Итоги года, прошедшего после оранжевой революции, подводят сегодня ее участники, политики, журналисты и, разумеется, эксперты. Последние — пожалуй, наиболее беспристрастно. В частности, по мнению директора Центра социальных исследований «София» Андрея Ермолаева, в обществе сейчас наблюдается не просто разочарование, а недовольство властью. «Если говорить о перспективе, то, я думаю, главная проблема, с которой сталкивается сейчас украинское общество — это господство иррациональных мотивов. Общественное сознание растеряно, потеряны те опорные, ценностные мотивы, которые присутствовали год назад. И с этим связана главная опасность будущей избирательной кампании. Выборы будут проходить как выборы вождей, как выборы реванширующих идей, как отрицание прошлых итогов президентских выборов»,— заявил А.Ермолаев на недавнем заседании Украинского клуба «Годовщина «оранжевой» революции: крах надежд или начало нового пути?»
Но, считает Андрей Ермолаев, Партии регионов рано радоваться, их успех временный: «Сейчас стало модно говорить о Партии регионов как о конкуренте власти, но я глубоко убежден, что в ближайшие месяц-полтора мы будем свидетелями падения рейтинга этой партии, поскольку после «маятника», связанного с кризисом провластной команды, начнется период относительной стабилизации, начнется активная агитационная фаза, в которую включатся провластные силы. Я думаю, несколько стабилизируется реноме Еханурова, и все таким образом уравновесится».
Не теряет оптимизма и руководитель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний. По его мнению, конфликты только пошли на пользу оранжевой команде. «Отсутствие конфликтов характерно только для тоталитарного общества, — считает эксперт. Ничего страшного в конфликтах нет, потому что конфликты могут показать, кто на самом деле больше отвечает потребностям общества, а кто, к сожалению, приобретает власть для самобеспечения. Возьмем съезд НСНУ, — я не считаю, что там произошло что-то страшное. Да, проявилось, что внутри партии есть несколько течений, которые соревнуются, пытаются определить, кто будет в руководстве. Я не вижу в этом никакого повода для волнений, было бы намного хуже, если бы все это происходило тайно».
Но вот политолог Владимир Малинкович ничего хорошего в оранжевой революции не увидел: «Люди хотели улучшения жизни, хотели улучшения ситуации в Украине, а в результате оказалось, что те, кто стоял перед народом, борются за личную власть и только. И, в конце концов, год спустя мы видим вновь соглашение между властью и олигархами. Мы видим, что майдановские лозунги никем не выполняются. Кроме того, предлагается амнистия капиталов, что, в принципе, разумно, но не отвечает требованиям Майдана. На мой взгляд, революция была не нужна, нужны реформы. Вообще, всякая революция — это не одномоментное положительное явление. Как правило, после революции наступает разочарование. Наступает экономический кризис...»
Тем не менее 22 ноября на Майдан снова придут люди, которым нужна была революция. Возможно, их будет меньше, чем год назад. Но многие придут, чтобы вспомнить, как были счастливы тогда, как гордились тем, что способны отстаивать свои права два месяца на морозе без драк и пьяных дебошей. Вспомнить, как 500 тысяч в одном порыве пели на Майдане Гимн. Да, потом многое не удалось. Но, возможно, ради таких моментов все же стоит устраивать революции...