ЖИТОМИРЩИНА ЖДЕТ ОТВЕТОВ
Во время телерадиоэфира вопросы из Житомирщины не прозвучали. Однако до выхода программы жители области к Виктору Януковичу обращались, в частности, на официальное представительство главы государства в интернете. Сайт Житомир.info сделал и обнародовал выборку проблем, которые волновали людей. Некоторые из них были созвучны прозвучавшим на публику и были якобы сугубо личными по стилю, как отмечали многие эксперты, «челобитных к царю-батюшке». Впрочем, если смотреть глубже, даже такие вопросы отражали серьезные проблемы нынешнего украинского бытия. Показательным выглядит эпизод, когда Президент фактически уклонился от ответа на вопрос о «рояльном» голосовании в парламенте. Тем самым он, в сущности, освятил привселюдное пренебрежение Конституцией, которое сейчас больше всего демонстрируют парламентарии от Партии регионов. Кстати, автор через УНИАН задал Президенту вопрос: почему В. Янукович, подписывая законы, принятые голосованием с явным нарушением Основного Закона, не исполняет свои обязанности гаранта Конституции Украины? А еще почему допустил в марте 2011 года формирование правительства неконституционным образом, без участия фракций БЮТ и НУ-НС, которые на последних парламентских выборах получили большинство голосов граждан? Теперь также ждет ответа.
НА ЧЕРКАСЩИНЕ ПЕРЕД ЭФИРОМ ПРОВЕЛИ «ГЕНЕРАЛЬНУЮ РЕПЕТИЦИЮ»
Черкасская область отличилась во время прямой трансляции «Разговора со страной» прежде всего вопросом жителей Монастырищенского района о том, когда жители села смогут распоряжаться своей землей так, как и владельцы квартир в городах. Президент ответил, что земельная реформа не за горами, и заверил, что в стране есть все предпосылки для того, чтобы уже в 2012 году «начал функционировать рынок земли». В завершение разговора многодетная семья фермера из Монастыринщины пригласила Виктора Януковича в гости. Глава государства вежливо согласился, предварительно попросив дать адрес и поинтересовавшись, найдется ли у хозяев... сало с луком.
Из-за технических неисправностей, возникших уже в конце прямой трансляции, не удалось выйти на связь жителям Канева, которые ожидали прямого включения на Чернечей горе. «Ждали несколько часов, намерзлись, но почему-то нам так и не предоставили слово. Почему — даже не знаю», — рассказал директор Каневского филиала Восточноевропейского университета экономики и менеджмента Роман Кучеренко.
Впрочем, жители всех районов Черкасской области перед эфиром Президента имели возможность пообщаться с местными представителями власти и задать им свои вопросы. Ведь накануне заместители губернатора и руководители управлений и отделов облгосадминистрации (всего девять человек) приняли участие в прямом телерадиоэфире, посвященном годовщине пребывания на посту Президента Украины Виктора Януковича и состоявшемся в областной телерадиокомпании «Рось». Поэтому о результатах работы команды Президента в области черкасщане имели возможность услышать из первых уст, на протяжении часа позвонив по телефону и задав свои вопросы.
НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ЕНАКИЕВО?
В Донецке вечно перессоренные между собой местные демократы забыли ненадолго о дрязгах, чтобы совместно провести флеш-моб у памятника Шевченко, протестуя против политики действующего главы государства. Но, к сожалению, такая эфемерная солидарность стала едва ли не единственным позитивным результатом президентского «дня сдачи отчета»: власти учли вероятность акций оппозиции и перенесли трансляцию телевизионного моста на малую родину Виктора Януковича, в рабочее Енакиево.
В небольшом провинциальном местечке «мероприятие» было организовано на должном чиновническом уровне: предварительно отобранных контактеров заперли в зале краеведческого музея, куда даже представители прессы не смогли пробиться через заграждение из молчаливых стражей порядка в гражданском. Соответствующим образом «стерилизованы» были и заготовленные Президенту-земляку вопросы.
