Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия и Украина — кто есть кто в конфликте интересов?

12 сентября, 2000 - 00:00

На первый взгляд конфликты во взаимоотношениях России и
Украины лежат в плоскости энергетических и языковых проблем. Но это только
на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении, понимаешь, что эти
взаимоотношения отражают процессы реформирования в Украине.

В свое время Россия была флагманом демократической революции,
шла быстрыми темпами по пути преобразований. Украина не успевала за ней,
копировала, что могла, в системе налогообложения, в региональных вопросах,
во всем. Но по специфике того, как протекали реформы, становилось очевидным,
что именно Украина была кадровой и интеллектуальной колыбелью коммунистической
и социалистической идеологии на постсоветском пространстве. Все, действительно
революционное, оставалось у нас не реализованным. Остановленная судебная
реформа, недееспособное местное самоуправление, постоянно растущий административный
аппарат, вот как выглядят усилия украинской политической элиты. То, что
по- настоящему могло изменить систему власти и сделать демократические
преобразования необратимыми, в Украине остается только мечтой. В России
появились первые ласточки таких необратимых преобразований — СМИ, действительно
независимые от государства. У нас же до этого дело не дошло. В Украине
не существует ни одного олигарха, ни одного по- настоящему богатого человека,
чье финансовое и общественное положение, бизнес и собственность не зависило
бы от того, как складываются его отношения со структурами власти.

Украина никогда не имела глобальных великодержавных амбиций.
В СССР ее устраивала роль кадрового источника и «серого кардинала». Поэтому
по инерции в процессе перестройки она не претендовала на геополитическое
положение в регионе, и не навязывала свои правила во взаимоотношениях при
распаде Союза. Занимаясь фильтрацией копируемых у России реформ, Украина
как бы признала право России на геополитическое величие, на наличие у нее
особых, великих, стратегических интересов. Признала, игнорируя собственное
право на это. Ничего другого и не могла породить психология совкового мышления,
когда в душе мнишь себя богом, а вне нее остаешься рабом. Так легче жить.
Ведь все усилия направлены на то, чтобы изменить мир вокруг себя, а собственный
потенциал как бы не требует развития. В итоге сейчас мы слышим, что у Украины
был потенциал, что сейчас он исчерпан, что нужно прибиваться к какому-то
берегу. При этом идеологи политического мореплавания игнорируют то, что
собственной энергетической и сырьевой базы нет у огромного количества стран,
очень многие из которых оставили Украину по показателям экономического
развития далеко позади копаться в поисках смысла объединения или разъединения.

Главное, мы патологически не понимаем, что основным ресурсом
любого государства был, есть и всегда будет человек. То, что получила Украина
после развала Союза, в этом контексте, позволяет сказать, что мы накопили
потенциал больший, чем имели десять лет назад. Потенциал независимости
мышления и самостоятельности действия. Это подтверждается тем, что не только
в общественной среде, а и на государственном уровне, даже у тех чиновников,
которые сознательно или неосознанно продолжают бороться за сохранение командно-административной
системы управления экономикой, формируется убеждение в необходимости развития
государства за счет внутренних его ресурсов и средств. Потребность Украины
именно в таком подходе сложно переоценить. Сейчас как никогда она нуждается
в такой политической идеологии.

Энергетическая отрасль стала лакмусовой бумажкой политических
процессов в Украине и индикатором ее взаимоотношений с Россией не случайно.
Дело ведь не в том, что мы хотим покупать у России энергоресурсы по дармовым
ценам или можем их воровать. Да, и можем, и хотим, и продолжаем идти по
пути легких коммерческих решений. Этот путь позволяет власти и энергетической
олигархии снимать пенки с торговых операций и списывать свою несостоятельность
в проведении реформ на российско-украинское противостояние. Поэтому проблемы
развития экономики Украины и энергетики в частности, искусственно трансформируются
политиками в проблемы отношений между двумя государствами. Хотя на самом
деле это совершенно разные проблемы. Украина продолжает российским газом
отапливать города, подогревая тротуары над трубами теплоцентрали, и не
на шаг не продвинулась в программах оптимизации схем энерго- и теплопотребления,
в создании ветровых и солнечных электростанций, в развитии локальных систем
энергоснабжения за счет малых гидроэлектростанций. Переоснащение тепловых
станций более мощными генераторами движется крайне медленно. Более того,
не удается остановить уничтожение материальной базы энергетики. Лавинный
сход цветных металлов с линий электропередачи приобретает характер стихийного
бедствия.

