Война на Донбассе, даже несмотря на угрозу пандемии, до сих пор остается одной из важнейших тем украинской политики. Проходят обсуждения, встречи, реакция на те или иные события в отечественных СМИ. Недавно была проведена онлайн-конференция с представителями глав МИД стран Нормандской четверки, которую с украинской стороны возглавил Дмитрий Кулеба. Сам министр иностранных дел неоднократно подчеркивал важность продолжения переговорного процесса, проведения полноценной Нормандской встречи после карантина, и, конечно, донесения своих позиций как до участников процесса, так и до мирового сообщества. А какие пути установления мира на Донбассе видят европейцы, и не только руководители стран, но и представители гражданского общества и экспертной среды?
Так, например, недавно украинское экспертное сообщество выступило с острой критикой доклада «Мир в Украине I: Европейская война», автором которого стали представители Международной кризисной группы (ICG, Брюссель, Бельгия) (cutt.ly/vyjAzQo). По мнению таких деятелей, как Анна Гопко, Евгений Магда, Александр Данилюк и других, IGG предлагает решить проблему российской агрессии в Донбассе путем привлечения государства-агрессора России, в частности возвращения страны к обсуждению вопросов европейской безопасности и регионального контроля над вооружениями.
Международная кризисная группа (IGG) позиционирует себя как независимая организация, работающая над предотвращением войн и формированием политики, которая позволит построить более мирный мир. По информации на официальном сайте, организация стремится быть ведущим институтом, который предоставляет независимый анализ и рекомендации по предотвращению, решению или более эффективному управлению смертоносными конфликтами. В своей деятельности они «пытаются общаться со всеми сторонами и при этом опираться на нашу роль надежного источника информации на местах, свежих взглядов и советов для сторон в конфликте и внешних субъектов», — говорится там же.
В свою очередь, украинские эксперты утверждают, что вместо того, чтобы наказывать Россию за нарушения системы безопасности и международного права, ICG предлагает успокоить агрессора, а также то, что в докладе полностью игнорируется тот факт, что в результате российской агрессии на Донбассе погибли 14 тыс. украинцев, а 1,5 миллиона человек стали вынужденными переселенцами. С целью продемонстрировать ложные нарративы, обнародованные в докладе, а также разоблачить его скрытые и явные мотивы на сайте Европейской экспертной ассоциации был опубликован материал-опровержение доклада (cutt.ly/ayjAxHD).
Украинские эксперты пишут, что в докладе говорится о недопустимых для страны шагах, в частности, предлагают такую трактовку:
• Заключение договора об обычных вооруженных силах с акцентом на контроль над вооружениями, что означает существенное разоружение, неприемлемое для Украины;
• Обеспечение нейтралитета Украины, без перспективы интеграции в ЕС и НАТО — то есть прекращение интеграционных устремлений Украины в ЕС и НАТО, ее возвращение в сферу влияния Российской Федерации, отказ от государственного суверенитета и гарантий безопасности;
• Достижение устойчивой реинтеграции сепаратистского Донбасса, возможно, в рамках нового соглашения — предоставление Донбассу права вето на будущую внешнюю и национальную политику Украины, что обеспечит интересы России;
• Уменьшение санкций, введенных ЕС в отношении России в соответствии с прогрессом в выполнении Минских соглашений, то есть эффективное приостановление санкций, связанных с Донбассом, в обмен на случайные изменения процесса со стороны России;
• Установление мира в Украине путем приглашения Москвы для обсуждения вопросов европейской безопасности — по сути, изменение статуса Российской Федерации с государства-агрессора к партнеру. Таким образом, выплата репараций и компенсаций по искам в международных судах (в том числе в Международном уголовном суде), по мнению отечественных экспертов, будет невозможна. Требование установления истины и справедливости останется неудовлетворенным, что может привести к конфликтам внутри Украины. Сценарий, предложенный центром, — это не сценарий долгосрочного мира в Украине, а сценарий трансформации международного вооруженного конфликта в действительно гражданский;
• Решение вопроса о введенных ЕС санкциях за аннексию Крыма, означает терпимость к оккупации с применением силы и аннексии Крыма.
Напротив, отмечают эксперты, достижение мира должно произойти на основе территориальной целостности, экономического развития, социальной и военной устойчивости и укрепления демократического режима в Украине и Европе, и предлагают собственные шаги выхода из конфликта:
• Укрепление евроатлантического сотрудничества и перспектив НАТО, а также усиление способности Украины противостоять традиционному и гибридному вмешательству России;
• Улучшение устойчивости демократических институтов Украины для обеспечения большей интеграции в европейские экономические и политические институты;
• Усиление центральной интеграции Украины путем сотрудничества в энергетической, военной и инфраструктурной областях с целью повышения устойчивости к дестабилизирующим действиям России;
• Улучшение экономического развития и укрепление демократического режима в видимом контрасте с недовольством населения Донбасса, увеличение стоимости оккупации и ослабление де-факто субъектов хозяйствования, в конечном счете для того, чтобы люди, находящиеся под оккупацией, обратились к Украине;
• недрение международных и национальных механизмов, действующих против оккупации и систематических нарушений прав человека и гуманитарного права, с целью эффективного воздействия на российские круги, которые принимают решения, и ослабление агрессивного потенциала России, что делает именно мир более вероятным, чем просто урегулирование конфликта.
Исходя из доклада соответствующего содержания, возникает вопрос — не стало ли обнародование этого исследования банальным политическим заказом «независимому центру» или, наоборот, оно является определенным результатом и суммой тех взглядов, к которым все чаще обращаются европейские политики? В частности, возвращение Российской Федерации к свободным экономическим условиям, безопасности обсуждения и обычного партнерства.
Внешнеполитическая деятельность Украины должна содержать четкую и спланированную стратегию, ведь с начала российской агрессии прошло уже шесть лет и надеяться, что мировые политики, будут просто так всегда сопровождать нас на этом пути не только морально, но и действиями, было бы бесполезно. Надеемся, что наше государство в будущем сможет зарекомендовать себя как надежного и сильного партнера, помощь которому является не только важной с точки зрения справедливости и обеспечения условий функционирования международного права, но и обычной выгоды и взаимных перспектив.