Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роман БЕССМЕРТНЫЙ: Ультиматумы по вопросу бюджета недопустимы

25 ноября, 2000 - 00:00


Предлогом для разговора с представителем Президента Украины в Верховной Раде Романом Бессмертным послужили последние заявления о возможных последствиях для государства, которые могут иметь непринятие в определенный срок бюджета на 2001 год и неподтверждение результатов референдума. Именно об этом речь шла в последних заявлениях премьер- министра В.Ющенко и Президента Л.Кучмы. В частности, В.Ющенко приравнял непринятие бюджета во втором чтении к поражению «пропрезидентских сил».«Структуризация общества про исходит в результате экономических преобразований, а не путем слияния десятка партий в одну по договоренности лидеров»



— Я уверен в том, что бюджет будет принят в этом году вовремя, и уже потом он будет откорректирован на новой налоговой базе, но это не значит, что бюджет нужно принимать в виде, продиктованном кем-то в правительстве или в Верховной Раде. Бюджет является своеобразным компромиссом. Бесспорно, обеим сторонам — и правительству, и парламенту хотелось бы, чтобы в бюджете было меньше компромиссов, в нем действительно должно быть минимальное количество компромиссов, а политических компромиссов не должно быть вообще. Слишком дорого приходится потом расплачиваться за ложные или завышенные цифры в бюджете.

С другой стороны, есть еще одна сторона этой проблемы. Готова ли и насколько готова Украина, ее правительство, парламент к реальному принятию реального бюджета согласно современной научной методике? У нас до сих пор нет собственной методики обсчета валового национального продукта, нет базовых расчетов на одного гражданина, из- за этого бюджетные расходы на одного гражданина сегодня отличаются в регионах в 28 раз!

Ни для кого не секрет, что этот бюджет, бюджет 2001 года, будет переходным. И чем раньше он будет принят, тем лучше будет для всех сторон. Так как за декабрь будет необходимо откорректировать налоговую базу и потом вносить изменения в ходе бюджетного года. Так что я поддерживаю позицию премьера в том смысле, что бюджет необходимо принимать в этом году. После совещаний, состоявшихся по данному вопросу, такую же позицию занимает и Президент.

— Если это так, то почему вокруг принятия бюджета ведется борьба такая, что даже Ющенко не выдержал?

— Я не знаю ни одного депутата, которого устраивал бы полностью нынешний бюджет. Он не устраивает и многих министров. Но сейчас тот случай, когда мы должны исходить из реальных доходов бюджета, а не из наших пожеланий, пусть даже наилучших. Прежде всего следует обеспечить стабильные выплаты по социальным программам, поднять — и мы подымем заработную плату учителям, медикам, работникам культуры, повысим пенсии пожилым. Все прочие расходы могут подождать до следующего года — и капитальное строительство, и молодежные программы. Следует определять приоритеты. Я категорически против разговоров о бюджете в ультимативной форме как с одной, так и с другой стороны. Текущий год показал, что лучше иметь реальный бюджет, чем бюджет надежд, который будет обманом для народа.

— Во время поездки в Турцию Леонид Кучма сделал заявление о жесткой необходимости реализации решений референдума.

— Большое видится на расстоянии. А вопрос принятия законодательных актов, изменений к Конституции согласно воле народа, выраженной на всеукраинском референдуме, как раз и является важнейшим для государства. Речь идет о количестве депутатов, о депутатской неприкосновенности и возможности роспуска парламента в связи с тем, что большинство так и не сформировалось, а также с непринятием бюджета. Параллельно в парламент были посланы два закона. Первый предусматривает внесение изменений в закон о статусе депутата, касающихся процедуры предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест и задержание депутата. Второй касается порядка досрочного прекращения полномочий Верховной Рады, т.е. в случае неначатой в течение 30-ти дней работы, непринятия бюджета, несформированного большинства. Два эти закона идут в развитие трех вопросов референдума.

— Но ведь известно, что необходимых для внесения изменений в Конституцию по результатам референдума 300 голосов в парламенте пока не набирается. Возможны ли в таком случае какие-либо решительные действия со стороны главы государства?

— Депутаты могут откорректировать содержание предлагаемых изменений к Конституции и опять направить их в Конституционный суд. Возможен вариант общих консультаций, согласование позиций и голосование за изменения в Конституцию в новой редакции. Есть и другие варианты развития событий.

— Вряд ли это можно назвать решительными действиями.

