Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Русофобия как клеймо для патриотов

Кто и для чего использует избитые стереотипы?
22 апреля, 2009 - 19:05

Это выглядело бы очень смешно, если бы не было так опасно — стоит кому-то (в том числе масс-медиа) сказать критическое слово в адрес российских имперских идей или некоторых аспектов нынешней политики нашей северо-восточной соседки, как в ответ сыплются обвинения в русофобии. В последнее время все чаще подобные упреки адресуются авторам нашей газеты и ее редакции в целом. Причем те, кто их обнародует, как правило, не обременяет свои пассажи основательными доказательствами. В этой связи представляется не лишним отметить, что термин «русофобия» является отдельным случаем применения такого понятия как «ксенофобия», которое, в соответствии с определением различных словарей, означает, в частности, страх или враждебность по отношению к чему-либо чужому или иностранцам. Так вот, нынешнее руководство России сделало и делает много шагов, побуждающих мыслящих людей Украины серьезно беспокоиться по поводу того, не затянут ли нашу страну в состав новой империи или не расчленят ли на части с тем, чтобы отобрать под свою руку некоторые из них. Чего стоят одни лишь неоднократные заявления российских руководителей о непризнании административных границ, существовавших между бывшими республиками СССР, и затягивание демаркации существующих с Украиной границ (уже делимитированных)? О систематических претензиях на Крым и Севастополь, газовых конфликтах мы уже не говорим. Один из последних примеров — это едва не истерическая реакция Москвы на подписание Меморандума между Европейским Содружеством и Украиной относительно модернизации нашей газотранспортной системы. Кстати, по признанию экспертов, главной гарантии нашей государственной независимости. Выходит, правы были некоторые обозреватели, заявлявшие, что, заблокировав нам путь в НАТО, Россия будет препятствовать и нашему продвижению в Европу.

Таким образом, имеется предостаточно оснований считать, что со стороны России существует серьезная опасность нашему суверенитету, и что в последние годы она ведет фронтальное наступление на Украину в политической, экономической, культурной и ряде других сфер. Ни одна другая страна (даже Румыния, где иногда звучат претензии относительно принадлежности этой стране отдельных украинских земель) и близко не допускает в отношениях с нашей страной таких откровенно пренебрежительных шагов и попыток диктовать свою волю, как Россия. То есть у нас неизмеримо больше резонов говорить об украинофобии как сути политики этого государства на данном этапе, основе позиции ее руководства и подавляющей части правящей верхушки. Насаждаемая сверху враждебность к Украине и украинцам среди широких масс россиян является продолжением государственной политики этой страны, рассчитанного на внутреннее потребление.

В то же время за русофобию, как правило, выдаются такие явления, как попытки украинцев отдать дань уважения гетману Мазепе, бойцам и командирам Украинской повстанческой армии, жертвам Голодомора 1932-1933-х годов, а в современном измерении — отстаивание национальных интересов Украины, которые, разумеется, не могут быть идентичны российским. Дело доходит до того, что признающих справедливой борьбу УПА за независимость нашей страны объявляют фашистами и нацистами, причем как российские шовинисты, в том числе и из руководящей прослойки, так и наши «домашние» украиноненавистники. А среди последних — едва не большинство Верховной Рады, прежде всего — депутаты от Компартии и Партии регионов. И можно уверенно утверждать, что настоящей причиной такой ненависти является именно лозунг независимости Украины, который подняла на своем знамени УПА, и пример ее долговременного успешного вооруженного (да, именно успешного и вооруженного) сопротивления советской (читай российской) империи.

Но если смотреть на положение дел объективно, со стороны Украины как государства и ее патриотов (умных, ответственных, которых подавляющее большинство) речь не идет о ненависти, враждебности к России и всему русскому. Автор сам рос во многом на русской культуре, до сих пор считает русскую литературу одной из мощнейших в мире. Особенно с большим пиететом относился и относится к творчеству Федора Достоевского — в романе «Идиот» писатель гениально показал сложности бытия человека, ставящего во главе угла принцип творения добра для других, а в «Братьях Карамазовых» поднял глубокие пласты первооснов существования людей в обществе и их взаимодействии с Богом. Потому, повторимся, всем, кто клеит украинским патриотам ярлык русофобии (в плане ненависти к России), стоит побеспокоиться хотя бы о серьезном подтверждении своих тезисов. В том числе относительно нашей газеты. Потому что если рассматривать стиль и характер публикаций «Дня» в совокупности, то патриотизм и украиноцентризм действительно является стержнем редакционной политики. А критическое отношение к определенным аспектам деятельности России и ориентированных на эту страну представителей украинского политического бомонда обусловлено, в первую очередь, озабоченностью судьбой Украины. Ведь недемократическая Россия является очевидной угрозой независимости Украины и сохранению у нас хотя бы той квазидемократии, которая с определенными отклонениями, но дает народу возможность выбирать власть. И лишь очень предубежденные люди могут не заметить целого ряда публикаций, не говоря уже о таких книгах, как «Две Руси», изданной в серии «Библиотека газеты «День», где ученые, писатели, журналисты с уважением говорят о России как стране, рассказывают о тех или иных связанных с ней культурных и других событиях. Плюс неоднократно в газете появляются статьи, в которых, по сути, оправдываются даже очень сомнительные действия ее современных политиков. Что свидетельствует о широте подходов.

Наши же оппоненты не стесняются, в том числе на страницах «Дня», называть бредом то, что Голодомор 1932-1933 годов означал геноцид украинского народа. Хотя на нынешний день существует достаточно исторических материалов и свидетельств, что это преступление власти было настоящим геноцидом. Верхом цинизма можно считать комментарий на статью Оксаны Пахлевской «Какую Россию я люблю?» Ее, интеллектуала высшего уровня, обвиняют в незнании России (это при том, что она, очевидно, глубоко знает историю этой страны, ее культуру, так как оперирует большим массивом информации по этим вопросам) и фашизме. Скорее настоящую историю своей страны не знает и не хочет знать оппонент пани Оксаны, потому что даже не пытается понять суть ее аргументов. Ему нравится своя «авторитарная, агрессивная и варварская» Россия. Это его личное право так считать. Опасно другое — такой режим снова стараются навязать Украине. В данном контексте особую тревогу вызывает то, что коммунистам, которые, используя свободу политической деятельности, откровенно тянут Украину назад, в советский тоталитаризм, из парламентских фракций подыгрывают регионалы, литвиновцы и часть бютовцев. Голосование по принятию постановления о праздновании 90-летия Комсомола Украины (ее авторы не указали официальное название бывшего резерва КПУ — Ленинский! Коммунистический! Союз Молодежи Украины) тому наглядное подтверждение. Но проявления пиетета к советскому прошлому Украины, тем более попытки вернуться к общественным отношениям тех времен, означают фактическое отрицание независимости Украины, свободы и демократии как краеугольных основ существования общества, обеспечивающих уважение к личности. Ведь Советский Союз — это воплощение тоталитаризма, означавшего подавление воли и права выбора власти, а также подчинение господствующей нации (в данном случае — русской) других народов. Нынешнее руководство России откровенно пытается вернуться к советской идеологии и советскому строю власти, что значит господство узкой группы «товарищей». Одновременно на вооружение берутся имперские взгляды добольшевистских времен. Нашу страну Россия настойчиво и последовательно втягивает в свою орбиту, в орбиту евразиатства, что, видимо, является новым отходом от европейской цивилизации, основанной на уважении к личности. А когда украинские патриоты протестуют, это объявляется русофобией.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День», Житомир
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