«Быть оппозиционером стало невыгодно и опасно, и потому из нее бегут политики и бизнесмены, подтверждая этим, что кочубеевщина в Украине живет и процветает. В большинстве стран измена ведет к концу политической карьеры, но в Украине она считается удачным тактическим ходом».
Татьяна ПАЛЛАДИНА («Не бойтесь!», «День» № 61-62, 6 апреля 2012 г.)
«Тушкование» как позорная практика отечественной политики возникла, безусловно, не сегодня и не вчера. Конъюнктурная перемена взглядов и фракционной принадлежности происходили практически во всех каденциях Верховной Рады. Однако, по-видимому, наиболее выразительные формы политической трансферы и кульбиты обрели в парламенте V созыва, когда в «антикризисное» большинство ПР — СПУ — КПУ массово полетели стаи «тушек» из помаранчевого лагеря (собственно, именно тогда этот термин прочно вошел в повседневный обиход и околополитический фольклор). В обмен на измену избирателям новоиспеченные коалицианты получали надлежащую компенсацию в виде должностей, преференций для бизнеса и, поговаривают, стабильной финансовой подпитки за «правильные» голосования. Переманивание вчерашних оппонентов в провластную коалицию стало настолько привычной и потенциально опасной практикой, что в конце концов заставило Президента Ющенко в 2007 г. распустить Раду, в которой процветала политическая коррупция и неутолимая жажда власти любой ценой.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ «ТУШКОГЕЙТ»
Тогда узурпацию страны регионалами, хваставшимися, что вот-вот они с сателлитами будут иметь 300 голосов, удалось остановить, однако искоренить депутатское «тушкование» оказалось более сложной задачей. Уже на первом году работы коалиции демократических сил в рядах БЮТ и НУ-НС появились два «отщепенца», заявивших о своем выходе из родной фракции и таким образом поставивших под сомнение сам факт существования и без того очень неустойчивого постмайданного большинства (228 человек). Однако на стороне демократических коалициантов было разъяснение Конституционного Суда, в котором указывалось, что парламентское большинство создают на основе фракций, а не отдельных депутатов. Этот аргумент также позволил просуществовать и расширенной коалиции при участии Блока Литвина, куда, напомним, не вошла почти половина нардепов из НУ-НС. Но с приходом к власти в 2010 г. команды Президента Виктора Януковича политико-правовая реальность кардинально изменилась. Самостоятельно (и даже в союзе с КПУ и БЛ) регионалы не могли сформировать большинство, поэтому они, по закону, должны были привлечь в «широкую» коалицию НУ — НС или БЮТ или, в крайнем случае, идти на досрочные выборы. Впрочем, ни один из означенных путей решения вопроса не устраивал ПР, где ничего лучшего не придумали, как грубо проигнорировать нормы Конституции и положения регламента ВР и переписать их под себя.
Игнорирование права и отсутствие постоянных политических принципов спровоцировали массовую миграцию депутатов из демократических фракций в лагерь нелегитимно образовавшегося пропрезидентского объединения «Стабильность и реформы». Именно благодаря голосам «тушек» из БЮТ и НУ — НС удалось отправить в отставку правительство Юлии Тимошенко и открыть путь к установлению в Украине полуавторитарного режима. Хотя сами «отщепенцы», конечно, обосновывали свою измену исключительно благородными государственно «созидательными» мотивами. Квинтэссенцией такого политического приспособленчества стала парламентская группа «Реформы ради будущего» (которую оппозиционеры позже окрестили «Реформы ради измен»). Это именно ее руководитель, Игорь Рыбаков, и был той первой ласточкой, которая покинула БЮТ в 2008 г., а позже стал якобы фигурантом «пленок Забзалюка», подробно описывая тарификацию «правильных» голосований и перспективы весомой финансово-административной поддержки псевдооппозиционных кандидатов на западе Украины. Преданные огласке «агентом» Забзалюком материалы, однако, не стали поводом для реагирования стражей порядка, которые устами генпрокурора Виктора Пшонки назвали этот сюжет политической ссорой между депутатами, решение которой не входит в компетенцию отечественных «силовиков». Тем более что упомянутые сенсационные записи сделаны незаконным путем, а потому рассматриваться как доказательство не могут (так же как и «пленки Мельниченко»).
Синдром «тушкования» был и остается проблемой прежде всего оппозиционных сил, за что их постоянно критикуют собственные симпатики, эксперты и «искусители» из ПР, где подобного «феномена» не существует. Поэтому перед парламентскими выборами-2012 все основные антирежимные партии — «Батьківщина», «УДАР» и «Свобода» — четко декларировали, что они внутренне очистились и среди них не будет политических изменников. Чтобы предотвратить это, кандидаты в депутаты даже давали на съездах присягу, что ни в коем случае не будут сотрудничать с ПР и КПУ. Однако цена таких «чистосердечных» обещаний стала очевидной уже с первых дней работы ВР VII созыва, когда из сессионного зала пинками выгоняли отца и сына Табаловых, отказавшихся вступать во фракцию «Батьківщини», хотя они избирались под флагами именно этой партии (по квоте «Фронту Змін»). Вину за них взял на себя председатель Совета Объединенной оппозиции Арсений Яценюк, поверивший клятвам кировоградских бизнесменов.
