То, что российская пропаганда и деятельность «пятой колонны» на территории Украины в предвыборный и избирательный периоды является эффективной, удостоверяют хотя бы результаты последних социологических опросов, которые фиксируют: большинство украинцев сейчас в той или другой степени положительно относится к Российскому государству и готово предоставить автономию ОРДЛО (то есть оккупированным Россией территориям Донбасса, тем самым легитимизирвав российское вторжение и его результаты). И все во имя мира, который вроде бы возможен с Кремлем, хотя в действительности такой мир, как удостоверяет история, не будет стоить и ломаного гроша.
То есть результаты российского влияния на выборы в Украине — более чем наглядны. Однако задумаемся: неужели же это все, на что способны кремлевско-лубянские «штабы гибридной агрессии»? Неужели у них не осталось рычагов влияния на украинские выборы, которые будут задействованы в последний момент, чтобы, с одной стороны, они вызывали мощную огласку, а с другой стороны, эффективно ответить на них официальный Киев и гражданское общество не успели?
На наш взгляд, такие рычаги существуют. И, по меньшей мере, два из них могут стать весьма действенными и существенно нарастить рейтинг избранному Кремлем кандидату — то ли перед первым, то ли перед вторым туром, как карта ляжет. А потому не следует игнорировать их существование — тем более что они, как говорят, лежат на поверхности. Такие себе вкусные «морковки» для избирателей Украины. Это — цена на газ в обмен на реальную независимость Украины и иллюзорный мир на Донбассе в обмен на признание фактического суверенитета ОРДЛО и Крыма. Такие себе российские «морковки», чтоб опять зануздать украинских «осликов». А в придачу — еще несколько маленьких «морковок», чтобы гарантировать зануздывание.
Снижение цен на газ для домохозяйств — «фишка» нескольких кандидатов в президенты. Может ли быть такое снижение реальностью? Да, но далеко не сразу. Можно осуществить его за счет резкого увеличения количества отечественного газа в сочетании с жестким государственным контролем над облгазами, которые почти без исключений принадлежат олигархам (еще лучше — за счет ликвидации кланово-олигархической системы). Это дело 5-10 лет, не меньше. В случае если Украина полностью перейдет на газовое самообеспечение, никакой МВФ не сможет оказывать давление с требованием установления т.назв. «рыночной» цены на газ (в действительности если газовый рынок где и существуют, то только в Америке, в других регионах мира действуют монополии — или государственные, или частные). Еще одна теоретическая возможность — резкое падение цены на газ в мире, но при действующих геополитических обстоятельствах этого не случится. По крайней мере, пока имперская Россия будет иметь возможность активно вызывать конфликты и войны во всех возможных и невозможных стратегических ареалах добычи углеводородных энергоносителей, что делает невозможным возвращение цен на газ до низкого уровня. Наконец, есть возобновляемые источники энергии, есть атомная энергетика, значительно шире, чем сейчас, их применение способно существенно снизить уровень потребления газа украинцами — однако это — тоже дело времени, плюс значительные капиталовложения, которые окупятся не сразу.
Впрочем, существует еще один сценарий снижения цены на газ, причем почти сразу после выборов, и его реализация несет с собой немало опасностей (если не сказать больше) для Украины и Европы. Вспомним, по какой цене получает соседняя Беларусь российский газ? Если не вникать в нюансы, то приблизительно вдвое дешевле, чем Украина покупает его на западной границе. Может ли Россия по такой же цене продавать газ Украине? Теоретически может, но не хочет. Собственно, этого не хочет и руководство Украинского государства, так как сидеть на российской газовой «игле», не имея возможности с нее слезть — это почти катастрофа. Хотя и получить из «Газпрома» такую себе «контрибуцию» в натуральном виде за нарушение контрактов никто не против — большая порция дешевого газа еще никому не помешала. Некоторое время тому казалось, что это реально благодаря решению Стокгольмского арбитража, однако в последний момент Россия смогла избежать расплаты за свои грехи (не будем вникать в подробности, они в данном контексте несуществены).
Но разве Россия не использует постоянно свои газовые ресурсы как оружие ради достижения геополитических выгод и побед? По нашему мнению, на этих выборах (или, в крайнем случае, на парламентских) она может попробовать в решающий момент бросить цену на газ на чаши весов, подписав с самым выгодным для себя кандидатом в президенты соглашение о снабжении газом Украины (скажем, на три года) по льготным ценам. Понятное дело, что в обмен на существенные политические уступки, которым будет предоставлено, — с помощью мощного пропагандистского аппарата, в том числе и ряда как будто украинских телеканалов, которые принадлежат «пятой колонне», — в виде благотворительности относительно «братьев-украинцев», которые, мол, изнывают под игом «киевской хунты».
