Прошло уже семь лет с начала российско-грузинской войны, с начала открытой военной агрессии государства — постоянного члена Совета Безопасности ООН — против соседнего независимого государства.
Но на самом деле российская агрессия против Грузии началась еще в 1990-х, когда, в ответ на стремление Грузии к независимости, построению демократического, свободного государства и возвращению в европейскую семью, Россией были инспирированы военные конфликты в Абхазии и Цхинвальском регионе Южной Осетии, завершившиеся гибелью тысяч людей, массовой этнической чисткой и перемещением тысяч этнических грузин и других национальностей из этих регионов.
После завершения военных действий Россия, формально став миротворцем и обязавшись способствовать разрешению конфликтов, продолжала практически открыто оказывать военную и экономическую помощь сепаратистским властям Абхазии и Цхинвальского региона Южной Осетии. Вместе с тем не прекращалось политическое и экономические давление (в том числе «энергошантаж», включая взрывы газопроводов и линии электропередач) на Грузию, целью которого было изменение внешнеполитического вектора, направленного на европейскую и евроатлантическую интеграцию, и возвращение на орбиту России.
О ДЕЛЕ «ГРУЗИЯ ПРОТИВ РОССИИ»
Давление достигло апогея в 2006 году, когда Россия ввела торговое эмбарго на экспорт грузинской продукции, и начала массовую, незаконную, депортацию граждан Грузии из России. В этой связи Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело «Грузия против России», принял решение, в котором подтверждены многочисленные факты нарушения прав человека. В частности суд установил, что, с нарушением Европейской конвенции по правам человека, из России было выдворено 4634 гражданина Грузии, незаконно задержаны и выдворены 2380, из них трое погибли в заключении. Суд обязал Россию выплатить компенсацию за указанные нарушения, в качестве которой Грузия требует 70,3 млн евро для возмещения морального ущерба пострадавшим.
Не добившись своей цели политико-экономическими инструментами, Россия усилила агрессивную военную политику, которая достигла кульминации в начале августа 2008 года, когда была осуществлена хорошо подготовленная военная агрессия против Грузии. Москва оправдывала вторжение, осуществленное с грубым попранием норм международного права, абсурдным аргументом защиты своих т.н. граждан, предварительно незаконно раздав российские паспорта жителям Абхазии и Цхинвальского региона Южной Осетии.
12 августа 2008 года, при посредничестве президента Франции Николя Саркози, действовавшего от имени Евросоюза, было достигнуто соглашение о прекращении огня между Россией и Грузией, которое остановило дальнейшее вторжение Российской Федерации. Соглашение подразумевало отказ от применения силы, прекращение военных действии, свободный доступ к гуманитарной помощи, возвращение вооруженных сил Грузии на места постоянной дислокации, вывод вооруженных сил России на позиции, предшествующие началу боевых действии и начало международных переговоров по условиям безопасности и стабильности в Абхазии и Южной Осетии.
Вследствие пятидневной войны 20% территории Грузии было оккупировано, сожжены десятки грузинских деревень в Цхинвальском регионе, в результате массовой этнической чистки грузинского населения почти 140 тысяч этнических грузин были изгнаны из своих домов и пополнили ряды беженцев и внутренне перемещенных лиц.
АГРЕССИЯ РОССИИ — ОТВЕТ НА ЕВРОПЕЙСКИЕ И ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ ГРУЗИИ
26 августа 2008 года Российская Федерация, с вопиющим нарушением соглашения о прекращении огня, которое подписал президент России всего за две недели до этого, и других международных договоренностей, признала независимость двух регионов Грузии. Таким образом, России удалось установить полный контроль над Абхазией и Цхинвальским регионом и «легитимировать» нелегальное военное присутствие. Подавляющая часть международного сообщества не признает так называемую независимость оккупированных регионов Грузии (Россию поддержали только Венесуэла, Никарагуа и Науру) и выступает за достойное и безопасное возвращение беженцев и внутренне перемещенных лиц на места постоянного проживания.
Еще раз следует подчеркнуть, что масштабная военная агрессия России против Грузии была прямым ответом на европейские и евроатлантические стремления Грузии, особенно после саммита НАТО в Бухаресте. Позднее, в 2011 году, президент России Дмитрий Медведев сделал заявление, что российская военная агрессия против Грузии была направлена на противодействие амбициям Грузии по вступлению в НАТО и, соответственно, против суверенного выбора интегрироваться в евроатлантическое сообщество.
