В дискуссии об ОУН-УПА, которая ведется уже не один год, до сих пор, по моему мнению, так и не озвучено самое главное: что является в нашем обществе причиной противоположных оценок этого исторического феномена. Фактически граждане разделены на два лагеря. Причем представители одного лагеря называют ветеранов ОУН-УПА предателями, а представители другого, наоборот, называют их героями, борцами за свободу Украины. В чем же дело?
Я думаю, что все дело в проблеме самоидентификации, то есть в том, что процесс консолидации украинской нации, несмотря на четырнадцать лет независимости, еще не завершился. И Украина сегодня остается очень неоднородной. Хотя, безусловно, за последнее десятилетие произошли существенные изменения к лучшему. Национально-патриотические чувства в народе возросли, о чем и свидетельствовала победа Виктора Ющенко на президентских выборах.
Однако, чтобы понять причину разделения общества в этом вопросе, посмотрите, какие политические силы осуждают деятельность ОУН-УПА. Это, в первую очередь, коммунисты, агрессивные социалисты и некоторые другие партии, выступающие за максимальное сближение с Россией и традиционно вражески настроенные по отношению к национальной идее. Их основным электоратом является Восточная и Южная (и частично Центральная) Украина, самые политически и культурно русифицированные территории. Граждане этих территорий говорят: мы воевали с фашизмом, освобождали Украину от иноземного ига, а воины ОУН-УПА стреляли нам в спину. ОУН- УПА не боролась за Украину, а помогала Гитлеру ее поработить. В этой позиции выразительно прослеживается убежденность, что СССР для украинцев не только не был эксплуататором, а был, наоборот, их Родиной.
Вот в этом и состоит корень проблемы.
Российско-коммунистические правители Советского Союза проводили политику так называемого «слияния наций» и создания «нового сообщества — советского народа». Это «новое сообщество» должно было сформироваться на русской языково-культурной базе, вобрав в себя все лучшее из других наций. На практике это означало, что украинцы (как и все другие народы) должны исчезнуть, трансформировавшись в новое этнополитическое образование. Идея слияния наций не была новой. Это была давняя идея русских царей («обрусение инородцев»), только закамуфлированная коммунистической риторикой. Но как тогда, так и в советские времена она сопровождалась жестоким преследованием ее противников. Вынуждены признать, что «политика слияния наций» достигла определенного успеха. Во всяком случае, в Украине у значительной части украинцев было подорвано чувство национальной идентичности, они стали себя отождествлять не с Украиной, а с СССР, считать себя не так украинцами, как «советскими людьми». Вопрос собственно Украины, ее языково-культурной самобытности, не говоря уже о ее политической и экономической независимости, их уже не волновал. И не мог волновать, ведь их Родиной теперь была уже не Украина, а великий Советский Союз. Они приняли идею «слияния наций», согласились с тем, что Украина, как самобытная единица, должна исчезнуть. И в этом, по большому счету, безусловно, есть признак предательства. Предательства предков, своих корней, крови. Однако не судите их слишком строго, учтите трудные обстоятельства, в которых они находились, крайнюю жестокость тоталитарного режима, господствующего в СССР.
Следовательно, когда мы понимаем, кем внутренне являются украинцы, называвшие себя «советскими», то мы не должны удивляться и их негативной оценке деятельности ОУН-УПА. Ведь ОУН-УПА отстаивала национальную идею, то есть идею утверждения Украины политически, экономически и культурно, тем самым откровенно отрицая идею растворения Украины в «новом сообществе». А это, в свою очередь, означало, что ОУН-УПА стремилась разрушить их Родину — СССР. Ведь независимая Украина и Советский Союз были явлениями несовместимыми. Существование одного означало небытие другого. Как же «советские» украинцы могли положительно относиться к силе, которая отрицала их главные жизненные основы?
Когда началась война между Третьим Рейхом и Советским Союзом, у части украинцев, которые оставались сторонниками национальной идеи и не признавали СССР Родиной, появилась надежда реализовать свою мечту — создание независимого украинского государства. Организация украинских националистов стала главным проводником этих идей. Она и возглавила борьбу за независимость. Активнее всего деятельность ОУН проявилась в Западных областях, то есть там, где национальное сознание населения было самым сильным, и где украинцы явно идентифицировали себя с Украиной, а не с СССР, определяли себя собственно украинцами, а не «советскими людьми».