Если так подумать, то сегодня в интересах России и дальше
демонстрировать возмущение украинской хитростью и продолжать по-барски
снисходительно входить в наше трудное положение. Это стимулирует процессы
экстенсивного развития энергетической отрасли Украины, потому что формирует
постоянную энергозависимость государства от дешевой энергии. Как у наркоманов.
Поэтому нужно серьезно задуматься над тем, что стоит за Российской благотворительностью
и рекламными кампаниями по строительству обходных газопроводов.

Отношения между Россией и Украиной не стабильны, потому
что внешняя политика Украины в этом вопросе не имеет четкой концепции развития
и не согласована с внутренней политикой. Чтобы стабилизировать процесс,
необходимо, во-первых, осознать суть собственных геополитических интересов,
как в этом регионе, так и во всем мире. Не нужно их придумывать. Достаточно
признать основной задачей государства быстрый и очень значительный рост
личного благосостояния граждан Украины. Увеличение их доли собственности
в мировом капитале, в мировых энергоресурсах, в мировом объеме средств
производства. Хочу особо подчеркнуть! Капиталов, собственности и средств,
принадлежащих не государству Украина, не структурам его, а гражданам государства.
При реализации такой задачи, геополитические интересы приобретут вполне
реальные формы и станут фундаментом рациональной и эффективной внешней
политики. Во- вторых, отношения с Россией нельзя строить на патологической
убежденности в ее величии. Она большая, да. Много полей, лесов, широт,
нефти, золота. Япония и сотой доли того не имеет. Но величие государства
определяется качественными характеристиками его основного ресурса — народа.
Его духовным, нравственным, интеллектуальным, ремесленным, организационным
и физическим потенциалом. Он велик, никто не спорит. Но никогда за всю
историю этого государства не был реализован и на сотую долю процента. Жертвенность
и неприхотливость хороши во времена варваров, когда грубой силой и количеством
крови решались все проблемы. В этом России никто не мог составить конкуренцию,
и тогда она была действительно великой. Но времена варваров прошли. В эпоху
информационных технологий на жертвенности людей можно въехать только на
свалку цивилизации. А так как основной ресурс нашей страны имеет тот же
мизерный уровень самореализации, что и у соседей, то можно с уверенностью
констатировать, что сейчас мы, как никогда, на равных с Россией. И собственные
глобальные интересы Украины не стоит измерять географическими размерами
территории. Нет смысла соревноваться с соседом в добыче полезных ископаемых
или еще в чем-то штучно-количественном. В новом тысячелетии, выигрывать
в темпах экономического роста будет то государство, которое сможет создать
наиболее благоприятные условия для развития качественных характеристик
своего основного ресурса — граждан.

Проблемы согласованности внутренней и внешней политики
всегда оказывали, и в дальнейшем будут оказывать огромное влияние не только
на развитие двусторонних отношений между Россией и Украиной. В большей
степени они будут определять тот базис, на котором будут складываться отношения
Украины с ведущими государствами мира. Внешнеполитическое ведомство является
неотъемлемой частью государственных структур власти, и его деятельность
не может не отражать суть внутренней политики. Если сейчас граждане являются
заложниками и рабами неэффективной государственной системы, которая не
спешит повернуться лицом к изначальному своему предназначению, то вполне
естественно, что эта система во внешних отношениях не сможет поставить
интересы граждан над интересами структур власти. Для того, чтобы иметь
полномочное право заявлять о своих геополитических и глобальных экономических
интересах, Украине нужно изменить функции и полномочия структур власти
по отношению к гражданам внутри страны. Подтвердить свои демократические
декларации реальными действиями в интересах народа. До тех пор, пока этого
не произойдет, все усилия руководителей государства в решении внешних экономических
и политических проблем будут выглядеть усилиями власти по удовлетворению
коммерческих интересов правящей олигархии. Во всяком случае, сегодня именно
так выглядят проблемы украинско-российских отношений в разрешении энергетических
«разногласий». И именно поэтому так безлика внешняя политика Украины в
отношении государств, не представляющих интереса для наших полугосударственных
коммерческих структур. Украине просто нечего там рекламировать. А кого
можно заинтересовать культурными ценностями народа, не способного создать
для себя нормальные условия существования и развития? Разве что собирателей
фольклора и любителей экзотики.

Елена МАРКОСЯН, Харьков  «День» продолжает дисскусию на тему украинско-российских отношений. Предлагаемый сегодня материал интересен авторской позицией по проблеме истоков украинско-российских политических конфликтов и, ставшей патологической
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