После того, как политическая судьба развела бывшего премьер-министра Виктора Ющенко и бывшего вице-премьера его правительства Юлию Тимошенко по различным политическим лагерям, первый из них делает все возможное, чтобы фамилии Ющенко и Тимошенко как можно меньше вспоминались вместе. Что касается лидера партии «Батькiвщина», то она продолжает настаивать. Сначала это были письма. Однако ни на первое, ни на второе эпистолярное послание к Ющенко автор понятного ответа так и не дождалась. Тогда им устроили свидание. Как именно оно проходило, могли слышать в прямом эфире слушатели украинской службы радио «Свобода». Эффект программе придавали действия Юлии Тимошенко в стиле «экшн», так как она не только говорила, но и действовала: «Вы знаете, я просто могу подержать за руку Виктора Ющенко, посмотреть ему в глаза и сказать, что очень много людей в государстве хотели бы видеть нас вместе». Конец цитаты. Далее больше. Одна из ведущих программы: «Это очень трогательно выглядело, когда Виктор Андреевич положил свою руку на вашу». «Сожалеем, что мы не на телевидении», — прибавила еще одна ведущая.
Поскольку это было все-таки радио, приходится цитировать слова, а не описывать прикосновения и взгляды, которыми обменивались Юлия и Виктор. Тимошенко была более активной и решительной: «Я хочу дать советы нашим избирателям... Не обращайте внимание на названия партий, когда будете голосовать..., отложите в сторону все программы партий, даже не читайте их... Выбирайте только лидеров блоков. Анализируйте, что эти лидеры реально сделали в жизни...». На вопрос, соглашается ли он с таким призывом, господин Ющенко заметил в присущем ему стиле: «В целом да и аргумент такой бы еще подвел под это. В демократическом обществе через механизмы политического большинства в парламенте идет отбраковывание неэффективных партий. Если спросить, например, кто будет в партийном смысле отвечать за 93-й, 94-й, 95-й, 96-й годы украинской истории? В партийном смысле. Ни одна партия. А они были и при власти, и в союзниках, и еще в каком-то месте».
В каком именно месте были или есть, по его мнению, партии, лидер «Нашей Украины» не уточнил. Зато в отношении своих политических противников и союзников Виктор Ющенко сказал: «Если мы говорим о партиях демократической ориентации, я буду формировать таким образом подход своего блока, чтобы минимизировать терминологию противника и, наоборот, войти в компромисс через консолидацию на тех или иных основах». Просто и ясно, не так ли? В компромисс через консолидацию. Но без Юлии Тимошенко. Ибо она, надо полагать, не отвечает требованиям к союзникам Ющенко, которые выглядят дословно так: «... Это те партнеры, которые могут отвечать за будущее украинской демократии. Я подчеркиваю, что либеральная, патриотическая, христианская идея рядом с усиливающими политическими позициями, которые имеют украинскую культуру — аграрная партия и т. д., это партнеры, которые взаимно дополняют...». Где именно имеет украинскую культуру аграрная партия, кто, что и с кем взаимно дополняет? Не пытайтесь прислушиваться или вчитываться в слова. Не в этом суть. Сказала же Юлия Тимошенко, что ничего не нужно читать, только верить лидерам блоков. Просто верить и все. Как это по-украински! Прочь политику, подальше неприятные вопросы о странных блокировках с подозрительными партнерами. Только смотреть в глаза, держать за руку, а если эти глаза с руками далеко, слушать: «Поверьте, мне очень тяжело, — говорит радиослушателям «Свободы» Виктор Ющенко. — И, я сказал бы, возможно, угнетает не то, что очень тяжело, а очень много боли, очень много таких жал загоняется тебе в грудь по поводу определенных вещей или от того, от кого ты хотел иметь поддержку, а ее не получаешь, или наоборот — от тех сил, которые могли стать твоим партнером, а они не становятся такими. И не от того, что они имеют другую позицию, а от того, что обстоятельства не дают такую позицию занять. От этого больно. Не больно от того, что мы понимаем, что в украинской политике, если ты хочешь иметь эффективный политический проект, ты должен быть предан этому проекту, абсолютно искренен и абсолютно доверчив. От этого не больно, потому что это тот принцип, с которым идут не только я, но и большинство здоровых сил, которые заботятся об украинском выборе».
Если читатель сумел одолеть приведенную цитату и пытается понять, какому именно проекту мы должны быть «искренне преданы», предлагаю не ломать голову. Сумбурный набор фраз, коими уже который месяц оперирует Виктор Ющенко, и не рассчитан на то, чтобы их понимали. Чтобы заканчивалось «за здравие», т.е. как в данном случае «украинским выбором». Слушая Ющенко, с ностальгией вспоминаешь Леонида Кравчука, который в свое время намного лучше мог «завернуть», чтобы сказать все верно и не сказать ничего. Тот, кто попытается извлечь из словесного извержения экс-премьера хоть что-то конкретное, может сразу отдыхать.
Время говорить простые и понятные вещи для Ющенко еще не наступило. Возможно, что это время так и не наступит. Ибо за конкретные слова можно «зацепиться», за них нужно отвечать. И лидер «Нашей Украины» отвечает на самом деле все это время на едва ли не единственную свою понятную фразу о том, кого он считает своим «отцом».
Поэтому напрасно ожидала Юлия Тимошенко, что встреча с Виктором Ющенко в прямом радиоэфире поможет вытянуть из того хоть какое-то признание. Слушатели в очередной раз услышали, что тот «глубоко убежден». Что глубоко, это ясно. А вот в чем именно? Не дает ответа «надежда нации». А зачем, когда даже действительные политические партнеры Ющенко поставлены в сомнительное положение и до сих пор не знают, кем конкретно приходятся своему лидеру. А что касается тех, кто напрашивается, те могут не беспокоиться. Вряд ли этого не понимает Юлия Тимошенко. Скорее всего, более выгодного фона, чем экс-премьер, для демонстрации своей решительности и оппозиционности не найти. Поэтому и появляться с ним рядом в информационном пространстве Юлии Владимировне просто выгодно.Притом имено в таком стиле:только взгляд, прикосновение к руке и безграничная надежда на политическое воссоединение, которое никогда не осуществится. Разве что политический «отец» Ющенко опять сведет их «за чаем».Вместе, как в составе правительства в конце 1999-го.