Харьковские социалисты требуют отмены решения Политсовета СПУ от 3 сентября 2005 года о роспуске комитетов Харьковской областной и Харьковской городской организации СПУ и исключении из Соцпартии Владимира Гошовского, Александра Балычева и Николая Марченко. Об этом шла речь на вчерашней пресс-конференции народного депутата Украины, первого секретаря Харьковского обкома СПУ Владимира Гошовского, первого секретаря Харьковского горкома СПУ Александра Балычева и руководителя юридической службы Харьковского обкома СПУ Василия Белоуса. То, каким образом происходило исключение членов СПУ и расформирование комитетов, не входит, по словам участников пресс-конференции, ни в одни демократические рамки. Члены Харьковских областной и городской организаций СПУ даже не могли пробиться на заседание, отметил В.Гошовский, сквозь «четыре ряда охранников, одетых в камуфляжную форму». «Обвинений как таковых не было, — рассказал журналистам Гошовский. — Была фраза о том, что какие- то действия надо было согласовывать с Морозом... Другие упреки были просто абсурдны. На сегодняшний день мне сложно сформулировать, почему это произошло. Выступая на Политсовете, я просил объяснить мне, дать хотя бы мотивацию, которую я мог бы передать партийному активу области... О недоверии лидеру СПУ в партии сегодня говорят, но больше в личных беседах, о вынесении этого вопроса на голосование речь не идет».
А.Балычев отметил, что из 97 членов Политсовета на заседании присутствовали только 53: «Возможно, потому, что в областные комитеты звонили из центра и говорили, что не надо приезжать на заседание. Но даже среди «благонадежных» присутствующих 17 человек отказались поддержать решение в отношении харьковчан, и 5-6 воздержались. Решение против нас было продавлено фактически несколькими голосами».
Кому это было выгодно? Чтобы найти ответ на этот вопрос, исключенные инициировали расследование. Владимир Гошовский показал присутствующим папку с уже собранными ими доказательствами. Собирают они и подписи коллег по партии в свою поддержку, — эта акция продолжается во всех регионах Украины.
Василий Белоус в свою очередь утверждает, что Харьковские обком и горком партии являются единственно легитимными органами, представляющими СПУ в области. Политсовет может исключить кого-либо из партии только если доказан факт совершения им действий, не совместимых с Уставом и программой СПУ, и только при наличии двух обязательных условий: первое — этот член СПУ является не рядовым, а главой регионального партийного комитета, или входит в состав руководящих органов Партии, и второе — если первичная парторганизация или региональный партийный комитет фактически не могут принять решение об исключении этого члена СПУ из партии. Эти условия не были выполнены в отношении Марченко, который не является руководителем. Что же касается Гошовского и Балычева, то решение об их исключении должно было принять отчетно-выборное собрание, где все желающие могли высказать все свои к ним претензии. Однако такое собрание так и не состоялось.
В.Белоус также сообщил, что в Шевченковский районный суд Киева поданы несколько исков о защите чести и достоинства исключенных. Ответчиком выступает аппаратчик, составивший справку о том, что они нарушили Устав. По словам истцов, это обвинение абсолютно бездоказательно.
Подвергают сомнению участники пресс-конференции и законность решения Политсовета о необходимости перерегистрации всех членов Харьковского отделения СПУ. По их мнению, идет речь о проверке харьковских социалистов на толерантность и политкорректность по отношению к определенным лицам в партии. Не проходишь проверку — лишаешься членства. Но имеет ли Политсовет такие права?
По версии А.Балычева, вся эта история с роспуском и исключениями произошла потому, что руководство партии испугал рост активности и количественного состава регионального отдела партии. Что в свою очередь является, по словам А.Балычева, заслугой «трудоголика» и хорошего организатора Гошовского. «Опальные» социалисты намерены также бороться со злоупотреблениями в партии, в частности с тенденцией к продаже мест в партийном списке.