В отчете независимой международной мисси по установлению фактов августовской войны (так называемый отчет Хайди Тальявини) заявлено, что российская военная операция в 2008 году была хорошо спланирована и что российские регулярные военные части и наемники незаконно вошли в Грузию до 8 августа, пока длился обстрел грузинских деревень, до начала военных действий. Более того, отчет подтверждает, что чистка «этнических грузин практиковалась и во время, и после конфликта в августе 2008 года». В целом, отчет заключает, что события, имевшие место в ночь с 7 на 8 августа были частью продолжающегося крупного конфликта и представляли собой точку кульминации долгого периода возрастающей напряженности, провокации и инцидентов с насилием.
В октябре 2008 года, в соответствии с Соглашением о прекращении огня от 12 августа, были введены Женевские международные дискуссии по безопасности, стабилизации и возвращению внутренне перемещенных лиц и беженцев, под сопредседательством ЕС, ООН и ОБСЕ и при участии представителей США. На сегодняшний день проведено 32 раунда дискуссий, к сожалению, без какого-либо ощутимого результата.
«РФ ПРОДОЛЖАЕТ ИГНОРИРОВАТЬ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА...»
Сегодня, в седьмую годовщину российско-грузинской войны, Российская Федерация продолжает игнорировать свои обязательства, взятые Соглашением о прекращении огня от 12 августа 2008 года. Вместо того, чтобы вывести свои войска на довоенные позиции, РФ усилила свои военные базы, которые нелегально размещены на оккупированных территориях Грузии, увеличив число военного персонала и развернув там тяжелое наступательное вооружение, в том числе ракетные системы С-300, «Смерч» и «Точка У». Учитывая дальность действия этих вооружений, их развертывание несет угрозу не только Грузии, но и всему региону.
Сложившаяся на оккупированных территориях ситуация вызывает особую озабоченность, учитывая, что ни один из международных механизмов мониторинга там не работает с тех пор, как в 2009 году Россия наложила вето на мандаты ООН и Миссии наблюдателей ОБСЕ. У развернутой в Грузии сразу же после августовской войны Мониторинговой миссии ЕС до сих пор нет доступа на территорию оккупированных Абхазии и Цхинвальского региона, как это предусмотрено ее мандатом, туда не допускаются и представители международных гуманитарных организаций, что говорит о многом. На этом фоне Грузия высоко ценит усилия Мониторинговой миссии ЕС, которая, несмотря на невозможность полного выполнения мандата, является единственным международным инструментом обеспечения безопасности.
Сложной остается и гуманитарная ситуация на оккупированных территориях. В 2011 году российские оккупационные силы начали установку колючей проволоки и других искусственных заграждений вдоль линии оккупации в Абхазии и Цхинвальском регионе, а в 2013 году этот процесс был возобновлен с новой силой. В настоящее время общая длина заграждений превышает 60 км и процесс до сих пор продолжается. Установка искусственных заграждений на линии оккупации значительно повлияла на повседневную жизнь местного населения. Люди, проживающие в оккупированных регионах и на прилегающих территориях, лишены минимальных гарантий безопасности, фундаментальных прав и свобод, включая свободу передвижения, семейную жизнь, право на образование на родном языке и другие гражданские и экономические права. Такие незаконные действия заблокировали доступ местного населения к их сельскохозяйственным землям, питьевым и ирригационным системам водоснабжения. Жители не могут попасть на местные кладбища и получить неотложную медицинскую помощь. На некоторых участках забор из колючей проволоки вторгается на территорию, контролируемую центральным правительством Грузии. При этом дома и сельскохозяйственные угодья местного населения остаются по ту сторону колючей проволоки. Одним из главных вызовов для местного населения остается задержание при пересечении оккупационной линии — только в 2014 году свыше 3000 человек было задержано в Абхазии и Цхинвальском регионе.
О ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ ВДОЛЬ ЛИНИИ ОККУПАЦИИ
Параллельно с заграждениями, российские оккупационные силы начали установку информационных знаков о прохождении так называемой государственной границы вдоль линии оккупации. Последние знаки были установлены в Горском районе, в селе Цителубани, в оккупированном районе Ахалгори в селе Орчосани и расширили так называемую пограничную зону на 50 — 150 метров вглубь территории контролируемой Правительством Грузии.