— Президент будет настаивать на принятии парламентом изменений к Конституции, тем более, что воля народа, выраженная на референдуме, подкреплена решением Конституционного суда. Глава государства имеет как моральные, так и правовые основания требовать от Верховной Рады положительного решения этих проблем. Если решение все-таки не будет принято, мы окажемся в состоянии парламентского и конституционного кризиса. На сегодняшний день ни Конституция, ни какой-либо другой документ не говорят, как кто-то может действовать, если воля народа не подтверждена законодательно. Хоть эта воля является обязательной для органов государственной власти. Придется либо проводить еще какие-то общегосударственные акции, опрос населения, к примеру, либо проводить консультации с фракциями, комитетами Верховной Рады, руководителями парламента, либо снова обращаться в Конституционный суд по вопросу конституционности действий парламента, который не исполняет волю народа. Очень нелегко прогнозировать ход событий после того, как парламент не сможет реализовать волю народа. У нас нет правового решения этой ситуации. Но хочу подчеркнуть, что народ не ошибается. Могут ошибаться правительство, парламент, Президент, т.е. те, кого народ нанял собой руководить. Так что воля народа обязательно должна быть исполнена.

— Многие истолковали слова, сказанные Президентом Л.Кучмой в Турции, как возможность самороспуска парламента в случае непринятия Верховной Радой изменений в Конституцию или прекращения ее (Верховной Рады) работы другим способом с объявлением новых выборов.

— За годы, когда Президентом был Леонид Кучма, не было такого случая, чтобы Президент Украины действовал вне пределов Конституции. А Конституция имеет в виду только один способ, посредством которого возможен роспуск парламента Президентом. Поэтому он никогда не будет действовать вопреки положениям Конституции.

— От конституционного кризиса в случае неподтверждения депутатами решений референдума мы вскоре можем перейти к предвыборному кризису, когда закон о выборах будет принят в последний момент и опять будет таким же несовершенным, как нынешний. Какова перспектива принятия закона о выборах на этой сессии?

— Я уже говорил о том, что почти наверняка закон о выборах на пропорциональной основе будет принят в ближайшее время. Такой вариант закона имеет поддержку более 300 депутатов. Далее закон поступит к Президенту, он выскажет свои замечания и предложения по этому документу. Я лично сторонник британской избирательной системы — мажоритарной, с выдвижением кандидатов исключительно от партий. А вообще название избирательной системы еще ничего не значит. Сама технология пропорциональных выборов может быть такова, что депутата по-прежнему будут выбирать на округе. Т.е. практически это и будет сама «мажоритарка».

— Поспешность, с которой принимался нынешний закон о выборах, привела к тому, что нынешний состав фракций и парламентских групп является совсем не таким, каким он был два с половиной года назад. Депутаты по несколько раз успели поменять фракции.

— Предотвратить такую практику могут два момента. Первый — принятие закона о политических партиях, где будет выписан механизм представительства от партии по партийным спискам. Второй — внесение изменений в Конституцию, согласно которой наши депутаты имеют неимперативный мандат. Следует установить императивность депутатского мандата, зависимость его от партии. До выборов еще много времени, и я думаю, что все связанные с ними вопросы, в том числе и законодательные, будут решены вовремя.

— А насчет двухпалатного парламента, что народ также потребовал на референдуме?

— Двухпалатный парламент является более усовершенствованной формой парламентаризма, но для внедрения такой системы следует воплотить в жизнь соответствующую законодательную базу, чтобы вторая палата выполняла нужную функцию. Это работа сложная, она нуждается в работе ученых, так что двухпалатный парламент — вопрос не этих выборов. В отличие от трех других вопросов референдума, решить которые проще, вопрос двухпалатности является стратегическим и нуждается в серьезной проработке на всех уровнях.

— Часто можно услышать, что пропорциональные выборы побуждают партии объединяться и будут стимулировать структуризацию общества.

— Структуризация общества происходит в результате экономических преобразований, а не путем слияния десятка партий в одну по договоренности лидеров. Наши партии на сегодняшний день имеют только руководящие структуры, которые создать не так сложно. Они строятся сверху. Объективного же фундамента снизу ни у одной из партий нет. Этот фундамент создастся только в результате расслоения населения по экономическим и политическим интересам в результате экономических преобразований. Этот процесс именно сейчас и происходит. За ним последует структуризация общества. И никакими избирательными системами этот процесс не ускорить.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