Между тем, проблем, которые нуждаются в безотлагательном вмешательстве властей, в Енакиево хватает. Как по всему Донбассу, в шахтерском городе массово закрываются угольные шахты. Зато возникают десятки нелегальных «дыр», где в нечеловеческих условиях, ежедневно рискуя жизнью, уволенные с государственных предприятий шахтеры добывают топливо для хозяина. Жители окраинного поселка Ольховатка написали десятки обращений в органы власти всех уровней и, конечно же, Януковичу, рассказывая, как обнаглевшие расхитители природных богатств разворачивают угледобычу прямо под жилыми домами, железнодорожной веткой и даже кладбищем — но ситуация не изменилась.
Еще одна беда индустриального Енакиево — тяжелое экологическое положение. В известной мере символично, что даже в канун телевизионного моста с Президентом аглофабрика металлургического комбината припорошила городской центр дежурной порцией въедливой черной пыли. Недавно по городу разнеслись слухи, что в рамках так называемой оптимизации сети медицинских учреждений планируется закрыть единственную амбулаторию в Южнокоммунаровске, шахтерском городе-спутнике Енакиево. Именно там, на шахте «Юнком» в советское время был осуществлен подземный ядерный взрыв, последствия которого будут ощущаться еще долго. В ответ — только риторические обнадеживания, что свою малую родину первое лицо государства не забывает и обязательно приедет в гости весной, праздновать юбилей еще одного известного енакиевца космонавта Георгия Берегового.
Едва ли единственным реальным вопросом, с которым через горячую линию «Укртелекома» смогла пробиться в эфир местная пенсионерка Антонина Рушкова, формулировался так: «Как прожить на пенсию в 800 гривен, если коммунальные платежи достигают 780 гривен?» Помочь землячке Виктор Федорович смог только довольно абстрактной фразой, что, мол, жилищно-коммунальные услуги «в перспективе должны быть одинаковыми для всех граждан».
ВОЛЫНЯНЕ ЗАДАЛИ МЕНЬШЕ ВСЕГО ВОПРОСОВ
Найти людей, которые смотрели трансляцию телепроекта «Разговор со страной» в Луцке оказалось очень сложной задачей. По мнению местного политолога Тараса Литковца, который и сам не смог посмотреть телерепортаж, потому что был на работе, неудачное время для разговора лидера государства со своим народом и способствовало определенной пассивности, по крайней мере, волынян. Сам Литковец нашел всего двух человек, которые все-таки смотрели телерепортаж. Один из них — его студентка-заочница (пан Тарас преподает в Волынском национальном университете), которую поразили слова нашего Президента о том, что нужно учить украинский язык, с которым в Одессе некоторое напряжение.
В целом же, общение лидера с народом, убежден политолог, эффективно только тогда, когда оно регулярно. Первый президент Чехословакии Томаш Масарик, например, в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда о телевидении еще и не знали, общался с народом посредством радио раз в неделю. К тому же, эффективнее было бы общение не на уровне «народ — Президент», а на уровне квалифицированных журналистов и экспертов, которые профессионально умеют задавать неудобные, но нужные народу вопросы.
ТЕРНОПОЛЬЧАНЕ НЕ ПРОЯВИЛИ АКТИВНОСТИ В РАЗГОВОРЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ
По информации Администрации Президента Украины, жители Тернопольщины отослали Виктору Януковичу всего 1% от общего количества вопросов. Они касались ремонта дорог, возврата сбережений, коррупции в вузах, повышения пенсионного возраста, жаловались люди и на неудовлетворительную работу милиции, низкий уровень жизни, безработицу, повышение цен, незнание народными депутатами государственного языка, возмущались тем, что «финансирование областей восточного региона в несколько раз превышает финансирование западных регионов». Шла речь и о «главных неудачах — экономической и образовательной реформах», спрашивали, почему все идеи за время президентства Виктора Януковича не имеют поддержки народа? Свою неактивность в телепроекте многие тернопольчане объясняют тем, что считают «Разговор со страной» дежурной пиар-акцией власти. Те же, кто смотрел, говорят, что ответы Виктора Януковича не всегда были исчерпывающими и в основном — неконкретными. В частности, не понравилось то, что Президент уклонился от ответа на вопрос о его отношении к отмене, согласно судебным решениям, указов предшественника — Виктора Ющенко о присвоении главе ОУН Степану Бандере и главнокомандующему УПА Роману Шухевичу звания Героя Украины.
