«Женский», как его ласково окрестили в кулуарах, законопроект парламентское чистилище не прошел. Неделю назад за него проголосовали всего 215 народных депутатов из 416 зарегистрировавшихся в зале. До гендерного торжества равноправия полов не дотянули всего 10 голосов, а жаль, требовалось- то немного — всего лишь «принять за основу». Правда, высказаться «против» никто из мужчин-депутатов, видимо, опасаясь праведного гнева немногочисленных парламентских дам, не осмелился. Две сотни народных избранников не голосовали вообще, законопроект обсуждался уже в самом конце пленарного дня в полупустом зале.
Сами авторы проекта, которых аж 19 душ, предпочитают именовать свое детище законопроектом не о «правах женщин», а о «равных правах полов» или о «гендерных квотах». Ранее на этом же законотворческом поприще фиаско уже потерпели: депутат Зварич (осень 2002 года), а также Волков и Биловол (весна 2003 года). Несмотря на очередную неудачу, надежда не потеряна. Благо, схема отработана: документ после внесения незначительных изменений перерегистрируют и подают на рассмотрение зала как бы впервые.
Авторы законопроекта № 4415 уверены, что главное преимущество их произведения перед его предшественниками в том, что данный документ призван не просто защитить представителей одного пола, а уравнять их в правах с другим. Законопроект, дескать, имеет не столько альтруистический, сколько политический характер. Авторы, по их словам, стремятся не допустить «перекоса» в партийных списках в сторону представителей того или иного пола, ратуя за пропорцию «мужчины — женщины» приблизительно 70% на 30%. Кроме того, проектом предусматривались: экспертиза всей ныне действующей законодательной базы с целью выявления в ней документов, дискриминирующих по половому признаку, создание при Кабмине консультативно-согласительного совета по вопросам равноправия мужчин и женщин, формирование избирательных комиссий всех уровней с равным представительством мужчин и женщин (с допустимым перевесом в одну кандидатуру) и т.д. Есть в несостоявшемся законе и пункты, развивающие положения Конституции о равноправии полов. Так для женщин не считается дискриминацией более ранний выход на пенсию, предоставление отпуска по уходу за ребенком и т.д. Положения законопроекта призваны регламентировать равенство полов, а не провоцировать «перекос» в чью-либо сторону.
Установление процентного соотношения мужчин и женщин в избирательном списке и есть то самое «гендерное квотирование», узаконенный уровень представительства женщин и мужчин во власти. Главная идея в том, чтобы, существенно увеличивая политическое представительство женщин, привлекать их к принятию ключевых решений, препятствовать их изоляции от политической жизни. Задача системы в том, чтобы женщины в парламенте страны составляли хотя бы «критическое меньшинство» от 30 до 40% мест. Квотирование — часто «временная мера», призванная обеспечить создание «критической массы» женщин-политиков, способных оказывать влияние на политические процессы в целом. Людмила Супрун, один из соавторов законопроекта, считает, что отсутствие квот сказывается не только на политической, но и на экономической ситуации в стране. «Наиболее низкооплачиваемый труд работников в традиционно «женских сферах». А это — прямая дискриминация, уровень зарплаты не должен зависеть от половой принадлежности».
Правда, главное научно-экспертное управление аппарата ВРУ посчитало, что «половая процентная квота» — не что иное как «вмешательство во внутрипартийные дела». На что авторы законопроекта иезуитски вопрошают, не является ли вмешательством во внутрипартийные дела установление граничного возраста и прочие подобные ограничения?
Фактически без проведения политреформы (в частности, перехода на пропорциональную избирательную систему) законопроект утрачивает всякий смысл. Но если в окончательной реализации реформы сегодня уже мало кто сомневается, то № 4415 банально «прокатили». Сложно прогнозировать, как это скажется на процентном соотношении полов в ВР будущего созыва. Сегодня под стеклянным куполом трудится всего 23 женщины-депутата, а это около пяти процентов от всего депутатского корпуса. Зато почти все представительницы прекрасного пола занимают в ВР более чем активную позицию. Юлия Тимошенко и Раиса Богатырева возглавляют парламентские фракции. До недавнего времени их «руководящей» коллегой была и Екатерина Ващук.
Кстати, сугубо «женские» партии у наших избирателей особой популярностью не пользуются. Это при том, что 62% украинского электората — женщины, а выбирать им есть из чего: Всеукраинская партия женских инициатив, Женская народная партия (объединенная), «Солидарность женщин Украины», Всеукраинское объединение «Женщины за будущее», «Гражданский парламент женщин Украины» и т.д.
Украинцам не свойственен воинствующий патриархат, традиционно женщина занимала лидирующее место в семье, что несложно проследить даже по фольклору и литературе, тем не менее, женская политическая традиция у нас отсутствует. В то же время статистика и мониторинг состава органов местной власти свидетельствуют, что сельские жители больше, чем горожане, хотят видеть в органах управления представительниц прекрасной половины. И именно в городских, областных и сельских советах женщин-депутатов — добрая четверть.
Так или иначе, но принятие ВР закона «Про обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин» в первом квартале текущего года — составная «Плана действий по реализации приоритетных положений Программы интеграции Украины в ЕС в 2004 году», утвержденной Кабмином в начале марта. Сопровождение рассмотрения этого законопроекта в ВР было поручено сразу двум Министерствам — юстиции и по делам семьи и молодежи.
Кстати, «женская» квота при формировании парламента используется более чем в 30 странах мира. Одновременно средний показатель женского присутствия в главных законодательных органах — всего 15%.
С другой стороны, гендерные квоты — палка о двух концах. Ведь привлечь в партийный список «действующих» женщин-политиков особого труда не составит. А остальных можно «добрать» для «галочки» и для того, чтобы они, например, в парламенте послушно нажимали те кнопки, на которые им укажут, а не на те, на которые нажать сами считают нужным...