Перед началом немецко-советской войны ОУН имела определенные надежды использовать Германию как союзника. С немцами был проведен ряд переговоров. Но вскоре все иллюзии развеялись. Третий Рейх смотрел на Украину лишь как на добычу. И ОУН, объявив немцев захватчиками, начинает с ними борьбу. Тогда-то и возникает Украинская повстанческая армия. Отряды УПА воюют с немецкими карательными подразделениями, потом, когда фронт переместился за западные границы Украины, ведут бои и с войсками НКВД. Таким образом, ОУН- УПА боролась и с Третьим Рейхом, и с Советским Союзом, рассматривая оба государства как врагов Украины. И в данной ситуации ОУН-УПА выступала третьей стороной во Второй мировой войне, ведь провозглашая целью создание независимого украинского государства, она не могла выступать ни на стороне фашистской Германии, ни на стороне российско-коммунистического СССР, государств, для которых эта цель была неприемлемой.
Эту коллизию никак не могут постичь многие из современных политических дальтоников, которые твердят: раз воевали против Советского Союза, значит были союзниками Третьего Рейха. То, что у кого-то могли быть интересы, которые невозможно было втиснуть в узкие рамки двухцветного разделения мира («не с нами, значит с ними»), эти политики понять никак не могут.
Впрочем, в этом вопросе со стороны осуждающих ОУН-УПА существует множество спекуляций, нежелание признавать факты и даже сознательный обман. Что касается фактов, то они вещь очень упрямая. Невозможно, например, отрицать, что целью Организации украинских националистов было независимое украинское государство. Ведь, кроме националистов, никто эту цель так откровенно не провозглашал. Она присутствует в любом их документе. Невозможно также отрицать, что УПА воевала против немцев. Об этом тоже собраны целые тома документальных свидетельств. А говорить о контактах ОУН с представителями Третьего Рейха в начале войны как о доказательстве того, что националисты были немецкими союзниками на протяжении всей войны, — некорректно. Однако говорят, утверждают, повторяют одни и те же слова вопреки здравому смыслу. Возникает естественный вопрос: почему? Что заставляет противников ОУН-УПА так настойчиво закрывать глаза на правду?
Причина, напоминаем, в одном: в проблеме самоидентификации. Украинцы, осуждающие ОУН-УПА, относятся к той части наших соотечественников, которые до сих пор не приняли или приняли вынужденно украинскую независимость, то есть — главную цель ОУН-УПА. По существу, они живут в украинском государстве, де-факто являются ее гражданами, но с Украиной себя не идентифицируют. И это большая трагедия этих людей. Ведь украинское государство существует, оно признано во всем мире и вполне материально. Разве можно, живя в Украине, будучи украинцами по крови, представить себя вне Украины? И действительно, если они не идентифицируют себя с Украиной, не считают себя гражданами Украины, тогда гражданами какой страны они являются? России? Беларуси? Казахстана? Но чтобы идентифицировать себя с Россией (Беларусью, Казахстаном), им нужно отречься от Украины. А это сделать они тоже не могут, потому что всю жизнь прожили на украинской земле, и она для них — родная. А может, они продолжают считать себя гражданами СССР? Очевидно, так оно и есть. Они ностальгируют за Советским Союзом. За государством, которого уже нет. Согласитесь, трудно, невозможно быть гражданином того, чего не существует. Поэтому, думаю, нужно с определенным пониманием относиться к их чувствам. Родину-СССР они потеряли, а новую Родину — Украину — никак не могут принять. Вот откуда все эти пророссийские сантименты. Ведь для этой части наших соплеменников Россия, Москва, русский язык, культура — все это тоже их родное, советское. Россия для них (как и Украина) — это часть Советского Союза. Но идентифицировать себя только с Россией они не могут, так же как не могут идентифицировать себя только с Украиной, потому что чувствовали себя гражданами целого, а не какой-то одной части. Вот и приходится их душе разрываться. Однако нет другого пути, чем почувствовать себя гражданином реальной страны, в которой живешь. Другого пути нет еще и потому, что всякое государство является мощным фактором самоидентификации своих граждан. И это процесс объективный, он происходит независимо от чьих-либо желаний.
И все-таки нужно более четко ответить на поставленный вопрос: почему определенная часть украинцев осуждает деятельность ОУН-УПА? Думаю, после всего изложенного выше ответ будет выглядеть достаточно обоснованно. Ведь ОУН-УПА воевала против Советского Союза, против государства, которое упомянутая часть украинцев считала Родиной, боролась за независимую Украину, которой они, «советские» украинцы, не хотели. А еще потому, что ОУН-УПА была идейным вдохновителем той, второй части украинцев, которые не отреклись от своих национальных корней и делали все, чтобы разрушить СССР, и благодаря активности которых, собственно, и было создано нынешнее украинское государство, государство, которое «советские» украинцы не принимают и поныне. Они не принимали его тогда, они не принимают его и сейчас. Не принимают потому, что Родиной своей считали и считают СССР, а не Украину.