Жители областного центра оказались значительно активнее, чем в «Разговоре со страной», во время акции в Тернополе «Скажите Януковичу, что вы о нем думаете». Только в первый день ее проведения, 24 февраля, организаторы собрали более полусотни вопросов к Президенту и отзывов в адрес его команды. В частности, предприниматели спрашивали, когда наступят обещанные налоговые каникулы и как им выжить по новому Налоговому кодексу? Выражали свое разочарование те, кто отдал в прошлом году свой голос за ныне действующего Президента страны. В целом, тернопольчане обвиняли власть в росте коррупции, взяточничестве, уничтожении демократии, языка, пренебрежительном отношении к истории Украины и призывали всех украинцев: «Спасем Украину ради наших внуков!». Подчеркивали: «Курс Януковича направлен назад в СССР».
ОТ ОБЩЕНИЯ УЖГОРОДЦЫ ОСТАЛИСЬ НЕ В ВОСТОРГЕ
И не потому, что не смогли лично пообщаться с гарантом, а потому, что большинство закарпатцев даже не знали, откуда именно будут проводить видеотрансляцию. Ужгород приобщился к процессу на полтора часа позже запланированного времени. Единственный вопрос — это сохранение памятников архитектуры, которых на Закарпатье очень много. Включение проходило с площади перед входом в ужгородский замок. Всего пообщаться с Президентом пришли до полусотни горожан. Довольно низкая активность закарпатцев объясняется тем, что место проведения предварительно не объявили, а случайных прохожих в этом районе очень мало.
КРЫМСКИЙ ВОПРОС — САМЫЙ СЛОЖНЫЙ...
Еще за несколько дней до «Розмови з країною» в Крыму было известно, что в телемосте будет участвовать только Керчь. Как сообщили керченские коллеги, для этого группа горожан примерно сто человек ждала четыре часа на пронизывающем ветру. В группе, стоявшей перед телекамерами, были собраны и студенты вузов, для которых отменили занятия, учителя и работники городской администрации. Однако во время прямого включения на площади осталось около 40 человек, в основном — пенсионеры. Как рассказали очевидцы, для прямого включения мэр Керчи Олег Осадчий предложил установить на съемочной площадке синие партийные флаги. Картинку попробовали на мониторах, однако позже декорации были отменены.
Вопрос смогла задать директор школы №24 Татьяна Пронина. Она попросила Виктора Януковича рассказать, когда будет закончено строительство троллейбусных линий в Керчи и какова судьба проекта по строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Про мост через пролив Президент отвечал более детально, но из его слов можно было понять, что проект продвигается медленно, и мост, если и будет, — то не скоро.
В тот же день в Крыму произошло и печальное событие. В своей машине нашли застреленным председателя Веселовского сельсовета, лидера местной организации Партии регионов Игоря Юшко. По предварительной версии он сам застрелился из собственного охотничьего ружья, и умер уже на руках у медиков. Главный врач территориального медицинского объединения Судакского горсовета Ольга Последова сообщила, что Игорь Юшко «поступил в состоянии агонии, реанимационные мероприятия эффекта не дали...»
В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ ДУШЕВНОГО РАЗГОВОРА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Буквально накануне президентского телеэфира моя соседка, в прошлом учительница, «по секрету» поделилась неприятной новостью: уже четвертый день ей не приносят пенсию, которая в последние годы поступала бесперебойно. «Такого у нас не было давно», — с беспокойством в голосе и почему-то шепотом сказала она.