ДЕЛО НА МИЛЛИОНЫ
В настоящее время нет никаких гарантий, что оппозиционная обструкция Табаловым сделает невозможным в ВР последующее «тушкование». Еще до завершения выборов масс-медиа сообщали, что некоторые кандидаты от «Батьківщини» и «УДАРа» написали заявления о вхождении во фракцию ПР после получения депутатских полномочий. Пока эти предостережения не оправдались, однако, как свидетельствует практика, соответствующая работа с нардепами продолжается. Ударовец Сергей Каплин, победивший в мажоритарном округе в Полтаве, заявил, что неизвестные телефонные «звонящие» предлагали ему 5 миллионов долларов за вступление в провластное большинство и как бонус — должности в государственных органах для его людей. Такое склонение к сотрудничеству депутат расценивает как «незаконное влияние в любой форме на народного депутата с целью препятствия выполнению служебных обязанностей или чтобы добиться принятия незаконных решений», а потому обратился в Генпрокуратуру с запросом проверить эти факты и, в случае их подтверждения, принять меры реагирования. Еще одни анонимы пытались коррумпировать полтавского свободовца Юрия Бублика, причем делали это непосредственно в день выборов. По плану он должен был отказаться от победы (тогда бы в округе объявили повторные гонки) и таким образом гарантировал бы себе «безбедную старость». Но свободовцы, говорит Бублик, не продаются.
Совсем другое дело, когда речь идет о «независимых самовыдвиженцах», которые во время предвыборной агитации доказывали гражданам свою равноудаленность и от власти, и от оппозиции, однако, как только получили мандаты — записались в регионалы, как это сделали, например, депутаты от Полтавщины: Владимир Пилипенко, Олег Кулинич и Юрий Шаповалов (пока что единственным внефракционным остается Константин Жеваго). Подобным образом сделали и другие самовыдвиженцы, которых формально нельзя назвать «тушками», но которые, впрочем, далеки от соблюдения стойких политических принципов. Например, быший министр транспорта и связи в правительстве Еханурова и бывший глава облгосадминистрации Днепропетровщины Виктор Бондарь, который прошел по «мажоритарке» на Хмельнитчине, очень точно объяснил причины своего вхождения во фракцию ПР. «Когда появился вопрос, как дальше двигаться в парламенте, мы посмотрели, что прошлый созыв Верховной Рады полностью изменил регламент работы парламента, и сегодня депутаты-мажоритарщики оказались в ситуации, что если они не в какой-то фракции, то они фактически бесправные, — заметил Бондарь в эфире «5-го канала». — Права голоса нет, права возглавить комитет нет, права войти в какие-то органы Верховной Рады нет. Нужно было объединяться и принимать решение, как дальше двигаться. Никто из нас, депутатов-мажоритарщиков, не вступил в Партию регионов, мы вошли во фракцию, практически вся хмельницкая группа мажоритарщиков, с одним желанием — возглавить один-два комитета Верховной Рады для того, чтобы иметь возможность повлиять на ситуацию. Наши действия по голосованию дальше покажут, что мы абсолютно самостоятельные депутаты. Мажоритарщики тем и ценны, что имеют право на свой голос. И если мы увидим, что развитие событий идет не по тому сценарию, что мы прогнозируем, мы не сможем повлиять на ситуацию, у нас есть право остаться самостоятельными. Мы не исключаем, что мы будем затрагивать вопрос о том, что не нужно голосовать те вещи, которые несовместимы с теми обещаниями, которые мы давали в округе». Эти слова звучат достаточно наивно, ведь ПР в подавляющем большинстве случаев консолидировано жмет на кнопки, а потому сложно поверить в то, что руководство пропрезидентской фракции допустит проявление депутатского непослушания и свободомыслия, которые быстро подавят убедительными аргументам.
«Тушкование» ВР, очевидно, будет продолжаться и в дальнейшем. И этому процессу не поможет ни клятва на партийном съезде, ни восстановление императивного мандата (который в идеале должен защитить фракцию от «беглецов», хотя, с другой стороны, «закрепощает» депутатов). Но как только изменится конъюнктура, «тушки» будут переориентироваться на новых лидеров — и станут пылкими сторонниками демократии, национальных ценностей и европейского выбора Украины, как это уже происходило в 2005-м. Правда, впоследствии те же люди «репатриировались» в ПР. Избавиться от этого явления можно благодаря повышению уровня политической культуры и правосознания истеблишмента и общества, часть которого тоже «правильно» голосует на выборах за деньги и гречку. Возможно, когда-то политикум и граждане будут действительно считать подобные поступки совершенно недопустимыми, и будут вспоминать о них в прошлом времени, а их одиночные проявления будут воспринимать как аномалию.