Вообще, дискуссия об ОУН-УПА должна быть очищена от многочисленных спекуляций, которыми она перегружена. К таким спекуляциям, например, относятся взаимные обвинения в предательстве. Дискутирующие стороны должны в первую очередь определиться с основополагающими ценностями. Если у них есть такие общие ценности, то есть смысл искать, кто от чего отступил, кто что нарушил. Если же нет, то их разговор сведется к диалогу зайца и рыбы. То есть они не будут воспринимать и даже понимать доводы друг друга.
Когда сознательные украинцы говорят «советским» украинцам, что, «воюя в Красной армии вы предали Украину, потому что служили российско-коммунистическим захватчикам», те ужасно возмущаются. «Как? — говорят они. — Мы боролись с фашизмом, освобождали Украину, как смеете вы говорить, что мы предатели?!» «Да, — говорят им, — вы освобождали Украину от немецко-фашистских захватчиков, чтобы ее давил российско-коммунистический сапог. Следовательно, вы боролись не за Украину, а за ее угнетателя — Советский Союз!» «Неправда! — задыхаются от возмущения «советские» украинцы, — Украина в составе СССР была полностью равноправной, украинцы не подвергались никакой дискриминации». «Как не подвергались!? — тут уже возмущаются сознательные украинцы. — А преследование украинского языка, культуры? А судебные расправы над украинскими патриотами? Этого что, мало?» «Украинский язык, культуру никто не преследовал, — возражают им «советские» украинцы, — люди сами для себя свободно выбирали язык общения. А судили националистов, тех, кто пытался посеять вражду между украинцами и россиянами». «Советско- коммунистическая Россия уничтожила нашу государственность, превратила Украину в бесправную колонию...» — говорят сознательные украинцы. «Вовсе нет! — отвечают «советские» украинцы. — Украина в Советском Союзе была независимым государством с правом свободного выхода из СССР, имела даже своих представителей в ООН».
Вот такой или приблизительно такой по своей сути диалог можно услышать сегодня между сторонниками и противниками ОУН-УПА. Это диалог глухих.
Попробуем выяснить, правомерны ли взаимные обвинения сторон в предательстве. Сразу возникает вопрос: в предательстве кого, каких ценностей? Ну, допустим, Украины. Тогда примите за общую ценность благо Украины, украинского народа. Для сознательных украинцев благом Украины является реализация национальной идеи, выход украинской нации к мировым вершинам в политическом, экономическом и культурном (в частности, относительно роли украинского языка) аспектах. Государственная независимость рассматривается ими как необходимое условие воплощения этой идеи в жизнь. Так ли трактуют благо Украины «советские» украинцы? Нет, конечно. Для них благом Украины является идея «слияния наций», так сказывать, ассимиляционная идея, согласно которой украинский народ должен бы раствориться в русском национально-культурном естестве и таким образом достичь наивысших мировых вершин. Поэтому разрушение всяческих политических, экономических и культурных (в частности, языковых) барьеров, препятствующих этому растворению, положено рассматривать как позитив. Вот по какой причине «советские украинцы не ощущали дискомфорта от факта «нивелирование украинского языка, самобытности украинской культуры, потери самостоятельности в экономике, науке, вот почему бутафорскую государственность УССР называли полноценной. Для них все эти факты были не злом, а добром.
Как видим, у одних и других украинцев нет общих ценностей. Их разделяют диаметрально противоположные идеи: национальная и ассимиляционная. Первая — за утверждение Украины, другая — за растворение ее. А если нет общих ценностей, то невозможно и предательство. Ветераны ОУН-УПА никого не предали, потому что никогда не были сторонниками ассимиляционной идеи. Ветераны Красной армии («советские украинцы») никого не предали, потому что никогда не были сторонниками национальной идеи. Ни одни, ни вторые не могут считаться предателями. Они просто идейные противники. С той лишь разницей, что сознательные украинцы выступали за то, чтобы Украина была, а «советские» украинцы — чтобы ее не было.
Итак, перед нами, современными украинцами, стоит конкретный выбор: с кем мы, за кого мы? За утверждение Украины или за ее ассимиляцию? За независимость или против нее? Вот на какие вопросы сначала должны ответить те, кто собирается дискутировать о роли ОУН- УПА в украинской истории. И если мы за независимость, если признаем независимое украинское государство своей Родиной, то разве посмеем осуждать ветеранов ОУН-УПА, наших соотечественников, которые полстолетия назад рисковали жизнью в борьбе за эту независимость? А если мы все же осуждаем их, тогда должны честно признаться самим себе и обществу, что мы противники независимого украинского государства. Быть за независимость и осуждать ОУН-УПА — невозможно. Те, кто это делают, — не разобрались в себе или сознательно лицемерят.