Подобными незаконными действиями российские оккупационные войска взяли под контроль значительный отрезок стратегического нефтепровода «Баку — Супса» (приблизительно 1600 метров вдоль деревни Орчосани). Что касается села Цителубани, оно находится близко к другой части нефтепровода «Баку — Супса», на расстоянии 50 м. Нефтепровод «Баку — Супса» — Western Route Export Pipeline управляется компанией British Petroleum и переправляет нефть из Азербайджана в Грузинский черноморский терминал «Супса», обладая способностью транспортировки до 100 тыс. баррелей нефти в день. Информационный знак в селе Орчосани находится в непосредственной близости (450 м) от главной автомагистрали, соединяющей восток и запад Грузии. Территория, которая попала под новую линию оккупации, охватывает примерно 60 га. В результате всего этого, 143 семей остались без доступа к своим сельскохозяйственным угодьям и урожаю.
Важно отметить, что в рамках визита в Грузию 20 — 21 июля текущего года оккупационную линию посетил президент Европейского Совета Дональд Туск, продемонстрировав поддержку Грузии и назвав действия России опасной провокацией.
Россия продолжает осуществлять и другие шаги в направлении ползущей аннексии оккупированных регионов Грузии, в частности, путем подписания «Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве» с оккупационными режимом в Сухуми (24 декабря 2014 г.) и «Договора о союзничестве и интеграции» с оккупационным режимом Цхинвали (18 марта 2015 г.). Оба документа направлены против суверенитета и территориальной целостности Грузии и представляют собой фактическую аннексию Абхазии и Цхинвальского региона, подразумевая их полную интеграцию в экономические, административные и социальные структуры и, самое главное, — в военное пространство России.
«ПОЛИТИКА ГРУЗИИ ПО ДЕЭСКАЛАЦИИ СТОЛКНУЛАСЬ С ОЧЕРЕДНОЙ ВОЛНОЙ ПРОВОКАЦИЙ СО СТОРОНЫ РОССИИ»
Подобного рода действия Россия осуществляет на фоне предпринимаемых правительством Грузии шагов для деэскалации и поэтапной нормализации отношений с Российской Федерацией.
В частности, Грузия в одностороннем порядке взяла на себя обязательство неприменения силы; дала согласие на вступление РФ во ВТО; в одностороннем порядке упразднила визовый режим для граждан России; премьер-министр Грузии назначил Специального представителя по вопросам отношений с РФ посла Зураба Абашидзе, чем еще раз подтвердил политическую волю улучшать экономические, культурные и гуманитарные связи с Россией, что дало определенные результаты в развитии торговых, экономических и культурных связей: например, грузинские продукты (вино, минеральные воды и сельскохозяйственные продукты) вернулись на российский рынок, возобновились прямые рейсы между грузинскими и российскими городами, активизировались контакты между людьми; сборная Грузии приняла участие в зимней Олимпиаде-2014 в Сочи, а правительство Грузии выразило готовность сотрудничать с соответствующими российскими структурами по вопросам, связанным с обеспечением безопасности проведения международного спортивного мероприятия.
Однако, несмотря на определенное продвижение в экономических и культурных отношениях, в политическом плане курс нашей страны на деэскалацию столкнулся с очередной волной провокаций со стороны России, выраженной в установке колючей проволоки и так называемых пограничных знаков, в подписании так называемых договоров, которые направлены на окончательное присоединение оккупированных регионов Грузии.
На сегодняшний день Женевские консультации остаются единственным форматом для решения гуманитарных вопросов и вопросов безопасности между Грузией и Россией. К сожалению, РФ не идет на диалог по ключевым вопросам повестки дня переговоров: отказывается брать на себя обязательства по неприменению силы в ответ на аналогичные обязательства взятые Грузией, препятствует переговорам о создании международного механизма безопасности внутри оккупированных территорий и продолжает политизировать чисто гуманитарные вопросы, в первую очередь, возвращение временно перемещенных лиц и беженцев.
Несмотря на эти актуальные вызовы, Грузия успешно продолжает строить демократическое, свободное, европейское государство и интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры, подтверждением чего является подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.