализируется на улаживании конфликтов, а не их разжигании. С другой стороны, для того, чтобы говорить о причинах и завершениях конфликтов, нужно понимать цель того, кто их решает. Какую цель преследовал Кремль при оккупации Крыма и части востока Украины? Отметим, что Путин вполне осознавал, что международное содружество будет пытаться хотя бы формально «наказать» его за подобные действия. Очевидно, что Кремль таких «наказаний» не боялся. И теперь, сохраняя влияние на восточноевропейском пространстве, Москва может использовать миротворческие инструменты ООН для того, чтобы окончательно выйти из изоляции.
«В отличие от Балканских событий, мы имеем международный вооруженный конфликт, — заявил на круглом столе голова ОО «Сила права» Андрей СЕНЧЕНКО. — Хотя, безусловно, четыре года войны неминуемо приводят к тому, что такой конфликт получает признаки и внутренние. Страна разделена линией фронта. Тем детям, которым на начало войны было 14 лет, уже стали взрослыми и совершеннолетними. Они уже имеют право голосовать и быть призванными в армию. Их сознание при этом формировалось в довольно агрессивной в отношении Украины среде».
Андрей Сенченко выразил скепсис относительно внедрения миротворческой миссии ООН на востоке Украины и объяснил: «РФ не отошла от своих позиций относительно Крыма и того, что Украина должна расплатиться значительной долей своего суверенитета, изменяя свою Конституцию под диктовку Кремля». По мнению Андрея Сенченко, пока РФ не отойдет от этих позиций, то вряд ли возможен реально приемлемый для Украины миротворческий мандат. При этом он поддержал мнение о том, что Украина сегодня должна думать о том, как мы будем жить после возвращения территорий. В частности, относительно Крыма проблематика заключается еще и в том, что 2 млн. граждан там уже имеют российские паспорта и они должны знать, что с ними будет дальше. Однако в Крыму не была пролита кровь в отличие от Донбасса. А это еще более сложный и болезненный вопрос.
Украина уже сегодня должна четко артикулировать свою позицию относительно оккупированных территорий и граждан, проживающих там. К сожалению, пока дальше закона «О восстановлении суверенитета» дело не пошло. До сих пор нет ясного алгоритма не только того, как Украина собирается возвращать свои территории, но и нет матрицы гарантий украинцам, которые вынужденно (!) попали в оккупационные тиски и вынужденно (!) пошли на отношения с оккупантом. Как видим, даже законопроект Андрея Сенченко «О прощении» вызвал шквал критики, как со стороны РФ, так и со стороны некоторых украинских политических сил. И, следует сказать, критика эта носит больше популистский, чем конструктивный характер. Этим очень удачно пользуется российская пропаганда, буквально запугивая жителей оккупированных территорий возможными «расправами» со стороны «карателей».
В своем завершающем слове посол Вольфганг Петрич отметил, что «несмотря на сложность вопроса, важно иметь платформы для диалога». При этом Петрич заявил, что он пока не видит реального плана действий решения проблемы.
Напомним, что инициаторами Национальной платформы «Диалог о мире и безопасной реинтеграции» являются независимыми украинские общественные организации, среди них Украинский независимый центр политических исследований (УНЦПИ), Центр по проблемам безопасности и развитию, Платформа социальных и гуманитарных инноваций «Единый координационный центр», общественный марафон #Навіщо_Нам_Бути_Разом?, в партнерстве с Министерствами иностранных дел Швейцарии и Финляндии, и с технической поддержкой от CMИ (Финляндия).