Жителей Днепропетровска, смотревших «Разговор со страной», неприятно удивило то, что Президент не вышел на связь с их городом — «не первым, но и не вторым» в Украине. Зато общение состоялось с Кривым Рогом — малой родиной нынешнего губернатора. Вопрос от криворожцев прозвучал крайне важный: об экологическом состоянии промышленных регионов и предоставлении их городу статуса «зоны бедствия». Услышать что-то новое так и не удалось, хотя в убийственных условиях живут не только жители Кривого Рога, Днепродзержинска, Жёлтых Вод, но и большинства индустриальных городов юго-востока Украины. Очевидно, что разговор на эту серьезную тему невозможно втиснуть в рамки одного единственного вопроса в президентском общении со страной. К тому же, предоставление «особого статуса» за счет преференций и государственного бюджета не является панацеей. Промышленные предприятия, отравляющие окружающую среду, давно находятся в руках частных собственников, которые не спешат раскошеливаться на очистные сооружения. Чего стоит, например, недавнее постановление правительства, фактически разрешившее промышленные сбросы в реку Ингулец — главную водную артерию Кривого Рога. Этот вопрос никто не стал поднимать во время телеэфира.
В разговоре с Одессой был поднят еще один вопрос, актуальный для Днепропетровска — безнаказанность чиновников и их детей-«мажоров». Всего лишь три месяца назад сын прокурора Жовтневого района Днепропетровска сбил на набережной Днепра трех женщин. Увидев, что все они мертвы, прокурорский отрок скрылся с места происшествия. Однако, сотрудники милиции, проявив редкую распорядительность, нашли брошенную машину со свинченными номерами. Расследование дела для объективности передали в соседнее Запорожье. Впрочем, теперь в Днепропетровске поговаривают, что виновник ДТП может отделаться легким испугом. Ничего не слышно и о результатах расследования гибели работницы Днепропетровского университета, сбитой на переходе дочерью одного из основателей группы «Приват», которая спешила на скоростной иномарке в аэропорт. Эти и другие подобные вопросы днепропетровцы смогли бы задать Президенту, за которого большинство из них год назад голосовали на выборах. К сожалению, остался неясным сам принцип формирования аудитории для «Разговора со страной» и критерии отбора вопросов к главе государства. «Лично я ничего не могу сказать по этому поводу, сказал в беседе с корреспондентом «Дня» один из членов недавно сформированного при Днепропетровской облгосадминистрации общественного совета Василий Сухов. — Во всяком случае, этот вопрос у нас не рассматривался, и кто определял, кому и где выходить на связь с Президентом, мне не известно. Могу лишь предположить, что это решали где-то в Администрации Президента, поскольку все вопросы общения с главой государства, например, во время его визитов в регионы, решаются именно там». Сожаление по поводу несостоявшейся встречи с Президентом выразили и другие представители общественности Днепропетровской области. «Как раз сейчас, — рассказал координатор объединения «Приумножим славу Приднепровья!» — Виктор Берёзка, мы приняли очень важное, на наш взгляд, воззвание к состоятельным жителям региона. Мы насчитали около трёх десятков миллионеров и миллиардеров, чьи имена входят в различные рейтинги самых влиятельных жителей Украины. Мы предлагаем людям, которым за последнее время стало жить лучше, создать благотворительный фонд для помощи бедным. Разумеется, если у них есть реальное понимание обстановки в стране и если они не хотят, чтобы в Украине события приняли такой же оборот, как в странах Северной Африки».
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – ТОЛЬКО ИЗ ЛЬВОВА
Львов стал едва ли не единственным городом Украины, который поставил Президенту политические вопросы: львовяне напомнили Виктору Януковичу о расхождениях между восточной и западной частями страны («не пожить ли нам врозь?»), подчеркнули, что настоящими героями для галичан являются Степан Бандера и Роман Шухевич, а также поинтересовались, почему Президент разрешает ставить памятники Сталину?
