Недавние тернопольские выборы показали — играть в политику с местным самоуправлением не стоит, ибо такие игры могут привести к неожиданным результатам. К счастью, затягивание выборов ровенского мэра такого резонанса, как переизбрание областного совета в Тернополе, не вызвало, однако... Однако многомесячная проволочка оставила город без руководства, вызвала политические интриги в мэрии и нарушила налаженный механизм работы всех сфер жизнедеятельности. Решили ли ровенчане свои проблемы с приходом новой городской власти?
По традиции, которую поддерживают в странах Европы, как раз пришло время отчитываться, что ровенский мэр успел сделать. Перед выборами будущий городской голова обещал, в частности, реформировать жилищно-коммунальную сферу, обеспечить ровенчан теплом и горячей водой, а также дать возможность строить свое жилье.
Жителям Ровно нового городского голову пришлось ждать более девяти месяцев. Все это время город оставался без руководителя. Городские депутаты несколько раз писали обращение к Верховной Раде с просьбой назначить внеочередные выборы городского головы в связи со смертью мэра Виктора Чайки. Достучаться до народных депутатов удалось только с третьей попытки. Хоть с выделением средств из госбюджета и возникали вопросы, ровенчане пришли на избирательные участки 30 ноября. Выбирать было из кого — на мэрское кресло претендовал 21 кандидат. Хотя, как и прогнозировали социологи, жители города активностью не отличались. Проголосовать пришло всего 40% избирателей. А наибольшее количество голосов набрал Владимир Хомко, директор РОВКП ВКГ «Ровнооблводоканал» (за него проголосовало 32,4% избирателей).
Социологи и представители общественных организаций, оперируя данными опросов, проведенных накануне, уверяли, ровенчане в кресле мэра хотят видеть в первую очередь хозяйственника, способного навести порядок в городе. Поскольку самыми болезненными проблемами, по данным тех же опросов, остаются качество коммунальных услуг и тарифы на них, вопрос вывоза мусора, засилье игровых автоматов. Собственно, факторы, которыми руководствовались жители города во время выборов, не имели политически-партийного характера, комментирует Олеся Кириленко, кандидат социологических наук, доцент кафедры политических наук РГГУ, которая участвовала в проведении социологических исследований. Так, ровенчане, в первую очередь, учитывали профессиональность кандидатов, их опыт и то, сколько времени они находятся на той или иной должности, а также их авторитетность и популярность.
Предвыборная программа Владимира Хомко была именно хозяйственной направленности. В то же время политологи констатируют, что самыми заметными за это время стали кадровые изменения. С тех пор, как городской голова Владимир Хомко приступил к исполнению своих обязанностей, он заменил заместителей мэра и часть руководителей городских управлений. Собственно, это он декларировал с самого начала. А сегодня уже подготовлено распоряжение о сокращении численности аппарата исполкома на 14 человек. Частично запланировано изменить и структуру исполнительного комитета.
«Кадровые перестановки не просто оправданы, в данном случае они необходимы. Ведь чтобы реализовать инициативы, которые предлагает Владимир Хомко, необходима поддержка команды. А чтобы ее создать, нужны реорганизации. Только тогда и удастся воплотить задуманное, — убежден Алексей Горецкий, глава правления Ровенской областной организации «Комитет избирателей Украины». — Стиль управления предыдущего городского главы Виктора Чайки был довольно жестким. Вопросы не всегда решались демократическим путем. Чувствовалась сильная рука. В течение того времени, когда город оставался без мэра, четко очерченного единого лидера не было. Не чувствовалось управления одного лица. В то же время, принципиальной разницы в стиле управления новоизбранного мэра и его предшественника во многих подходах не заметно. Речь идет в первую очередь о конкретных подходах, четкой постановке задач, хозяйственном подходе к решению проблем жизнедеятельности города». В целом же, задан достаточно динамичный тон, поэтому постепенное движение вперед чувствуется.
Алла Черний, кандидат политологических наук, отмечает новую организацию управления. «От эффективного процесса управления стоило бы переходить к эффективному результату, — комментирует пани Черний. — Специфика ситуации заключается в том, что длительное время город был без мэра. Сегодня же наконец присутствует процесс управления. Но по прошествии тех трех месяцев, в течение которых городом руководит новый городской голова, учитывая его программу действий, которая имеет хозяйственную нацеленность, ярких результатов еще нет».
Так, речь шла, в частности, о реформировании жилищно-коммунального хозяйства в городе, однако сегодня оно еще работает в старом режиме. Т.е. элементы предвыборных обещаний выполняются. Однако на сегодня это только процесс. О результатах же говорить рано.
«Управление городом — это управление системой, в которой много элементов. Речь идет о хозяйственно-экономической, социальной, культурно-образовательной а также управленческо-административной сферах, — поясняет Алла Черний. — Хотелось бы отметить интересный элемент именно в управленческо-административной сфере. Сейчас идет речь о том, чтобы при мэрии создать так называемый общественный совет, т.е. сотрудничать с жителями города. Это хорошее управленческое решение. Что касается хозяйственно-экономической сферы, от которой в значительной степени зависят все другие, то тут опять же работа начата».
Так городской голова Ровно собирается по окончании отопительного сезона (который, кстати, прошел удачно) реформировать теплоснабжающие предприятия. В планах также мусоросортировочный завод. А пока в Ровно уже реализуется проект по сортировке мусора. Тем временем, получив встряску, качественнее стали работать жилищно-коммунальные предприятия. В дальнейших планах — ремонт дорог, решение транспортной проблемы. Главное, в решении вопросов жизнедеятельности города темп работы задан, констатируют специалисты. Другое дело — вопрос привлечения инвестиций. Тут как такового результата не заметно, однако на это действительно нужно больше времени, чем 100 дней.