Следовательно: если самый выгодный для Кремля кандидат будет иметь мало шансов пройти во второй тур, то операция может быть осуществлена где-то за неделю или несколько дней до первого тура голосования, если же и так гарантированно пройдет — то за соответствующее время до второго похода избирателей на участки. Кандидат от «пятой колонны» со своей свитой будет приглашен в Москву, где его торжественно примет главный «кремлевский чекист» и руководство «Газпрома». Потом будет подписан ряд документов, что будут приобретать силу после инаугурации нужного персонажа как президента Украины: о льготных ценах на российский газ, о прямом снабжении российского антрацита, о снятии всех барьеров для товаров из Украины на рынке РФ, о возобновлении кооперации двух ВПК и научно-производственных комплексов, о свободном трудоустройстве украинцев в России, о многомиллиардных кредитах под низкие проценты — и так далее, и все такое. Кто-то заметит, что Путин не сможет пойти на такие вещи, потому что ресурсов не хватит при условиях западных санкций. Напряжется, но отберет последнее у своих подданных, потому что целью этих политических и экономических игрищ как раз и будет не «просто» превращение Украины в марионеточное государство, но и полное или почти полное снятие всех санкций с России и резкий подъем рейтингов власти «кремлевских чекистов» — мол, Украина с нами, «а там — хоть камни с неба» (как говорили в 2014-м пророссийски настроенные крымчане; теперь уже не говорят, но ресурса хватило на 5 лет, и хватит еще на какое-то время).
Одним из важнейших условий снятия западных санкций с России, как известно, является урегулирование «конфликта на Донбассе» (так в большинстве столиц Запада предпочитают называть российскую агрессию и оккупацию части этого региона). При радикальном изменении власти в Украине этот «конфликт» может быть быстро приторможен путем введения туда т.назв. «миротворцев ОКДБ», то есть де-факто россиян в голубых касках, проведение там «демократических выборов» и полной амнистии террористам — с согласия новой власти Украинского государства. Тем более что существует уже и реальная почва для такого сценария «установления мира» (в действительности — провоцирование в недалеком будущем ужасающе катастрофической войны не только на украинских поприщах) в виде зафиксированных социологами общественных настроений. Да, настроения — дело не слишком стойкое, однако России и ее «пятой колонне» достаточно, чтобы они продержались на протяжении нынешнего года, чтобы отразиться на итогах обоих выборов.
С Крымом дело сложнее. Теоретически Путин мог бы его формально-юридически развязать, удовлетворив западное общественное мнение и большинство политиков, превратив полуостров на кондоминиум — общее владение России и Украины, где каждый житель будет иметь двойное гражданство. И Путин на кону — полуостров российский, и Запад доволен — в то же время полуостров как будто и «возвращен» Украине. Севастополь же при таком сценарии может быть «добровольно» подаренным официальным Киевом «братской России» — как это, по нашей информации, намеревался сделать Виктор Янукович, выиграв при мощной поддержке Кремля и Лубянки президентские выборы в 2015 году.
Мы уверенны, что на Западе много кто в случае реализации таких сценариев вздохнет с облегчением — и начнет «на полную» развивать «взаимовыгодные отношения» с Россией, в то же время, возможно, хочет замены лично Путина кем-то другим, пусть империалистом, но «либеральным». Но вот проблема — «кремлевские чекисты» вряд ли согласятся на «крымский кондоминиум», слишком гордятся они своими деяниями на полуострове. Да и шовинистически черносотенная оппозиция в России резко активизируется — мол, нам не нужны эти капитулянты, даешь всю Украину и Беларусь в составе «великой России»! Поэтому, скорее, «пятая колонна» и капитулянты в Киеве, в случае успеха на выборах, просто официально «заморозят» крымскую проблему лет на десять, «вынесут за скобки» — и ее, и, возможно, еще некоторые проблемы двусторонних отношений, как это пару лет назад предлагали сделать некоторые хорошо известные читателям «Дня» как будто украинские бизнесовые и политические деятели.
А в придачу преданный Кремлю кандидат может привезти из Белокаменной еще часть военнопленных украинцев и узников российских тюрем, которые попали туда по сфабрикованным обвинениям, — мол, это сумел сделать только я, потому что возобновляю братские отношения с братским народом! Вот ваши дети, братья и мужья, освобожденные с тюрем, а другие выйдут, если вы изберете меня президентом Украины, а затем сделаете мою партию правящей!
Кто-то скажет: такие и подобные сценарии не сработают! Сегодня украинский народ настолько умный и патриотический, что не поведется на существенное улучшение своего благосостояния — хотя бы на несколько лет — в обмен на национальную свободу, а украинский бизнес в настоящее время предпочитает ориентироваться на европейские рынки и не согласиться вернуться до времен Кучмы-Януковича с их пиететом перед рынком евразийским? У нас есть сомнения в этом, потому что украинский патриотизм разрушает не только и не столько российская пропаганда (но и она, как видим, добилась достаточно больших успехов, отмечают социологи), сколько коррумпированность и малая эффективность нынешних властных верхов. А относительно бизнеса Украины. Посмотрите только, как радостно крупный бизнес некоторых государств ЕС «дружит» с российскими полугосударственными экономическими структурами, поэтому отечественным бизнесюкам есть с кого брать пример, не так ли?
Еще раз подчеркнем: описанные выше сценарии в том или другом виде полностью могут быть — более или менее успешно — реализованы в Украине. А эта реализация способна поставить Украинское государство и украинскую нацию на грань катастрофы, а то и опять загнать в кремлевское стойло. После чего, как всегда, найдется немало любителей сказать: «Мы этого от России не ожидали», — однако будет уже поздно, и свободу придется отвоевать, причем любой, даже очень высокой ценой.