Подготовка к телеэфиру во Львове проходила как и в других городах страны – на протяжении нескольких дней в центре города стояла специальная палатка, где можно было записаться на разговор с Президентом. Как рассказал «Дню» собственный корреспондент «5 канала» Александр Ваврищук, который вел прямые включения из Львова, накопленные вопросы через пресс-службу обладминистрации отправляли в Киев. А добраться до микрофона в день телемоста мог только тот человек, который предварительно поставил вопрос. «Это обычная подготовка к общению такого высокого уровня», – считает генеральный продюсер телеканала ЗИК Дмитрий Добродомов. Кроме того, подчеркивает, что никаких просьб относительно того, «кого показывать – кого не показывать», ни от городской, ни от областной властей не поступало.
На площади перед Оперным театром имени Соломии Крушельницкой, где был установлен экран, на котором транслировали общение Президента со страной, собралось, по разным оценкам, от 150 до 200 человек. Из них (исходя из дислокации – по периметру площади, выправке и разговорам) около половины – правоохранители в гражданском. В том числе – начальник городского управления милиции Станислав Броневицкий. Остальные собравшиеся – представители Партии регионов и «свободовцы». Первые пришли колонной и с партийными флагами (правда, перед прямым включением Львова они свернули бело-синие флаги и подняли сине-желтые). Кстати, как отметил в комментарии «Дню» самый популярный на Львовщине регионал, народный депутат Украины Петр Писарчук, ПР специально к телемосту ничего не организовывала: «На площадь пришли те, кто хотел пообщаться с Президентом».
А «свободовцы» устроили флеш-моб «Год в ярме»: в масках с изображением Януковича, Азарова и Тигипко погоняли кнутами супругов, одетых в украинские костюмы и запряженных в ярмо, и выкрикивали: «Нам не надо колбасы, нам не надо масла, только бы звезда на Кремле никогда не погасла», «Янукович, бей козлов!», «Стоять, быдло!» и т.п. Правоохранители сначала не препятствовали этой акции. Впоследствии, очевидно, для того, чтобы участники флеш-моба не попали в кадр, оттеснили их за пределы площади. Действо закончилось тем, что на одного из его участников люди в гражданском наделы наручники. Правда, через полчаса инцидент был исчерпан. Еще через полчаса к Оперному подошла депутат Львовского областного совета от «Свободы» Ирина Сех и заявила журналистам, что ее однопартийцы будут «требовать отставки руководства львовских правоохранителей» за этот инцидент.
В целом создается впечатление, что «Разговор со страной» не очень заинтересовал львовян. Большинство из опрошенных журналистом «Дня» смотрело сюжеты о телемосте только в вечерних выпусках новостей: «Днем мы на работе». Кое-кто был застигнут тем, что услышал оценку экономической ситуации в стране от Президента, а не от людей, которые были на связи.
P. S. Непонятными остаются несколько важных вещей:
Не выясненное. По какому принципу (или технологии) были отобраны города и регионы, которым предоставили слово в «Разговоре...»? По какому принципу (или технологии) из десяти тысяч вопросов были отобраны именно те прозвучавшие 39?
Мировоззренческое. Почему вопросы касались в основном интересов малообеспеченных людей? Это было сознательное занижение уровня общественной дискуссии? Или, может, это означает, что в Украине окончательно атрофирован средний класс, а у богатых вопросов к Президенту нет (или, возможно, они решают свои проблемы при помощи диалога другого уровня)?
Профессиональное. Почему такими «беззубыми» выглядели опытные звезды украинской журналистики в студии? Почему не задали те вопросы, которые, без сомнения, хотели задать и подготовили: скажем, о Межгорье и необходимой скромности власти, о Табачнике и образовательно-гуманитарной политике или за что молодые «тризубовцы» до сих пор сидят за решеткой? Может ли журналистика с «зубами» таких размеров быть эффективным посредником между властью и народом?